Образ женщины в творчестве В.И. Ерофеева

№ 2 от 2014 года
Автор: Павелушкина А. А.
Научный руководитель: Пронина Т. Д.
УДК 75
Курский государственный университет
kjgfnf01@list.ru

Творчество народного художника Василия Ивановича Ерофеева тесно связано с Курским соловьиным краем. Он живет и трудится в Курске. Им создано множество произведений о наших современниках, женщинах-труженицах.

Женская тема увлекает художника с раннего периода творчества. Ещё с юношества он благоговел перед женским полом. «Сколько себя помню, – говорит художник, – помню мать: молодую, маленькую, набожную, работящую, всегда пугающую богом, вечно занятую чугунками и вязанками. У нас в доме всегда были порядок и чистота. А стены нашей хаты-пятистенки были пропитаны запахом свежевыпеченного хлеба» [1, с. 13]. С детства Василий Иванович уважал женщин за нелегкий труд, он чувствовал перед собой долг перед женщиной. Земля, Родина, Женщина – для него это как явление жизни, ее продолжение. Без этих понятий не было бы художника, не было бы его живописных полотен. «Так я и работаю по сей день, славя красоту наших холмистых полей, трудолюбие и неповторимость земляков и особенно землячек» [2].

Женские лица в его произведениях всегда притягательны, от них тяжело оторвать взгляд. Отличительной чертой в его работах является наличие у большинства изображаемых лиц голубых глаз – это все от внутренних притязаний художника. Голубые глаза присутствуют у его жены, детей и у внуков. Таким образом, он создал свой любимый женский образ. Его девушки – сельские, натруженные, большеглазые, белолицые, стройные, длинноногие, с тонкими пальцами на руках, и они всегда как будто вне времени, всегда одеты по моде тех лет. И во всех ликах присутствует образ жены Аллы Михайловны.

Художник всегда «воспевал» красоту русской женщины. На основе глубокого изучения жизни он создал правдивые образы женщин разных поколений, возрастов и индивидуальностей. Он умело раскрывает в своих работах женское духовное богатство. Каждый сюжет В.И. Ерофеева несет тему женской судьбы. Художник старается показать в своих работах значение женщины в современном обществе. С каждой новой работой Василий Иванович стремится придать социальное звучание женским образам. Культ женщины – это вечный предмет искусства. В картинах мастера всегда откликается память прошлого через творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Дейнеки. Опираясь на традицию, Василий Иванович всегда стремится решить проблемы нашего времени. Он пытается донести до зрителя любовь к родной земле, радость ручного труда, образ настоящих женщин.


Счастье, 1972 г.

Очень знаменита картина «Счастье» (1972 г.). Она возникла из впечатлений от поездок по колхозам Курской области с А.И. Гримальским. В своих этюдах при создании картины Василий Иванович Ерофеев стремился передать всю синеву неба, скошенные поля, фигуры натруженных, загорелых женщин. Но пластического решения в картине не наблюдалось. Мастер все время искал образы, рисовал с натуры, схематично делал наброски на картоне. Он рисовал колхозниц с разных ракурсов, ища необходимый поворот головы, движения рук. Натурщицами являлись студентки худграфа. Все героини были живыми людьми. В этом произведении чувствуется романтика, искренность, доброта. Картина очень яркая, теплая, есть ощущение жаркой августовской поры. На картине работающие женщины не смотрят на зрителя, а смотрят с большим умилением вниз, на фигуру в центре картины. Это создает некий психологический акцент на главное, ради чего было создано произведение. Центральная фигура – женщина, кормящая младенца грудью. Это образ матери. Ведь какое еще может счастье для женщины? Конечно, счастье – быть матерью. Картина нашла широкий отклик в разных кругах общественности. В творческом наследии художника образ женщины занимает значительное место.


Курские красавицы, 1980 г.

«Курские красавицы» (1980 г.) – ещё один шедевр В. Ерофеева. Произведение очень добродушное, чувствуется, что мастер старается раскрыть молодость, юность чистыми, яркими красками. В картине изображается группа девушек, которые после трудового дня пришли к кругу друзей, чтобы отдохнуть и повеселиться. Действие происходит в зимний период, когда празднуется масленица. Об этом говорит задний фон картины, где изображены разные увеселительные программы. Автор с большим мастерством передал психологическое состояние героинь. В таком знакомом сюжете художник открывает что-то волнующее, интересное, берущее за душу. В работе легкими формами, мягкими переливами света он передает простоту девушек и легкость характера. Чуть сближенные тональные отношения и сложная цветовая гамма помогли передать настроения девушек, их духовность, эмоциональность. Лица у героинь просты, руки смуглы, что говорит о работе в поле в летнее время, стройные девичьи фигуры. В центре изображена молодая девушка, она как будто смотрит на зрителя. У нее скрещены руки, ее голову прикрывает цветастый платок. Большое внимание к себе привлекает девушка в красной шубе. Ее фигура держит центр картины. Молодая девушка делает приветливый жест рукой, что настраивает на положительный настрой. Еще интересно, что художник также уделил внимание сумке этой героини. На ней изображен символ первых Олимпийских игр в СССР в 1980 году. Фигуры девушек кажутся огромными по сравнению с дальним планом. Это еще одна черта художника – увеличивать главное, чтобы привлечь внимание зрителя, и при этом преуменьшать второстепенное.

Любуясь работами В.И. Ерофеева, поражает его неравнодушие к женскому духовному миру. Полотна художника наделены оптимизмом, жизнерадостностью и любовью. Женские образы теплы, задушевны и вызывают восхищение.

Список литературы

  1. Брынцев Л.А. Призвание. Художник – педагог Василий Ерофеев. Жизнь и творчество. – Курск: изд.-во Курский гос. ун-т, 2001.
  2. Белова Е. Красота – имя существительное: [электронный ресурс]. URL: http://www.vipvkurske.com/articles/587/.