Структура электронного учебного курса

№ 2 от 2014 года
Автор: Дорофеева Т. В.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
tgalcova@mail.ru

В настоящее время все более востребованными оказываются такие формы получения образования, когда усвоение учебного материала становится возможным без отрыва от основного вида деятельности, в удобное для обучающегося время. В связи с этим большую популярность приобретает электронное обучение, что отражается и в законодательстве Российской Федерации.

Так, в новом законе «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий статья 15 была дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1. При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [1].

Если проанализировать определение, приведенное в официальном документе, то становится очевидным, что «для организации образовательного процесса в условиях электронного обучения необходимо соблюдение следующих параметров:

  1. информация, требующаяся для осуществления процесса обучения, должна быть структурирована в электронном виде;
  2. для обработки и передачи данной информации необходимо задействовать определенные технические средства и информационные технологии;
  3. для передачи информации необходимо иметь налаженную линию связи» [4].

Каким же образом можно структурировать информацию в электронном виде? Наиболее часто при реализации электронного обучения используются электронные учебные курсы.

Электронный курс – достаточно широкое понятие, трактовать которое можно по-разному. В первом случае понятие «электронный курс» отождествляется с понятием «электронный учебник»: «Электронным образовательным ресурсом, который наиболее часто используется при изучении гуманитарных дисциплин, является учебник, основанный на использовании гипертекста, видео- и аудиоприложений, анимации, большого количества иллюстративного материала, – электронный учебник» [2].

По нашему мнению, эти два понятия нельзя считать синонимичными, так как электронный учебник – это просто текстовой материал, который представлен в электронном виде и размещен либо в сети Интернет, либо на электронном носителе. Хотя здесь и возможно использование определенного иллюстративного материала, аудио и видеоприложений, но отсутствует как практическая часть, так и итоговый контроль.

Электронный же курс должен соответствовать нескольким критериям:

  • содержать и теорию и практику (практикум), а также проверочные задания;
  • быть интерактивным, вовлекать обучающегося в процесс получения информации;
  • содержать обратную связь;
  • иметь аккуратный дизайн.

В последнее время Интернет предлагает широкий спектр готовых электронных курсов по тем или иным дисциплинам, которые можно приобрести и использовать в работе (не забывая, конечно, про авторские права). Однако логично предположить, что качественный электронный курс может быть создан только непосредственно самим участником образовательного процесса в конкретном учебном заведении.
Рассмотрим структуру электронного учебного курса.

Прежде всего, каждый электронный курс должен содержать аннотацию, которая определяет особенности содержания курса, цели и ожидаемый результат обучения.

Кроме того, большую роль играют ресурсы, под которыми подразумеваются все учебные материалы, размещенные на сервере и доступные для самостоятельного изучения. Информация может быть предоставлена обучающемуся в любом формате. Это могут быть видеоролики, аудиоролики, графические файлы, обучающие компьютерные программы, виртуальные лабораторные работы, электронные учебники, тестовые базы для оперативного тестирования и тренинга, вводные и модульные лекции, выполненные в виде телелекций, слайдлекций и аудиолекций, гиперссылки, с помощью которых пользователь может получить доступ как к файлам вашего сайта, так и к ресурсам, размещенным в Интернете.

Важным элементом электронного учебного курса является глоссарий – перечень ключевых терминов с раскрытием их содержания. Глоссарий позволяет создавать и редактировать список определений, как в словаре. Наличие глоссария просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы.
Следующий учебный элемент, который обязательно содержится в электронном курсе, – это лекции, выстроенные по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями и вопросами. Учебный материал должен быть четко организован, разделен на небольшие, легко воспринимаемые и логически завершенные фрагменты учебного материала. Обучающийся читает материал по теме, после чего ему задаются некоторые вопросы. На неправильные ответы преподаватель может дать соответствующий комментарий. В зависимости от ответа ученика система пересылает его к другой странице или возвращает назад.

Следующий элемент – это задание – средство, с помощью которого преподаватель ставит задачи, ориентированные на проверку того, как обучающийся может выполнять определенные операции и действия, и которые требуют от студентов ответа в электронной форме (в любом формате). Результаты этой работы можно или загрузить на сервер в виде файла, или передать преподавателю другим способом. Потом преподаватель может просмотреть, прокомментировать на сайте и оценить эти работы.

Тест – средство контроля знаний. Сначала формируется база тестовых вопросов, которым назначаются разные параметры, из них составляются тесты. Тесты могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, на соответствие, эссе и др. Тесты могут быть обучающими (показывать правильные ответы) или контрольными (сообщать только оценку).

И, наконец, рабочая тетрадь – дистанционный аналог письменной контрольной работы или реферата [3].

Таким образом, разработанное организационно-методическое сопровождение учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий, позволяет студентам оставаться включенными в учебный процесс, поддерживать взаимодействие с преподавателями, обеспечивать электронными учебно-методическими материалами, доступом к информационно-образовательной сети образовательного учреждения.

Список литературы

  1. Дорофеева Т.В. К вопросу о сущности понятия «сетевое обучение» // Известия регионального финансово-экономического института. Электронный научный журнал. – 2013. – № 1: [электронный ресурс]. URL: http://science.rfei.ru/ru/2013/1/13.html.
  2. Дорофеева Т.В. Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе экономического профиля // Вестник ТГПУ. – 2013. – №1. – С.62-64.
  3. Создание электронного учебного курса в системе дистанционного обучения MOODLE: [электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2653.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974.