К проблеме качества образования при дистанционном обучении

№ 3 от 2014 года
Автор: Бутова В. Н.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
butovavn@mail.ru

В настоящее время дистанционные образовательные технологии все активнее внедряются на все уровни общего и профессионального образования в России. Если совсем недавно о дистанционном обучении в России речь шла применительно к курсам повышения квалификации и переподготовки, то в настоящее время эта образовательная технология все активнее применяется на всех формах обучения, определенных Статьей 17 Закона об образовании: очной, очно-заочной, заочной форме.

Среди основных преимуществ этой образовательной технологии – возможность обучающегося формировать информационную образовательную среду посредством электронного обучения, выполняя при этом задания в удобном для него темпе, в удобное время и из любой точки Планеты.

Следующим фактором, определяющим преимущества этой образовательной технологии, является решение важнейшей проблемы – научить человека самообучаться и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию через всю жизнь.

Возможности современных информационных технологий, интернет позволяют оперативно осуществлять доставку разработанных учебных и учебно-методических материалов, причем способы доставки материалов постоянно совершенствуются. В настоящее время обучающийся может изучать учебные курсы с планшетов, телефонов, что существенно экономит его время: он может обучаться, находясь в самолете, в метро, отдыхая на пляже в период отпуска [1, с. 50]. Например, в АНО ВПО «Региональный финансово-экономический институт» (РФЭИ) это стало возможным, благодаря разработанной отделом IT платформы EduArea, которая в настоящее время совершенствуется и поэтапно заменяется более совершенной платформой. Однако остро стоит проблема качества образования при дистанционной
образовательной технологии как самой молодой в образовании.

Проблематика применения новых информационных технологий при организации дистанционного обучения рассматривалась в работах исследователей О.П. Молчанова, В.В. Давыдова, О.В. Долженко, А.А. Иванникова, Т.В. Ковалевой, А.Н. Тихонова и др. Технологии дистанционного обучения нашли отражение в исследованиях зарубежных авторов L. Harasim, M.S.Knowles, M.G. Moore и др. В настоящее время ведутся исследования, затрагивающие проблемы качества образования при дистанционной технологии обучения.

В работе мы рассмотрим эту проблему на примере организации дистанционного электронного обучения (е-learning) в РФЭИ.

Преподаватели, разрабатывающие учебные материалы (pdf-тексты лекций, ppt-презентации, видеопрезентации, аудиофайлы), практические задания, компьютерные практикумы и методические рекомендации по их выполнению, а также различные формы осуществления итогового контроля, – это лишь одно звено в цепочке качественного дистанционного обучения. Следующий этап – выгрузка учебных материалов на портал. Эта работа осуществляется специалистами по наполнению портала. Сопровождение качественной работы портала – задача специалистов отдела IT.

Задача обучающегося (студента) – превратить полученную на портале информацию в знания. Как осуществить этот процесс с максимальной отдачей, в большей степени зависит от обучающегося.
Он должен обладать высокой самообразовательной активностью: определить учебную цель, четко сформулировать проблему, концентрируя внимание не только на главных, на его взгляд, вопросах, но и деталях. Обучающийся на основе дистанционных образовательных технологий должен обладать способностью к рефлексии – это следующая особенность дистанционных образовательных технологий. Что подразумевает рефлексия (reflexio) – способность обучающегося исследовать то, что ему уже известно, что он уже умеет делать в этом направлении с дальнейшим акцентом на конечных результатах деятельности [4, с. 237].

В этой работе мы не ставим целью изучение рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а лишь рассмотрим ее в контексте повышения качества образования при дистанционных образовательных технологиях.

Способностью к рефлексии обладают дети дошкольного возраста. Представим ситуацию: вы поставили перед ребенком задачу – нарисовать новогоднюю елочку. Он мысленно, а возможно, и вслух прокомментирует, а что для выполнения этого задания он уже знает. Он видел, как выглядит елочка, какого она цвета. Для этого ему потребуется лист бумаги, зеленый карандаш или краски и кисточка. Таким образом, ребенком осуществлен мыследеятельный процесс – выяснение того, что он уже знает. Следующим этапом будет решение поставленной задачи на основе имеющихся знаний.
Применительно к РФЭИ, хорошим, на наш взгляд, началом формирования, а точнее, рефлексивным осмыслением и поиском новых знаний являются учебные дисциплины нулевого этапа: «Основы предпринимательства», «Начала бухгалтерского учета», «Информатика», «Управление кадровой деятельностью», «Организация и технологии бизнес-обучения». Эти учебные дисциплины являются одинаковыми и обязательными для всех профилей подготовки в РФЭИ. Их изучение ставит обучающихся в ситуацию акцентирования внимания не только на знаниевых продуктах деятельности, но и самой деятельности.

Являясь источником внутреннего опыта, рефлексия выступает и своеобразным мыслительным инструментом. Процесс рефлексии очень сложен ввиду того, что вопросы, которые обучаемый на этом этапе задает себе, не всегда имеют ответы.

По отзывам студентов, учебные курсы нулевого этапа помогают им скорректировать дальнейший образовательный путь.

Подтверждением тому являются проводимые нами в этом направлении маркетинговые исследования.

Процесс обучения не может рассматриваться без обратной связи, и рефлексия с ней достаточно тесна. При этом рассматривается как внешняя, так и внутренняя обратная связь.

Внешняя связь подразумевает действия от обучающего (преподавателя) к обучаемому (студенту). Как правило, она носит характер управления и ставит целью продиагностировать, оценить и скорректировать деятельность обучающегося.

Внутренняя связь подразумевает действия обучающегося к самому себе. Ее функциями являются: оценочная, корректировочная и мотивационно-стимулирующая.

По мнению ряда исследователей, учит не бесконечное повторение одних и тех же операций, а «направляемая рефлексия», т.е. усвоение является своего рода продуктом рефлексивного процесса [5, с.279].
В ряде исследований нами уже отмечалось, что качество дистанционного обучения зависит и от интенсивности обмена информацией между обучаемым и обучающимся, от подготовленности в использовании современных сервисов общения (ICQ, чат, форумы, блоги и т.д.).

Внедряемые в образование интенсивные методы обучения ведут к поиску наиболее эффективных способов контроля. При дистанционном обучении в РФЭИ используются различные организационные формы контроля, которые дополняются специально разработанными компьютерными программами, усиливающими эффективность и своевременность контроля знаний. Функцию проверки при этом выполняет сама программа, результаты проверки отражаются в зачетной книжке обучающегося. В случае неудовлетворительного результата студент запрашивает повторно на портале экзаменационный лист и осуществляет повторную пересдачу работы, при этом количество пересдач ограничено, и вся информация о работе студента отражается в его личном образовательном пространстве.

Существенную помощь в проверке качества усвоенного материала обучающимися оказывают сервисы интернета, что было рассмотрено в ряде наших исследований [2, с.50-60].
Например, использование сервисов интернета позволяет не только автоматизировать процесс проверки знаний обучаемого по конкретной теме, но и определить, насколько письменная работа насыщена необходимыми терминами и, как следствие, насколько глубоко студент усвоил изучаемую дисциплину или какой-то раздел дисциплины. В частности, это относится к сервису «Оптимизатор текста», размещенному на сайте SeoTXT.com. Сервис является бесплатным и не требует загрузки программы и регистрации в системе [2, с.52].

Практика осуществления дистанционного обучения в РФЭИ показывает, что основное внимание должно уделяться самим процессам преподавания и обучения, а не технологии ради технологии. И, как показывает опыт работы, эффективность разработанных учебных и учебно-методических материалов – это лишь частичка в общей составляющей эффективности дистанционного обучения. Проводя маркетинговые исследования со студентами, обучающимися по дистанционной образовательной технологии, было выявлено, что отсутствие непосредственного общения преподавателя со студентом является причиной не достаточного контроля качественного освоения учебного материала и, в целом, одной из важнейших проблем дистанционного обучения.

Разрешением практически всех проблем, указанных выше, является взаимодействие обучаемого и обучающего – внешняя связь, которая при дистанционном обучении в РФЭИ осуществляется такими способами:

  • при проверке выполненных студентом самостоятельных и контрольных заданий. В разделе «Примечание» виртуального образовательного пространства студента при выставлении дифференцированных или недифференцированных зачетов преподаватель дает исчерпывающие комментарии по выполненной студентом работе;
  • устная консультация преподавателя посредством созданного в институте call- центра;
  • письменная консультация у преподавателя с помощью электронной почты;
  • индивидуальная консультация студента через блоги, созданные на всех профилях существующих в вузе направлений подготовки и всех специальностях;
  • при защитах курсовых работ и дипломных проектов.

Переход в ближайшее время на новую платформу позволит повысить эффективность обратной связи и, соответственно, качество обучения.

В целом, в системе образования и, в частности, при дистанционном обучении важно понимание, «что рациональное применение информационных технологий и сред в преподавании и обучении состоит в сосредоточении особого внимания на образовательных целях, которым эти технологии служат» [4]. С этим тезисом, выдвинутым американским исследователем М.Г. Муром в 2002 г., нельзя не согласиться. Рассматривая проблему качества дистанционного обучения, необходимо отметить взгляд А.П. Валицкой на дистанционное обучение как «вид обучения, сообразный потребностям современной культуры, где главенствуют социокультурные и психолого-педагогические идеи, закономерности и принципы» [3, с.22].

Современные технологии дают возможность обращения к источникам информации в любую точку мира на основе Интернета, развивают глобальность мышления обучающихся, побуждают к изучению нового. И очень важно, чтобы имеющиеся технические возможности в совокупности с желанием обучающихся к изучению нового привели к качественным изменениям в образовании.

Как показала практика, в настоящее время технические вопросы по организации дистанционного обучения лучше изучены и освещены по сравнению с вопросами контроля и мониторинга качества дистанционного обучения. Это проблемы, которые требуют дальнейшего исследования и изучения.

Список литературы

  1. Бутова В.Н. Роль информационно-образовательной среды вуза в формировании профессиональных компетенций бакалавров.//«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования». – 2014. – C.48-55.
  2. Бутова В.Н. Сервисы интернета в организации электронного обучения //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. – М.: РУДН. – 2013. – №3. – С.50-60.
  3. Валицкая А.П. Российское образование. Модернизация и свободное развитие // Педагогика. – 2001. – №7. – С.22.
  4. Мур М. Г. Факторы, влияющие на успеваемость и неуспеваемость в дистанционном образовании: [элетронный ресурс]. URL:http://gdenet.ru/bibl/menegment/education/5.1.html.
  5. Щедровицкий Г.П. Лекции по педагогике / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 11. – М., 2007. – 400 c.