Концепция обучения пожилых людей компьютерной грамотности

№ 3 от 2014 года
Автор: Долженков С. В.
УДК 377.4
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
sergio46kursk@yandex.ru

В России с каждым годом увеличивается количество граждан пенсионного возраста, так в 2014 году численность пенсионеров составила более 38 миллионов человек, что на 400 тысяч человек больше, чем в предыдущем году. По прогнозам экспертов, к 2035 году число пенсионеров и работающих граждан может сравняться, что создаст серьезные проблемы для пенсионной системы. Еще больше ухудшает ситуацию снижение количества трудоспособных граждан – треть смертей происходит именно в трудоспособном возрасте. В то же время только 37 % пенсионеров продолжают работать, поэтому один из методов решения названных проблем – задействование «рабочего» резерва из числа пенсионеров.

Для реализации этого решения в России запустили проект под названием «Университет пожилого человека». Проект ставит перед собой сразу несколько задач:

  1. Совершенствование профессиональных навыков пенсионеров.
  2. Знакомство с современными условиями труда.
  3. Расширение общего кругозора.

Рассмотрим, как происходит обучение пенсионеров на примере работы факультета «Основы компьютерной грамотности». Этот факультет, по сути, является одним из важнейших направлений обучения, так как в требованиях к соискателю вакансий все чаще появляется строчка «Знание ПК». Этот факт не вызывает удивления, потому что к компьютерам все уже давно привыкли и многие организации давно встали на рельсы компьютеризации. Но когда мы говорим об этом, то забываем, что большая часть пенсионеров к компьютерам как раз и не привыкла. В этом часто и заключаются проблемы с трудоустройством пенсионеров. Зачем тратить средства на обучение пенсионеров работе с компьютером, когда можно взять на работу более молодого специалиста с большим знанием ПК? Только вот молодых специалистов, как было сказано выше, становится все меньше.

Итак, обучение основам компьютерной грамотности, на наш взгляд, должно решать ряд важных задач:

  1. Собственно, освоение пенсионерами работы с компьютером, что в дальнейшем может быть использовано в продолжении профессиональной деятельности и в личных целях.
  2. Побуждение к дальнейшему самостоятельному изучению компьютера.
  3. Расширение круга общения пенсионеров и уменьшение эффекта социальной изоляции.
  4. Улучшение благосостояния пенсионеров, так как открывшиеся возможности для покупки товаров, оплате различных услуг позволяют пенсионерам эффективнее использовать имеющиеся средства.

Исходя из перечисленных задач, была разработана концепция обучения и специальные методические пособия.

Любая система обучения, чтобы быть эффективной, должна учитывать возрастные особенности обучаемых. Так как компьютер в жизни многих сегодняшних пенсионеров появился совсем недавно, то им очень трудно понять принципы работы с ним. Работа с компьютером ломает множество стереотипов, сложившихся за их немаленькую жизнь. Основной из них связан с реальностью всего, что существует. А компьютер – это уже часть виртуального мира. Например, для них текст существовал только на бумаге, и его нельзя было просто и без последствий исправить или вообще удалить в отличие от компьютерного текста. К слову, самая первая и значительная сложность, как бы это парадоксально ни звучало, заключается в мышке. По сути, реальные действия мы совершаем с мышкой, но они обретают результат в виде действий с курсором. И происходит это совсем в другом устройстве (мониторе) и совсем в другой форме (форме курсора). Большое количество функций у одного устройства (речь все о той же мышке) тоже не делает изучение проще и к тому же усложняет их запоминание. К тому же, как известно, с возрастом память, так или иначе, ухудшается. И эту проблему нельзя не учитывать, так как с ней связана, возможно, самая серьезная трудность в обучении пенсионеров.

Но эти и другие проблемы можно преодолеть при грамотном подходе к процессу обучения. Исходя из особенностей усвоения информации пенсионерами, при обучении нужно учитывать некоторые из законов памяти. К ним относятся закон интереса, осмысления, действия и повторения. Это означает, что, прежде всего, в обучении должны использоваться интересные программы. А процесс обучения следует делать в большей степени практическим и выстраивать его на детальном изучении функций и на многократном закреплении информации. В то же время общее количество занятий накладывает ограничения на программу обучения. Она должна быть сжатой и максимально эффективной. Поэтому изучение не строится на освоении всех программ, которые могут пригодиться в работе. Изучаются программы, необходимые в большинстве своем работникам, использующим компьютер в качестве вспомогательного средства. Большое внимание также должно быть уделено основам работы с ПК, так как это позволит пенсионерам лучше понять процесс работы с компьютером, и после окончания обучения они смогут самостоятельно осваивать новые программы и возможности компьютера.

На сегодня использование компьютера очень тесно связано с интернетом. Как известно интернет расширил рамки нашего мира. И именно он необходим, чтобы расширить рамки, в которых находятся наши пенсионеры. Поэтому значительная часть программы должна быть направлена на изучение работы в интернете. И эта часть программы будет оказывать влияние на все 4 задачи, перечисленные выше.

  1. В профессиональной деятельности интернет используется во многих аспектах. Это и поиск необходимой для работы информации, и обучение с помощью интернет-курсов, и работа с профессиональными интернет-сервисами.
  2. Влияние на вторую задачу складывается из огромного количества интересной информации в интернете, получение которой, к тому же, не является сложной задачей. Но основное преимущество интернета в рамках этой задачи заключается в наличии самой разнообразной информации о работе с компьютером: справочные системы, обучающие инструкции, видеоуроки, и даже разъяснения других пользователей.
  3. Возможности интернета как нельзя лучше подходят для решения социальной задачи, поскольку изначально интернет дал развитие новым способам общения. Системы обмена мгновенными сообщениями, программы для видеообщения, электронная почта, социальные сети, различные форумы: все это существует благодаря интернету. И с помощью этих, новых для пенсионеров, способов общения они смогут посмотреть на мир новыми глазами. Пенсионеры смогут по-новому общаться не только со своими родными, которые зачастую находятся в других городах, но и с новыми друзьями, познакомиться с которыми они могут во всемирной паутине.
  4. Если с первыми тремя задачами все понятно, то касательно четвертой можно задать вполне справедливый вопрос. Как использование интернета может улучшить благосостояние пенсионеров? Чтобы на него ответить, достаточно вспомнить, как любят продавцы многих магазинов «предлагать» доверчивым людям не очень хорошие товары по очень неприличным ценам. И именно пенсионеры очень часто оказываются в роли таких доверчивых людей. А интернет позволяет исключить влияние таких продавцов, что позволит пенсионеру сделать более рациональные покупки и избежать ненужных трат.

Таким образом, в ходе разработки концепции обучения мы определили задачи, которые должны быть выполнены в процессе обучения, и нашли средства их решения. Также мы выявили основные проблемы, возникающие при изучении компьютера пенсионерами, и попытались найти оптимальное решение для каждой из них. Более того, созданная нами концепция уже успешно используется при обучении пенсионеров в «Университете пожилого человека» на базе РФЭИ.

Список литературы

  1. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.
  2. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  3. Шенцев М. В. Информационная модель памяти. – С.Пб., 2005.