«Да не забыты будут никогда!» (о Новооскольской дружине № 45 Курского государственного подвижного ополчения)

№ 2 от 2013 года
Автор: Антипьев М. А.
УДК 93/94
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
antipyev_ma@mail.ru

В настоящее время о Крымской войне 1853-1856 гг. написано немало книг, статей, воспоминаний участников событий этой войны. Но до сих пор в архивных хранилищах, библиотеках, личных архивах еще много неисследованных документов о ней. Новые найденные документы постепенно дополняют исследованные проблемы и рассказывают читателю о тех событиях, которые ранее не были известны.

При написании данной статьи использовались материалы Курских губернских ведомостей за 1856 г. Однако чтобы можно было воспользоваться материалами Курских губернских ведомостей за 1856 год, пришлось ждать не один год. Трудность заключалось в том, что этих ведомостей в Курских хранилищах и библиотеках не было. И только недавно из хранилищ г. Санкт-Петербурга эти ведомости были записаны на пленку и переданы в одну из библиотек г. Курска, в которой на специальном оборудовании появилась возможность ознакомиться с данными материалами.

Начало войны для России оказалось успешным. В ноябре эскадра Нахимова, крейсируя вдоль восточного побережья, обнаружила в гавани Синоп весь турецкий флот, и благодаря усилиями Нахимова русский флот разбил турецкий в Синопском сражении. После этого события под предлогом защиты турецких интересов в войну вмешалась Англия и Франция, а уже в 1854 г. они официально объявили войну России.

Ход войны показал отсталость большинства сфер экономики России, в особенности в военной промышленности и вооруженных силах. Русская армия до сих пор комплектовалась по рекрутской системе. Руководству страны стало ясно, что обычным путем рекрутских наборов увеличить численность войск было уже невозможно. В связи с этим Николай I издает Манифест от 29 января 1855 г. объявляет в великорусских губерниях набор в ополчение [1].

Курская губерния была не исключением и должна была сформировать 17 дружин. Все дружины имели свои номера, Новооскольской дружине был присвоен № 45.

Начальником Новооскольской дружины № 45 был назначен князь Голицын Николай Борисович. Родился в 1794 г. В 1804 – 1806 гг. жил в Вене, начал заниматься музыкой. В 1810 г. окончил Пажеский корпус. Офицер русской армии (Киевский драгунский полк), участник (вместе с отцом) Отечественной войны 1812 г. и Заграничного похода 1813 – 1814 гг. Участвовал в 50 сражениях, включая Бородинское и взятие Парижа. Награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость», которая хранится в Эрмитаже, орденами Святой Анны и Святого Владимира четвёртой степени. Вышел в отставку в чине капитана в 1821 г., вновь служил во Втором кавказском корпусе в конце 1820-х – 1832 гг., имел чин подполковника.

В 1858 г. в Берлине, Париже и Лондоне опубликовал работу «О возможном соединении Российской церкви с Западною без изменения обрядов православного богослужения», сочетающую идеи филокатолицизма и раннего экуменизма, за что на некоторое время попал под домашний арест. Н. Б. Голицын считал восточную (греческую) церковь расколом, но русское православие, с его точки зрения, никогда формально не отделялось от Рима и сохранило чистоту веры. Похоронен в 1866 в Святогорской усыпальнице при церкви преподобных Антония и Феодосия Святогорского Святоуспенского монастыря. Ныне Свято-Успенская Святогорская лавра [2].

Вместе с Голицыным воевали его сын и внук [3].

Новооскольская дружина была сформирована в самом непродолжительном времени. За полторы недели было принято 1310 ратников, т.е. больше положенной нормы. Лишние ратники были переведены в Старооскольскую дружину. Обмундирование тоже было сделано весьма удовлетворительно и поспешно. Остальное же время было посвящено обучению дружины пешему строю. В июне 1855 г. дружина выступила в дальний путь к театру военных действий [6]. На протяжении всего пути и времени дружину сопровождала и оберегала драгоценная икона Святителя Николая [4].

По дороге в Крым в Белгороде дружину смотрел генерал-лейтенант Лужин (бывший начальник губернии), под Перекопом флигель-адъютант князь Барятинский, а в Харькове она встретила радушное угощение от местного купечества. После длительного и утомительного шествия в знойное и холерное время 4 августа 1855 г. дружина вступила в состав гарнизона обстреливаемого адским огнем города Севастополя. Под беспрерывным падением ядер дружина свято исполняла свой долг. Трудно даже представить, как нелегко было ратникам в августе 1855 г. Главным назначением дружины была служба на бастионах и инженерных работах, в том числе и при постройке моста через бухту [6].

Новооскольская дружина 27 августа 1855 г. принимала участие в защите Севастополя, а потом в обороне Северных Севастопольских укреплений до 11 сентября 1855 г., была прикомандирована к Колыванскому егерскому полку. За время нахождения дружины № 45 в составе Колыванского полка и Севастопольского гарнизона 1-я рота была отправлена на Константиновский бастион, а 2-я – на Михайловский, где они находились c 7 августа по 11 сентября, остальные же 2 роты были расположены неподалеку от Северного укрепления. Все они до 15 августа участвовали в построении моста через бухту под обстрелом неприятеля ядрами, 250 ратников и 11 урядников были прикомандированы к артиллерийской прислуге на бастионы, где и находились под непрерывным смертоносным огнем до 27 августа. Для артиллерийской прислуги отправлено было 150 ратников на Инкерманскую позицию, где они находились с 26 сентября 1855 года по 4 апреля 1856 года [5].

По отступлении неприятелей дружина перешла на зимовку в лагерь при реке Кача, в окрестностях Бахчисарая. На этой позиции дружина была удостоена Царского смотра, после которого Государь остался доволен и объявил благодарность начальнику дружины князю Голицыну и офицерам, а ратникам изволил пожаловать по одному рублю серебром на человека. 15 марта дружина перешла на Инкерманские высоты, откуда и тронулась 17 апреля 1856 г. в обратный путь к дому. Из-за свирепствующих в то время эпидемиологических болезней дружина вынуждена была задержаться в Мелитопольском и Александровском уездах. 18 июня она снова продолжила свой путь без остановок до самого места формирования [6].
За оборону города Севастополя пожалована всей дружине Севастопольская медаль на георгиевской ленте (1104) и роздано 11 знаков отличия Военного ордена [5].

22 июля 1856 г. в 10-00 часов украшенная медалями за защиту Севастополя дружина вступила в город. Ратников Новооскольской дружины № 45 встречали практически все жители города и съехавшиеся с ближайших окрестностей немалое количество людей.

Духовенство шло впереди с хоругвями и иконами и, дойдя до церковной площади, отслужило благодарственные молебен. На груди у многих ратников сияли георгиевские кресты. По окончании церемонии предводитель дворянства Н.А. Решетов пригласил офицеров к завтраку, а ратники, в числе 1600 человек (в эшелоне князя Голицына находились еще две дружины 43 и 44 Старооскольские дружины), были угощены на площади. Оставшаяся половина дня была проведена в беседе, а вечером были танцы.
23 июля 1856 г. начальник дружины князь Николай Борисович Голицын приступил к расформированию дружины. Дружина было расформирована с невероятной быстротой. Ратники получили увольнительное свидетельство и причитающуюся сумму. Имущество дружины (обоз, лошади, котлы, и прочее) было продано в этот же день с аукционного торга [6].

Икона, оберегавшая дружину, была передана в Новооскольский собор как одно из самых лучших мест для хранения [4].

Таким образом, уже к вечеру 23 июля 1856 г. дружина была окончательно распущена. На следующий день ратники вернулись к своей прежне работе и занялись полевыми работами.

В очерке Новооскольского старожила говорится, что в течение всего похода в Крым и обратно не поступило ни одной жалобы на ратников и, когда они вступили в город, то в их рядах не числилось ни одного больного. Все это свидетельствуют о том, что дружиной командовал тот начальник, который мог не только командовать, но и мог содержать свою дружину в отличном состоянии.

Крымская война для России закончилась не самым выгодным договором о мире, однако все могло быть гораздо хуже.

Таким образом, ратники Новооскольской дружины свято исполнили свой долг перед Родиной и навсегда оставили свой след в этой войне.

Список литературы

  1. Антипьев М.А. Из истории ополчения 1855 г. (на примере Курской и Тамбовской губерний)// Материалы II Международной молодежной научной конференции. «Молодежь и XIX век». Ч. 2. (Курск, 7-9 апреля 2010 г.). Курск 2010. С. 16-18.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EB%E8%F6%FB%ED,%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E9%C1%EE%F0%E8%F1%EE%E2%E8%F7
  3. http://narublevke.com/articles/3020/
  4. Курские губернские ведомости № 47 от 24.11.1856 г. Часть неофициальная.
  5. Государственный архив Курской области (ГАКО) Ф.1. Оп.1. Д.269 а.
  6. Курские губернские ведомости № 40 от 06.10.1856 г. Часть неофициальная.