Роман Ветров. Живопись как игра
№ 2 от 2014 года
Автор: Спешилова Д. П.Научный руководитель: Пронина Т. Д.
УДК 75
Ветров Роман Викторович – курский художник, доцент Курского государственного университета. Решение заниматься художественной деятельностью пришло давно, еще со школьных лет, благодаря своим наставникам, Е.Е. Колесникову, который дал базовые знания в сфере искусства на школьных кружках по труду, и А.В. Гаврикову, который помог пройти хорошую подготовку, овладеть необходимыми навыками для поступления на художественно-графический факультет Курского госуниверситета. После успешного завершения обучения в вузе Романа Викторовича пригласили остаться в университете, но уже в другом статусе – статусе преподавателя.
Живопись Р.В. Ветрова пронизана солнечным светом палитры, разнообразием цвета, мастерством и изысканностью форм. В чем смысл притяжения взглядов зрителя? Может быть, в чистоте красочной гаммы и мастерстве колористического решения, в гармонии тепло-холодных тонов. А может, пленяет ритмичное движение мазка на полотне. После беседы с художником многое становится понятным ....
В творчестве художника был период, когда он столкнулся с пониманием того, что натура «порабощает» его и заставляет от нее зависеть. И Роман Викторович меняет творческие приоритеты: колорит, «надавливает» на цвет и свет, изображает их не такими, как они есть, а только после преломления в своем сознании выплескивает на полотно. Художник очень любит работать над процессом создания композиции, ему интересно немного «поломать» ее, подстроить под свое состояние и атмосферу, чтобы она зависела от тебя, а не наоборот. Картины Р.В. Ветрова никогда не бывают перегружены ненужными деталями, они всегда радуют зрителя аккуратностью и внимательностью к мелочам: это правильно подобранные, выверенные по форме и содержанию композиции. В живописи Ветрова немалая роль отведена цветовому пятну – оно несет в себе свет и звучность колорита. Художник наполняет свои полотна светом, который идет от столкновения красок. Он наносит краски на полотно энергично и стремительно. Манеру письма предпочитает более пастозную, нежели лессировочную.
Натюрморт на фоне ковра, 2010 г.
Колорит картины не планируется заранее, а рождается в процессе долгой и плодотворной работы. Также и замысел композиции у художника порой приходит не сразу. Он просто берет холст, наносит на него краску, а в процессе, глядя на пятна, мазки и колорит, рождается сама идея. Время на работу уходит разное. Порой наступает критический момент, и художник отставляет работу на некоторое время, а потом с новыми силами, свежим взглядом и мыслями возвращается к ней. Роман Викторович из тех художников, которые получают удовольствие от самого процесса работы, от создания картины, нежели от результата. Хотя ему также важен и результат, а также критический взгляд на его творчество со стороны.
Натюрморт с самоваром и чайником, 2012 г.
Роман Викторович черпает свое вдохновение из окружающих его вещей, природы. Его вдохновляет творчество художников-предшественников постимпрессионистов Винсента Ван Гога и Поля Сезанна. Также вдохновляют выездные пленэры, посещение художественных музеев, всё то, что позволяет оторваться от повседневности и поискать идеи в других местах. Таким положительным итогом стала одна из его последних работ «Натюрморт с кактусом» (2014г). После посещения Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина его зацепил зеленый глубокий колорит одной из старинных икон. Это стало импульсом для последующей работы.
Натюрморт с белым кувшином и зеленой бутылкой, 2010 г.
В настоящее время приоритетным жанром искусства для Романа Викторовича является натюрморт. Эта «натура», как считает он, является самой неизменной и всегда готова пойти на контакт. В нем большой диапазон для игры («Натюрморт на фоне ковра» 2010г., «Натюрморт с самоваром и чайником» 2012г).
Погасшие солнца или натюрморт с увядшими подсолнухами в аллюминевом бидоне, 2010 г.
Тема игры в творчестве Р.В. Ветрова всплыла неслучайно. Весь творческий метод художника построен на игровой фантазии и игровой комбинации. Много философов и мыслителей поднимали вопрос о феномене игры в искусстве. Так, например, «Шлейермахер рассматривал игру как сферу «свободного общения», где человек имеет возможность оптимально реализовать свою индивидуальность. Суть искусства заключается в «свободной игре фантазии»; здесь человек реально достигает своей внутренней свободы и осознания этой свободы» [1, с.189]. «Хёйзинга Й. считал, что главный результат игры – достижение состояний высочайшего духовного наслаждения, неземной радости, особой «веселости» [2, с.7]. В жанре натюрморта Р.В. Ветров старается донести до зрителя внутреннюю взаимосвязь между предметами и художником, то поле «свободного общения», которое он пропускает через себя.
Старый дом, 2008 г.
В начале творческого пути Роман Викторович, пройдя хорошую школу академической живописи и рисунка, работал преимущественно в реалистическом направлении. Но после заложенного фундамента перешел на другую ступень осмысления и отношения к живописи, манере, направлению и искусству в целом. Искусство становится теперь для него некой игрой. Когда он работает над натюрмортом, то самой постановки может и не быть, это натура рождается в его голове, на основе уже увиденных им образов. Пожалуй, именно такой процесс можно назвать настоящим игровым творчеством. В такие моменты начинается игра художника с его сознанием, образным мышлением и теми предметами, которые он хочет изобразить на холсте («Натюрморт с белым кувшином и зеленой бутылкой» 2010г., «Погасшие солнца или натюрморт с увядшими подсолнухами в аллюминевом бидоне» 2010г).
Меланхолия, 2008 г.
Также он, Р.В. Ветров, с удовольствием работает в жанре пейзажа, когда выходит на пленэр или выезжает куда-нибудь («Старый дом» 2008г., «Меланхолия» 2008г). Ему хочется больше уделять внимания академическим постановкам, заниматься портретом, но не хватает на все время. Но, возможно, именно это желание будет мотивировать художника, чтобы перейти на следующую ступень в своем творческом развитии.
Р. Ветров является очень плодовитым художником, и успех в творчестве пришел к нему не сразу, только через долгую и упорную работу. Он говорит, что «количество рождает качество». Спорно, конечно…
За художественными полотнами Романа Викторовича мы видим художника-искателя, художника, который не склонен останавливаться, достигнув чего-то, не удовлетворяется осуществленным, а думает о будущей работе, находится в постоянном поиске.
Список литературы
- Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура
- Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992. — С. 7.