Ретроспективный анализ существующих определений информационной образовательной среды вуза

№ 1 от 2014 года
Автор: Бутова В. Н.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
butovavn@mail.ru

В настоящее время высшая школа приступает к реализации целей образования в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО 3+ по подготовке бакалавров с присвоением квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр».

В указанных стандартах, независимо от направлений подготовки, выдвинуты требования по формированию у выпускников общекультурных компетенций, общепрофессиональных компетенций, профессиональных компетенций и профессионально-прикладных компетенций как единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению широкого круга профессиональных задач.

Для достижения отмеченных ФГОС ВПО 3+ целей образования вузам необходимо привести систему обучения в соответствие с требованиями информационного общества, т. е. сформировать его информационную образовательную среду.

В настоящее время проведено множество исследований, посвященных проблематике формирования информационной образовательной среды вуза, в рамках данной статьи проведем ретроспективный анализ существующих определений.

В российской науке первые исследования, посвященные проблемам информационной среды, проведены Ю.А. Шрейдером в 70-х годах 20 века. Им была предложена концепция информационной среды. Так, по мнению Ю.А. Шрейдера, информационная среда является не только проводником информации, но и активным началом, воздействующим на участников этой среды. Исследователем вводится понятие комфортной информационной среды, т. е. среды, в которой знания создаются, отчуждаются от своего носителя, превращаясь в информацию, преобразуются в процессе передачи и восстанавливаются в новые знания специалистов [20,С. 3-6.].

Однако первые сведения об образовательной среде относят нас к работам Ж.-Ж. Руссо в середине XVIII века. В них прослеживаются поиски «средства, чтоб сблизить всю массу уроков, рассеянных в стольких книгах, свести их к одной общей цели, которую легко было бы видеть, интересно проследить...».
«Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми», – этой задачей следует руководствоваться в учении, по мнению Ж.-Ж. Руссо.

Конец XVIII  века знаменателен открытием в Швейцарии (Нейгоф) Иоганном Генрихом Песталоцци «Учреждения для бедных», в котором Песталоцци делал попытки соединения обучения детей с производительным трудом [8, с.84].

На основании отмеченных идей Песталоцци последовательно проводит мысль о том, что соединение обучения с трудом в полной мере соответствует психологии детей, их естественному стремлению к деятельности.

Начало ХХ века для российской педагогической школы связано с именем Л.Н.Толстого, который впервые обращается к проблеме поиска единого «разумного основания учения». Дальнейшее развитие идеи формирования образовательной среды были получены в работах Дж. Дьюи. Он видел их в сближении трудовой и учебной деятельности. По мнению Дьюи, обучение должно происходить путем опытного познания окружающей действительности. Только при исследовании окружающего мира у обучающегося появится желание к дальнейшему самообразованию. Через опытное познание действительности у него формируется определенное свойство характера, дающее ему возможность контролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям.

Получение новых знаний посредством труда – это концепция трудовой школы в России, которая была экспериментально апробирована в 20-е гг. прошлого века (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.). Предложенный С.Т. Шацким метод проектов в 1931 г. был отвергнут как противоречащий важнейшим дидактическим принципам – научности, систематичности, последовательности обучения.

Однако через некоторое время происходит снова возврат к формированию образовательной среды через метод проектов. По мнению Е.С. Полат, «родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время идея метода проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления» [18].

Современный тезис метода проектов таков: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». В 90-х гг. ХХ века исследования по проблемам информационной образовательной среды были ответным шагом на «Концепцию информатизации сферы образования Российской Федерации» (1990 г.).

В Концепции отмечается, что «под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах» [1].

Как следует из определения, в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации при введении понятия информационной среды основной акцент делается на ее технологическую составляющую.

Так, в конце ХХ в. Извозчиковым В.А. предлагается под информационной средой понимать «ноосферу» или сферу Разума, приняв идею академика В.И. Вернадского середины ХХ века и согласившись при этом с естествоиспытателем Э. Леруа и философом П. Тейяром-де-Шарденом [12].
К этому периоду относятся фундаментальные исследования Бордовского Г.А., Ваграменко Я.А., Григорьева С.Г., Жданова С.А., Извозчикова В.А., Иванникова А.Д., Каракозова С.Д., Красновой Г.А., Кузнецова А.А., Лаптева В.В., Леднева B.C., Машбица Е.И., Полат Е.С., Полякова В.А., Роберт И.В., Рубцова В.В., Савельева А.Я., Советова Б.Я., Солдаткина В.И., Талызиной Н.Ф., Тихонова А.Н., Щенникова С.А. и др., направленные на использование информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Интерес к исследованию информационной образовательной среды в 90-х годах был направлен на активное применение информационных технологий в образовании, повышение качества их применения.

Исследования, проведенные Ю.Н. Афанасьевым, В.А. Козыревым, В.В. Рубцовым, И.К. Шалаевым, В.А. Ясвиным и др., были направлены на наполнение педагогическим смыслом понятия «информационная образовательная среда».

Так, по утверждению В.А. Ясвина, «под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

В исследовании О.А. Ильченко отмечено, что информационной образовательной средой является «системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса» [13, с.193].

Разработка «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» (1995 г.), Приказ министерства образования России от 01.10.1997 г. «О выполнении международного проекта ЮНЕСКО «Дистанционное образование в новой информационной среде»», Концепция формирования информационного общества (1999 г.), «Программа информатизации на 2001-2005 гг. всей сферы российского образования», Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» послужили причиной исследования информационной образовательной среды в системе дистанционного и открытого образования.

Определение понятия «информационно-образовательная среда» дано в Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России.
В Концепции отмечается, что под информационно-образовательной средой понимается «системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей» [2].

Проблематике формирования информационно-образовательной среды учебного заведения посвящены исследования Андреева А.А., Абросимова А.Г., Брановского Ю.С., Григорьева С.Г., Лобачева С.Л., Моисеева В.Б., Нежуриной М.В., Полат Е.С., Солдаткина В.И., Туевой С.С. и др.

Исследования понятия «информационно-образовательная среда» нашли отражение в работах Р.Ф. Абдеева, А.А. Андреева, В.А. Козырева, Н.Б. Крылова и др.
Так, А.А. Андреев отмечает, что «информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т. е. финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая подсистемы» [5, с.46].

В исследовании Ж.Н. Зайцевой отмечается, что «ИОС – антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося» [10, с.45].

Если в конце ХХ в. и в самом начале ХХI исследователи под информационно–образовательной средой понимали в основном совокупность электронных образовательных ресурсов, позволяющих достижению образовательных целей, то, начиная с 2002 г. по 2006 год, основной акцент делается на одну из важнейших составляющих электронных ресурсов – человека, являющего субъектом образовательного процесса.

Исследования по наполнению указанных терминов новыми содержательными составляющими, в частности педагогической, и отход от чрезмерной технократичности были выполнены в работах Р.Ф. Абдеева, Г.В. Абрамяна, А.А. Андреева, Ю.С. Брановского, А.А. Веряева, Ж.Н. Зайцевой, В.А. Козырева, В.В. Рубцова, В.А. Ясвина и др.

Например, исследуя теоретические основы профессионального становления педагога в информационной среде, Г.В. Абрамян указывает на необходимость разработки «методологических принципов организации и способов описания развития педагога в информационной среде с точки зрения: теории информации, синергетического подхода, теории открытых систем и системного подхода» (2001 г.).

Таким образом, термином информационно-образовательная среда эксперты руководствуются при рассмотрении дистанционного и открытого образования.
При рассмотрении понятия информационной образовательной среды на основе определения, данного в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, эксперты делают акцент на ее адресованность конкретным субъектам образовательного процесса.

В начале XXI века активизировались исследования, связанные с проблемами информационно-образовательной среды.

Построению модели информационно-образовательной среды открытого образования посвящены исследования Лобачева С.Л., Нежуриной М.И., Полякова А.А., Солдаткина В.И., Тихомирова В.П. и других.

Так, отмеченными выше исследователями информационно-образовательной среды открытого образования информационно-образовательная среда определяется как «программно-телекоммуникационный комплекс, обеспечивающий едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому количеству учебных заведений, независимо от их профессиональной специализации, уровня предлагаемого образования и форм собственности. Он организует сбор, хранение и представление статистических и иных показателей в разрезе учебного заведения, региона и на федеральном уровне» [16, c.3].

Кроме того, новые ФОС послужили своего рода толчком к исследованиям информационно-образовательной среды как к открытой системе, позволяющей обучаемому совершенствовать образование в течение всей жизни.

Параллельно ведутся исследования по созданию среды открытого образования, реализуется Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)» [3].

Так, Абросимов А.Г., изучая информационные среды, указывает, что «информационно-образовательная среда вуза – это программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационную поддержку и организацию учебного процесса, научные исследования, профессиональное консультирование слушателей вуза» [4, с. 10].

По мнению Брановского Ю.С., Ваграменко Я.А. и ряда других исследователей, технологическую основу информационно-образовательной среды учебного заведения составляют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Работы более позднего периода, в частности, в 2003 г. Захарова И.Г., изучая вопросы формирования информационной образовательной среды высшего учебного заведения, проводит грань между терминами «информационная среда» и «информационно-образовательная среда» [11, с.14].

Выяснению педагогических условий и технологий дидактического проектирования информационно-образовательной среды высшего учебного заведения посвящено исследование Е. В. Лобановой (2005 г.) [15].

На основании подхода, разработанного С.Г. Григорьевым, многие исследователи под информационно-образовательной средой понимают «программно-телекоммуникационную среду, основанную на использовании компьютерной техники и реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение всех участников образовательного процесса».

Это нашло отражение в работах Атанасян, С.Л., Григорьева, С.Г., Гриншкуна В.В. [6, с.7].

Вместе с тем, в исследованиях С.Г. Григорьева и других ученых «информационно-образовательная среда трактуется как многокомпонентная система, основу которой составляют электронные образовательные ресурсы – активно развивающиеся в последние десятилетия средства обучения, способные внести существенный вклад в повышение качества образования, обеспечение его актуальности и доступности, эффективности функционирования учреждений образования» [14].

Исследования более позднего периода посвящены проблематике формирования профессиональных навыков обучающихся в информационно-образовательной среде. Например, О.Н. Шилова исследует теоретические основы становления информационно-педагогического тезауруса студентов в системе высшего педагогического образования.

Второе десятилетие XXI в. связано с исследованиями, направленными на формирование информационно-образовательной среды на различных уровнях образования в контексте требований ФГОС.

Рассматривая проблемы создания информационно-образовательной среды начального профессионального образования, В.В. Михаэлис указывает, что она представляет собой «многоаспектную реальность, включающую современные технологии обучения и программно-методические средства обучения, построенные на основе компьютерных информационных технологий, позволяющие развивать и совершенствовать общетеоретическую и профессиональную подготовку будущих рабочих, способствующих формированию информационной культуры учащихся и успешной адаптации выпускников к жизни в информационном обществе» [17, с.12].

Д.Б. Сугак, занимаясь исследованием структуры единой информационной образовательной среды, указывает на необходимость определить ее как «сложную, системно-структурированную совокупность взаимодействующих элементов: образовательных информационных ресурсов (как традиционных, так и электронных) и услуг, основанных на интеграции автоматизированных средств и активном использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе». Автор исследования особую роль в этой сложной системе отводит веб-сайту вуза [19].

Можно отметить, как в значительно короткие, с исторической точки зрения, периоды меняется понятие информационной образовательной среды.
Исследованиям информационной образовательной среды в контексте насыщения ее различными ресурсами посвящены работы Еременко Т. В. и Сергеевой Светланы Александровны.

Еременко Т.В. проводит исследование информационно-образовательной среды вуза в контексте системы взглядов на развитие библиотеки вуза [9, с.68].
Исследование Сергеевой С.А. (2003 г.) посвящено роли библиотеки в формировании информационно-образовательной среды на примере технических университетов.

Технологии дистанционного обучения, внедряющиеся в образовательный процесс высшей школы России, повлекли исследования информационно-образовательной среды вуза в этом контексте. Эти вопросы нашли отражение в уже упомянутом исследовании Лобановой Е. В. (2005 г.).

Как показали исследования авторов второй половины первого десятилетия двадцать первого века по проблемам формирования информационно-образовательной среды вузов, они были направлены не только на распространение мировых и отечественных информационных технологий обучения, методологическим аспектам их применения, но и исследованиям, связанным с применением информационных технологий в контексте организации научно-педагогической деятельности вуза с целью принятия оптимальных решений, развития его инфраструктуры.

Таким образом, за чуть более 20-летний период проблематика формирования информационной образовательной среды свелась к исследованию ее в двух направлениях: программно-технологическом и педагогическом.

Проведенный ретроспективный анализ определения информационной образовательной среды вуза позволяет сделать вывод, что при определении этого понятия, несмотря на их различия, во всех рассмотренных случаях эксперты говорят о системном анализе определенной совокупности.

Список литературы

  1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. – М.: Минобразования РФ, 1998.
  2. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации Высшей школы. – М., 1995.
  3. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)»: [электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/1586371/#ixzz37WK25Rbr (дата обращения 13.11.2013).
  4. Абросимов А.Г. Информационно-образовательная среда вуза [Текст]/ А.Г. Абросимов // «Вестник РУДН» серия «Информатизация образования».– 2004. – №1.– С.9-13.
  5. Андреев А.А. / Дидактические основы дистанционного обучения. — М.: РАО, 1999. – 120с.
  6. Атанасян С.Л., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза // Информационная образовательная среда. Теория и практика. Бюллетень Центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. – М.: ИСМО РАО, 2007. – Вып. 2. – С. 5–14.
  7. Бутова В.Н. О некоторых подходах к формированию среды электронного взаимодействия // Материалы XII Международной научно-методической конференции «Информатика: проблемы, методология, технологии. Воронеж, 7-8 февраля 2013 г.: в 4 т. / Воронежский государственный университет; торгово-промышленная палата Воронежской области; НОЦ «Волновые процессы в неоднородных и нелинейных средах». – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013.– С. 84-88.
  8. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. — 286 с.
  9. Еременко Т.В. Вузовская библиотека России в едином информационном пространстве (региональный аспект) // Науч. и техн. б-ки. 1998. – № 2. – С. 67 – 70.
  10. Зайцева Ж.Н., Солдаткин В.И. / Генезис виртуальной образовательной среды на основе интенсификации информационных процессов современного общества // Информационные технологии. – 2000. –№3. – С.44-48.
  11. Захарова И.Г. Автореферат диссертации «Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения». – Тюмень, 2003. – 36 с.
  12. Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения.– СПб: РГПУ имени А.И. Герцена, 1991.
  13. Ильченко О.А. Психолого-педагогические требования при обучении с использованием средств компьютерных и телекоммуникационных технологий// Материалы конференции «Образование в информационную эпоху».– М., 2001. – С.193-197.
  14. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы. – М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с.
  15. Лобанова Г.М. Автореферат диссертации «Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения». – М., 2005. – 36 с.
  16. Лобачев С.Л., Поляков А.А., Солдаткин В.И. Концепция информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации./ / ИКТ портал. Материалы конференций. Текст доклада.
  17. Михаэлис В.В. Автореферат диссертации «Информационно-образовательная среда учреждений начального профессионального образования как фактор повышения качества подготовки выпускников»: [электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-uchrezhdenii-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-k#ixzz2xKLzDUzi (дата обращения 12.10.2013).
  18. Полат Е.С. Метод проектов: [электронный ресурс]. URL: http:distant.ioso.ru/project/meth project /metod pro.htm (дата обращения 03.06.2014).
  19. Сугак Д.Б. Автореферат диссертации. – Спб., 2012.– 22 с.
  20. Шрейдер Ю. А. Информационные процессы и информационная среда // Науч.-техн. информ. Сер. 2. – 1976. – № 1. – С. 3-6.