Инновационные подходы к развитию системы сельскохозяйственного консультирования

№ 1 от 2014 года
Автор: Гранкин В. Ф.
УДК 338.43
Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова
grankin048@yandex.ru

Формируемая в России система сельскохозяйственного консультирования представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих информационно – консультационных, обучающих и внедренческих структур, поставщиков информации и инноваций, выполняющих определенные задачи по достижению общей цели – информационно-консультационного обеспечения субъектов АПК и сельского населения. Система создается по принципу иерархичности, имеет федеральный, региональный и районный уровни, развивается в 56 субъектах Российской Федерации [2].

Востребованность консультационных услуг обусловлена следующим:

  • необходимость обновления производства, внедрения инновационных технологий и проектов для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. В настоящее время уровень освоения инноваций в отрасли остается довольно низким. По данным научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, большая часть разработок (60-70%) по истечении двух-трех лет становится неизвестной как для заказчиков, так и для разработчиков и потребителей научно-технической продукции [1]. Такое положение можно изменить, прежде всего, при помощи сельскохозяйственных консультантов, которые являются связующим звеном между наукой и производством, способствуют быстрому освоению инноваций путем проведения демонстрационных, обучающих мероприятий и индивидуальных консультаций [3];
  • низкие результативные показатели сельскохозяйственных товаропроизводителей в сравнении с мировым уровнем и лучшими хозяйствами страны. В то же время результаты лучших хозяйств являются доказательством того, что сельское хозяйство России, несмотря на трудности развития и неравные с другими отраслями экономики условия получения рыночных доходов, является эффективной, выгодной сферой вложения капитала и при разумном квалифицированном подходе к организации бизнеса может приносить немалую прибыль [4].
Опыт передовых предприятий консультанты изучают, а затем распространяют на другие хозяйства. Особенно это актуально в период кризиса, когда остро встают задачи оптимизации всех производственных процессов, внедрения ресурсосберегающих технологий, выработки эффективной маркетинговой стратегии, структурных преобразований;
  • проблема кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства. Консультационная помощь может восполнить недостаток знаний специалистов, не имеющих специального образования, помочь им при решении сложных проблем, обеспечить необходимой информацией;
  • безработица в сельской местности и низкие доходы сельских жителей. Безработица в значительной части сельских поселений, особенно удаленных, уже несколько лет превышает критический уровень (10%), ею охвачено 1,9 млн. человек. Наличие в сельских поселениях почти 15% населения с доходами в 2 раза и более ниже черты бедности создает реальную угрозу стабильности в сельском социуме. Поэтому одной из задач консультантов является помощь в развитии малого бизнеса в сельской местности, организация несельскохозяйственной деятельности, что будет способствовать повышению занятости и доходов сельского населения;
  • постоянно меняющаяся законодательная база (особенно в области налогообложения, земельного права), требующая регулярного отслеживания и разъяснения;
  • избыток (а иногда и недостаток), а также неоднозначность маркетинговой информации, необходимой для своевременного принятия управленческих решений. Уровень развития информационных технологий не соответствует уровню их использования сельскими товаропроизводителями, испытывающими трудности с компьютеризацией хозяйств, выбором и освоением нужного программного обеспечения, оперативным получением информации из сети Интернет.

В 2008 году консультационные организации получили существенную финансовую поддержку из федерального бюджета, которая позволила укрепить материально-техническую базу, развить инфраструктуру и повысить квалификацию консультантов. Однако для более эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов на обеспечение функционирования системы сельскохозяйственного консультирования необходима разработка федеральной целевой и региональных программ ее развития, включающих конкретные мероприятия с указанием сроков, ответственных исполнителей, ожидаемых результатов.

В последнее время стремительно возрастает роль инновационных технологий в консультировании. Они позволяют повысить объективность, точность и полноту информации, скорость принятия решения и выработки рекомендаций. С помощью информационных технологий обрабатываются большие массивы данных, ведется учет и обработка результатов деятельности предприятия в реальном режиме времени, что позволяет вовремя внести коррективы в управление производством. Важная роль отводится представительству системы в сети Интернет, формированию и ведению Web-сайтов всеми субъектами информационно-консультационной деятельности. Консультантам по информационным технологиям в среднем больше, чем другим работникам, приходится уделять время изучению новой информации и постоянному переобучению.

Одной из задач подпрограммы (направления) «Развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» является интеграция консультационных организаций с системой государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в рамках единого информационного пространства. Необходима отработка информационных связей системы с органами управления АПК, разработчиками научно-технической продукции, поставщиками материально-технических средств рыночными и другими субъектами.

Для удовлетворения потребностей сельских товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах решающее значение имеет наличие высококвалифицированных специалистов – консультантов. Индикаторами государственной программы предусмотрено увеличение штата консультантов к 2012 году до 4900 человек. В настоящее время на государственном уровне все большее внимание уделяется подготовке и повышению квалификации консультантов. Для этих целей в рамках государственной программы созданы федеральные и 27 региональных учебно-методических центров (РУМЦ).

Помимо специальных знаний консультанты должны владеть формами и методами консультационной работы. Разнообразие методического инструментария является основой конкурентного преимущества консультантов. Широкое распространение в консультировании нашли методы, разработанные в социологии, статистике, психологии, математике и других науках.

Динамичное изменение среды и условий функционирования организаций вызывает появление качественно новых проблем, что, в свою очередь, стимулирует разработку новых методов, методик, подходов. Характерной особенностью решения клиентских проблем становится их комплексный характер, требующий, соответственно, адекватных подходов к решению, сочетанию различных методов.

Таким образом, перспективными направлениями развития системы сельскохозяйственного консультирования должны стать:

  • закрепление статуса сельскохозяйственного консультирования;
  • государственная поддержка информационно-консультационной деятельности с помощью программно-целевого метода;
  • создание самостоятельных консультационных организаций, которые развивают информационно-консультационную деятельность как основную;
  • интеграция консультационных организаций в системе АПК для эффективного использования информационных, кадровых, консультационных, финансовых и материальных ресурсов.

Успешная реализация данных направлений и распространение передового опыта сельскохозяйственного консультирования позволит создать в АПК эффективную систему для информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей и населения, функционирующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности производства.

Список литературы

  1. Аграрная наука России. Информационно-аналитический сборник. Научное издание / Под ред. И.Г. Ушачева, И-С. Санду, В.Г. Савенко. – М.; ФГОУ Ро-сАКОАПК, 2006. – 110с.
  2. Егоров Ю.Н. Итоги работы системы сельскохозяйственного консультирования в 2008 году и направления развития на 2009 // Ваш сельскохозяйственный консультант. – 2009. – № 1.
  3. Инновационное развитие АПК субъектов Российской Федерации : опыт и проблемы / Под ред. И.Г. Ушачёва, И.С. Санду, В.Г. Савенко. – М.: ООО «Столичная типография»,2008.
  4. Петриков А.В., Узун В.Я., Шишкина Е.А. Рейтинги крупных и средних сельскохозяйственных организаций России за 2005-2007 гг. – М.: ВИАПИ им.А.А. Никанова, Энциклопедия российских деревень, 2008.