Обучение английскому языку студентов неязыковых вузов в онлайн-режиме

№ 1 от 2014 года
Автор: Лежнев А. Е.
УДК 378.02:37.016
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
alezh65@mail.ru

Концепция обучения студентов иностранному языку коренным образом изменилась на современном этапе развития постиндустриального и информационного общества. Качество, виды, количество информации также претерпели существенные изменения. В ФГОСах третьего поколения более 50% от общего количества часов отводится на самостоятельную работу студентов. В связи с этим заметно возросла роль индивидуализации образования.

Более подробно рассмотрим возможности компьютерных технологий, без которых невозможно представить себе современный процесс обучения иностранному языку. К ним, безусловно, относятся:

  1. Использование интернет-ресурсов (веб-сайтов) в процессе взаимодействия преподаватель-студент.
  2. Самостоятельный творческий поиск дополнительной информации в англоязычном интернете по заданию преподавателя.
  3. Поиск аутентичной информации преподавателем в рамках подготовки к проведению занятий.
  4. Использование ресурсов Web 2.0 (скайп, блоги и т.д.) в процессе преподавания иностранного языка.

Использование сайтов с аутентичным содержанием, несомненно, является одним из главных инструментов самостоятельной работы студентов. Они помогают решать целый ряд дидактических задач: формировать умения и навыки чтения; пополнять словарный запас; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка; расширять кругозор студента, тем самым формируя его социокультурную компетенцию. При этом под самостоятельной работой мы понимаем работу, организуемую самим студентом в силу его внутренних позна¬вательных мотивов и осуществляемую в наибо¬лее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемую им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемую на основе опосредованного системного гибкого управления со стороны преподавателя [3, с. 113].

Из всего многообразия интернет-ресурсов для самостоятельной работы студентов можно в первую очередь порекомендовать уникальный Интернет-сайт http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/, который является настоящим порталом, содержащим большой объём различной языковой и страноведческой информации. Так, при работе с этим сайтом студентов экономического факультета не возникает проблем с поиском соответствующей информации. Сайт предлагает большой объём учебно-методических материалов как общего, так и специализированного характера.

Из всего многообразия материалов отдельно отметим такие разделы, как «Words in the News», который содержит последние мировые новости в формате коротких репортажей. Студенты имеют возможность не только прочитать, но и прослушать репортаж и отработать лексику по теме.

Раздел «6 Minute English» включает в себя подкасты по различным тематикам в формате шестиминутного информационного сообщения с англо-английским глоссарием и вопросами, на которые необходимо ответить студентам.

Раздел «Talking Business» является практически интерактивным учебником для студентов экономического ВУЗа, поскольку обладает всеми признаками учебного пособия: 4 модуля, разбитые на темы с комментариями и советами экспертов, с подкастами и тестами к ним. Кроме того сами подкасты и их тексты можно выгрузить с сайта на любой удобный носитель и работать с ними индивидуально. С ролью учебно-методического пособия для преподавателя успешно справляется раздел «For Teachers», в котором содержится комплект разработанных заданий для каждого раздела модуля.

И, наконец, нельзя обойти стороной жемчужину сайта, которая по праву пользуется большой популярностью у всех изучающих английский язык. Это «The Teacher», видеокурс об английских идиомах. Он знакомит тех, кто учит современный английский язык, с часто употребляемыми идиоматическими выражениями. Их в игровой форме представляет профессиональный британский актёр, недавно получивший специальную премию за работу над идиомами. Нельзя не отметить понятную любому пользователю структуру курса, при которой все идиомы разбиты по разделам («Animal idioms», «Food Idioms», «Body Idioms» и т.д.) и внутри каждого раздела сгруппированы по предметному признаку по три идиоматических выражения. Так, например, в разделе «Animal idioms» выражения сгруппированы по три вокруг представителей фауны, т.е. вокруг таких животных, как Dog, Cat, Monkey и т.д.

В уроке «Fish», например, проводится презентация трёх выражений: «There’s something fishy about this», «A big fish in a small pond», «A fish out of water» в забавной форме с объяснением их значений на английском языке. Также предоставляется возможность увидеть полный текст урока.

Таким образом, при использовании рассмотренных сайтов реализуются все основные принципы дидактики: доступность, индивидуализация, посильность, наглядность, сознательность и активность.

В итоге использование данных сайтов помогает формированию у студентов следующих профессиональных компетенций:

  • овладение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);
  • приобретение представления об этических и нравственных нормах поведения, принятых в ино-культурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);
  • овладение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);
  • овладение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), предложениями (ПК-4);
  • овладение основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);
  • приобретение умения использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8).

Современные методы обучения английскому языку не могут обойти вниманием онлайн общение через скайп.

Дело в том, что сама природа языка, коммуникативная феноменология овладения иностранными языками делают исключительно плодотворным использование информационно-коммуникативных технологий [4, с. 32]. Скайп –это наиболее известный продукт таких технологий.

Формат статьи не предполагает подробное описание всех достоинств и недостатков данной программы, отметим лишь то, что она предоставляет уникальную возможность общения с носителями языка в онлайн-режиме, что способствует не только расширению словарного запаса разговорной лексики, но и повышению мотивации в изучении языка.

Последнее, на чём хотелось бы заострить внимание, – это развитие навыков письменной речи в виде ведения блогов, что является достаточно популярным среди современной молодёжи. На мой взгляд, блог является удачной формой письменного творчества студентов.

Таким образом следует подчеркнуть то, что одной из целей обучения при современном коммуникативном подходе к преподаванию языков является развитие способности иноязычного общения как формы межкультурного взаимодействия, воспроизведение которого в полном объеме в рамках человеко-компьютерного взаимодействия невозможно [1].

Следовательно, компьютерные технологии, становясь неотъемлемой частью учебного процесса, остаются технологиями, предполагающими ключевую роль преподавателя в обучении студентов иностранному языку.

Список литературы

  1. Алиев З.Г. Проблема использования компьютерных программ // Преподавание иностранных языков и культур: Теоретические и прикладные аспекты. Материалы Международного научно-методического
симпозиума. – Пятигорск, 2004. – С. 68–70.
  1. Балыхина Т.М., Гарцов А.Д. Информатизация
обучения языкам: становление компьютерной лингводидактики // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 4. – С. 32–38.
  1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. –М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
  2. Цатурова И.А., Петухова А.А. Коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2004. – 94 с.