Установление соотношения между знанием как информацией и знанием как деятельностью посредством принципа экономической компетентности

№ 3 от 2013 года
Автор: Сергеева М. Г.
УДК 377
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
sergeeva198262@mail.ru

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [1].

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетным направлением в этой сфере является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

Понятие «принцип» определяется как основополагающая, фундамен-тальная идея, правило поведения и рассматривается как ведущее понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на другие явления той или другой области [2].

Теоретические основы профессионального обучения базируются на принципах: гуманизации и демократизации; профессионально-политехнической направленности соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности, систематичности, последовательности обучения и др.

Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионально обучения, развитию педагогического и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечивается сознательное, творческое отношение обучающихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения и создаются оптимальные условия для него.

В работах А.М. Новикова [4], Т.Ю. Ломакиной [3] указывается, что в современных условиях концепция непрерывного профессионального образования должна рассматриваться как инструмент экономической политики, направленной на повышение конкурентной способности, достижение более полной занятости населения, обеспечение профессиональной мобильности работников в связи с внедрением новых технологий и должна строиться на основе следующих принципов: базового образования, многоуровневости, диверсификации, дополнительности базового и последипломного образования, маневренности, преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организационных форм.

Постиндустриальное общество можно интерпретировать как начало перехода к новому типу цивилизационного развития, формирование которого связано не только с технологической революцией, но и реформацией, критикой и пересмотром ряда прежних базисных ценностей техногенной культуры: идеалов потребительского общества, его отношения к природе, культу силы как основе преобразующей деятельности.

Перемены в социально-экономической жизни общества вызвали повышенный интерес современной профессиональной школы к экономической подготовке обучающихся, актуальность которой обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики, способных действовать и адаптироваться в изменяющихся экономических условиях, оперативно реагировать на требования рынка труда, ориентироваться в потоках информации, готовых к дальнейшему непрерывному профессиональному саморазвитию и самореализации. На этапе развития международного рынка труда общество и государство заинтересованы в подготовке конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, знающих основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, владеющих инновационными методами развития предприятий.

Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время. Квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы по новой профессии, новому виду трудовой деятельности. Рыночная экономика требует также постоянной оперативной подготовки кадров по новым профессиям, которых ранее не было.

Н.Е. Попова [5] отмечает, что экономические знания человека накапливаются, совершенствуются и, затрагивая его жизненные интересы, видоизменяются, поэтому они постоянно должны перерабатываться и переосмысляться, создавая некую систему экономического образования, которая включает в себя:

  • единение трудового и экономического образования, формирование ценностных отношений, направленных на консолидацию общества (Л.Любимов);
  • трудовое обучение с введением элементов хозрасчета, научной организации труда, проведение экономических расчетов при планировании и оценке проделанной работы;
  • выработку компетенций для организации собственного поведения и защиты интересов при различных видах экономической деятельности;
  • развитие практических навыков с привитием рачительного отношения к материальным ценностям, умение осуществлять покупки, управлять семейным бюджетом;
  • налаживание еще в школе производительного, общественно полезного труда, трудового обучения;
  • формирование в профильной школе правильного выбора учащимися жизненного и профессионального пространства.

История развития общества показывает, что под влиянием требований жизни меняются принципы обучения и воспитания, поэтому педагоги должны чутко реагировать на изменения и требования общества к человеку.

Мы солидарны с Н.Е. Поповой [279] в том, что если за основу систематизации принципов взять междисциплинарность, то классификация принципов экономического обучения и экономического воспитания может быть следующая:

  1. Принцип иллюстративной модели. Образовательный процесс строится таким образом, что преподаватели средствами своего предмета иллюстрируют экономические понятия, законы, системы, что позволяет «экономизировать» содержание тем по всем общеобразовательным предметам.
  2. Принцип интегративности. Современная наука накопила достаточно знаний о природе, обществе, человеке, труде, технике, искусстве и т.д. Говоря об обществе, мы одновременно говорим о человеке, говоря о человеке – говорим о труде. Где труд – там экономика и техника. Все перечисленное может стать предметом изучения в рамках всех дисциплин и представлять собой единое целое, то есть интеграцию знаний. Приобщение обучающихся к научной интеграции становится насущной задачей профессиональной школы, так как это не механический перенос в обучение основных направлений наук, а осознанная необходимость.
  3. Принцип конвергентности. Совпадение знаний, умений и навыков по одному предмету со знаниями, умениями и навыками по другому предмету. Данный принцип помогает решить проблему выживания человека в условиях антропогенной нагрузки на биосферу, требует умения мыслить глобально и экономически оценивать различные программы общественного развития на основе понимания системной сущности всех явлений и процессов, происходящих в мире. Таким образом, принцип конвергентности способствует глубокому изучению нескольких предметов одновременно.
  4. Принцип эмерджентности. На основе сформированных знаний появляются совершенно новые знания, умения и навыки. Эмерджентные экономические знания можно представить в виде иерархической цепочки: формирование предпринимательских знаний, умений и навыков хозяйственной деятельности – формирование экономического образа мышления – формирование качества мышления для исследовательской и аналитической деятельности – формирование экономического мышления – формирование экономической компетентности.
  5. Принцип смысловых поворотов. Смысловые повороты на эко-номические проблемы позволяют обобщить знания по другим предметам, обозначить взаимодействие экономики с другими дисциплинами, представить реальный вклад каждого предмета в раскрытие экономической содержательной линии, отраженной в стандартах образования по экономике.

Представленные принципы экономического обучения и экономического воспитания не равнозначны, но все они направлены на формирование духовно-нравственной, развитой, обученной и воспитанной личности, умеющей своим экономическим поведением доказывать правильность поступков.

Основываясь на известных принципах непрерывного образования, мы выделили принцип экономической компетентности, устанавливающий соотношение между знанием как информацией и знанием как деятельностью, необходимое для формирования в процессе профессионального образования конкурентоспособной личности, обладающей определенным уровнем экономических компетенций. В основу определения экономической компетентности выпускника профессионального образовательного учреждения нами были положены понятия «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность», которые определяют терминологическое поле исследования и позволяют дать характеристику понятию «экономическая компетентность выпускника профессионального образовательного учреждения». При выявлении сущности экономической компетентности мы исходим из категорий: «деятельность», «профессиональная деятельность», «экономическая деятельность» и «трудовая деятельность».

Экономическую компетентность мы рассматриваем как интегральную качественно-профессиональную характеристику личности, включающую экономические компетенции, формирующие экономически значимые качества личности (конкурентоспособность, инициативность, мобильность, предприимчивость, самостоятельность в принятии решений, критичность мышления), и отражающую готовность и способность эффективно осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах и сегментах экономики посредством выстраивания своей профессиональной карьеры, исходя из своих индивидуальных ценностей и проецируя их в соответствии со стратегией развития общества, нравственными основаниями и правилами.

Экономические компетенции мы рассматриваем как открытую систему знаний, умений, навыков, опыт практической экономической деятельности и личной ответственности, которая активизируется и пополняется в процессе профессиональной деятельности по мере возникновения реальных экономических проблем, с которыми сталкивается выпускник профессионального образовательного учреждения.

Проведенный анализ классификаций компетенций по различным основаниям (контекст решаемых задач: общекультурные и профессиональные; уровень распространения компетенций: корпоративные, менеджерские, профессиональные; уровень развития: пороговые, дифференцирующие; сущность и содержание: когнитивные, личностные, функциональные, социальные и др.) позволил нам разработать структуру экономической компетентности обучающихся, включающую следующие экономические компетенции:

  • ключевые – базовые экономические знания, необходимые для адаптации к профессиональной деятельности в рыночных условиях;
  • профессиональные – наличие способностей применять экономические знания на практике, умение оценивать новые экономические ситуации и принимать по ним оптимально экономически выгодные решения;
  • дополнительные – способность креативного экономического поведения, эффективного поведения на рынке труда, непрерывного экономического самообразования и т.д.

Основанием выделения данной структуры экономической компетентности послужил отбор содержания модулей изучаемых дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины – ключевые компетенции; общепрофессиональные дисциплины – профессиональные компетенции; специальные дисциплины (профессиональные модули) – дополнительные компетенции.

Предложенная структура позволяет сформировать выпускника профессионального образовательного учреждения, обладающего соответствующими компетенциями, то есть способного:

  • обладать не только базовыми экономическими знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его экономической деятельности, пониманием им себя в экономическом мире, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его экономической культурой;
  • уметь проводить деловые встречи и беседы, деловые совещания, вести деловую переписку, общаться, слушать, владеть деловым этикетом, обладать культурой речи, уметь обсудить проект, план, программу, технологический процесс, принять участие в создании совместных проектов, реконструкции производства, выступить с отчетом, докладом;
  • уметь сознательно контролировать результаты своей экономической деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений, быть креативным, инициативным, нацеленным на сотрудничество, сотворчество, уверенным в себе, склонным к самоанализу, способным к предвидению. Это достигается при формировании устойчивой мотивации к выполнению экономической деятельности, личностной значимости экономической деятельности и индивидуального стиля решения экономических задач.

В ходе исследования для определения сформированности экономических компетенций выпускника с учетом трех уровней (низкий, средний, высокий) были разработаны следующие критерии: когнитивно-познавательный, личностный, деятельностно-креативный. Каждый из критериев раскрывается посредством системы эмпирических показателей, отражающих степень сформированности отдельно взятого компонента. Нами выделено по семь показателей для каждого критерия, с помощью которых было установлено соответствие выпускника профессионального образовательного учреждения как специалиста экономическим императивам.

Когнитивно-познавательный критерий отражает диапазон имеющихся экономических знаний специалиста и предполагает, что обучающиеся, овладевая экономическими знаниями (знания экономических законов, экономической реальности, методов экономического исследования, способов формирования экономической компетентности), смогут адекватно оценивать реальные экономические ситуации, находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также развивать экономическую компетентность в процессе самообразования. В качестве показателей когнитивно-познавательного критерия мы разработали следующие:

  • знание экономических терминов и понятий, умение объяснить их смысл;
  • проявление интереса к экономическим проблемам современности;
  • умение планировать расходы;
  • применение знаний для характеристики экономических проблем;
  • умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экономических проблем;
  • способность выявления закономерности функционирования рыночных механизмов;
  • применение экономических знаний для решения стереотипных и нестандартных задач.

Низкий уровень сформированности экономических компетенций выпускников профессиональных образовательных учреждений в соответствии с когнитивно-познавательным критерием означает, что обучающийся владеет ограниченными теоретическими знаниями, отсутствует связь между экономическими знаниями и практической деятельностью обучающегося и т.д. Средний уровень характеризует неумение самостоятельно объяснять смысл экономических терминов и понятий, переносить знания в практическую деятельность без помощи преподавателя и т.д. Высокий уровень показывает, что обучающийся самостоятельно оперирует экономическими знаниями и понятиями и объясняет их смысл, способен творчески применять экономические знания в реальных экономических ситуациях и т.д.

Личностный критерий отражает профессионально значимые мотивы и ценностные установки личности, ее позитивное отношение к овладению экономическими знаниями и умениями, потребность их применения в практической деятельности; а также экономически значимые качества личности: бережливость, самостоятельность, рациональность, трудолюбие, предприимчивость, позволяющие специалисту отстаивать позицию в принятии экономически обоснованных решений. Показателями выступают отношение слушателей к экономике, к экономической природе общественного взаимодействия, активность, самостоятельность, творческое проявление субъектной позиции личности в профессиональной деятельности. Низкий уровень сформированности экономических компетенций выпускников профессиональных образовательных учреждений означает, что у обучающегося присутствует низкая предпринимательская этика, слабый познавательный интерес, обучающийся не видит необходимости в экономии и бережном отношении к материальным ресурсам и т.д. При среднем уровне сформированности экономических компетенций обучающийся понимает необходимость формирования экономических компетенций, обладает неустойчивой ситуативной потребностью в самореализации в экономических отношениях, соблюдает режим экономии от случая к случаю и т.д. Высокий уровень сформированности экономических компетенций означает, что у обучающегося присутствует устойчивая положительная мотивация на совершенствование экономических знаний, ориентация на саморазвитие, соблюдение режима экономии в образовательном учреждении и дома, бережное отношение к материальным ресурсам и т.д.

В качестве показателей личностного критерия были разработаны следующие:

  • соблюдение режима экономии в образовательном учреждении и дома (бережливость);
  • планирование и регулирование своего поведения в экономических ситуациях (самостоятельность);
  • расчет объема работы и затрат на её выполнение (рациональность);
  • качество выполнение порученной работы (трудолюбие);
  • эффективность выполнения работы и решения проблемных экономических ситуаций (предприимчивость);
  • потребность в экономической деятельности как предпосылки устойчивого развития общества и производства;
  • понимание необходимости формирования экономической компетентности.

Деятельностно-креативный критерий отражает наличие экономически ориентированных умений, позволяющих осуществлять организацию экономической деятельности, выявлять затруднения и определять способы ее совершенствования; предполагает включенность специалиста в сферу экономического взаимодействия общества и производства, характеризует направленность этой деятельности с точки зрения ее соответствия комплексу общественных требований, предъявляемых к уверенному экономическому поведению, к эффективной экономической деятельности в современных условиях. В качестве показателей деятельностно-креативного критерия мы разработали следующие:

  • умение анализировать экономические ситуации и находить возможности повышения их эффективности;
  • способность переноса знаний в практическую деятельность;
  • необходимость внешнего руководства в экономической деятельности;
  • умение расставлять приоритеты для достижения результата в экономической деятельности;
  • проявление самостоятельности в постановке целей, выбор путей достижения цели;
  • способность моделирования экономической деятельности;
  • предпочтение инновационных проектов.

Низкий уровень сформированности экономической компетентности выпускников профессиональных образовательных учреждений в соответствии с деятельностно-креативным критерием означает, что обучающийся не умеет самостоятельно анализировать экономические ситуации, рационально планировать свои расходы и т.д. При среднем уровне сформированности экономических компетенций обучающийся умеет при помощи преподавателя анализировать экономические ситуации, не видя возможностей повышения их эффективности, и т.д. Обучающиеся, имеющие высокий уровень сформированности экономических компетенций, умеют самостоятельно анализировать экономические ситуации и находить возможности повышения их эффективности и т.д.

Экспериментальная работа, организованная нами на базе образовательных учреждений ВПО, СПО и НПО, позволила описать критерии и показатели сформированности экономических компетенций обучающихся; адаптировать и освоить различные методики диагностики экономических компетенций обучающихся на различных этапах обучения; выявить исходный уровень экономических компетенций выпускников экспериментальных и контрольных групп; разработать в соответствии с предложенной Концепцией целевую Комплексную программу как основу научно-методического и педагогического сопровождения формирования экономических компетенций обучающихся; обеспечить в ходе реализации Программы достижение студентами экспериментальных групп более высокого, чем у студентов контрольных групп, уровня экономических компетенций.

Процесс формирования экономических компетенций (ключевых, профессиональных и дополнительных) обучающихся является поэтапным (отражает процессуальную сторону) и уровневым (характеризует иерархическую сторону), т.к. студенты одномоментно не могут овладеть всем комплексом экономических компетенций.

Полученные данные свидетельствуют о том, что верификация процесса формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования выявила достижение устойчивой положительной динамики. Анализ полученных результатов наглядно свидетельствует о том, что в экспериментальных группах заметно вырос уровень сформированности экономических компетенций обучающихся по сравнению с контрольными группами. Так в экспериментальных группах, количество обучающихся с низким уровнем экономических компетенций уменьшилось с 62% до 8%; в контрольных группах – с 60% до 21,9%. В среднем на 23,6% возросло количество обучающихся экспериментальных групп, имеющих высокий уровень экономических компетенций обучающихся, в контрольных группах этот показатель составил 11,8% (рисунок 1).


Рисунок 1. Динамика изменений уровней экономических компетенций обучающихся

Таким образом, принцип экономической компетентности устанавливает необходимые требования по формированию в процессе непрерывного экономического образования конкурентоспособной личности, обладающей определенным уровнем экономических компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в различных сферах и сегментах экономики и способной решать практические задачи. При этом обучающимся необходимы не просто знания, а целый комплекс взаимосвязанных компонентов экономической компетентности – знания, навыки, умения, профессиональные позиции, психологические качества, имеющие достаточную прочность для их использования на практике.

В статью вошли материалы, полученные в результате научного исследования, проводимого в рамках гранта РГНФ 12-06-00054 «Дидактические особенности развития и совершенствования непрерывного экономического образования».

Список литературы

  1. Кондаков М.И. Краткий педагогический словарь пропагандиста. –М., 1984. – С.202.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/593274.
  3. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. – М.: Наука, 2006. – 221 с. – С. 146.
  4. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.
  5. Попова Н.Е.. Наследство для «Нашей новой школы» // Экономика в школе. – № 1(55). – 2011. – С. 11-24.