Творчество Веры Прониной
№ 2 от 2013 года
Автор: Пронина Т. Д.УДК 7.01
Яркое, почти феерическое горение является синонимом живописного почерка и образа жизни курской художницы Веры Прониной.
Ее индивидуальность и талант очевидны. На протяжении всего творческого пути широта интересов художницы вызывает уважение, будь то тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт или перовой рисунок. Это не просто исполнение очередного задания, а стремление получить результат от поставленной задачи: композиционной, колористической, пространственной. В основе каждого нового произведения – потребность знать, которая не ограничивается ни возрастом, ни уже сложившейся репутацией и отличает настоящего художника, для которого труд – вечный поиск, от дилетанта.
Вера Пронина вырабатывает творческий метод на протяжении всей своей жизни. Она развивается стремительно, постоянно испытывая новые формы, сплавляя различные стили и художественные мировоззрения, и в этом сплаве рождается бесконечно изменчивый и всегда узнаваемый «пронинский стиль». Творчество В. Прониной отмечено всплеском личностного темперамента, энергии. Собственно, вся ее жизнь идет под знаком вдохновения и влюбленности – как в общении с языком искусства, так и с видимым миром в целом.
В. Пронина окончила Курское художественно-графическое педучилище, училась у Г.Ф. Лоленко, Л.И. Пашкиной, В.Г. Шуклина. После училища несколько лет работала учителем рисования в Льговской общеобразовательной школе и была руководителем кружка изобразительного искусства. Вместе с учениками ходила на этюды. Трое её учеников-кружковцев впоследствии поступили на художественно-графический факультет Курского госуниверситета. Один из них – В. Романенко стал членом Союза художников России.
Следующим этапом творческого становления был художественно-графический факультет Курского госпединститута. Среди её наставников – А.Ф. Балабин, Л.И. Руднев, А.Г. Шуклин. На факультете в те годы «работали много и повсеместно. На перерывах рисовали друг друга. Наброски занимали все свободное время. В то время существовал культ наброска. Зимними вечерами рисовали в кружке рисунка. Чтобы нас рано не выпроваживали с факультета, сами устраивались на работу ночными сторожами. Рисовали до десяти часов вечера. Каждый считал почетным делом попозировать на вечернем рисунке, ведь там собирались самые заядлые рисовальщики со всех курсов. Уважением пользовались умные и талантливые» [4, с.253]. Так ковались художественно-педагогические кадры.
После института по распределению В. Пронина несколько лет работала в г. Улан-Удэ. Там она явилась инициатором открытия художественно-графического отделения в педагогическом училище. В это время Пронина преподавала рисунок, живопись, композицию, декоративно-прикладное искусство, историю искусства и даже начертательную геометрию, а также являлась завотделением. С первых лет преподавательской деятельности стала нарабатываться новая художественно-педагогическая методика. В. Пронина работала с полной отдачей, совмещая педагогическую деятельность с творческой.
Более 40 лет Вера Пронина преподаёт на художественно-графическом факультете Курского госуниверситета [1, с.252-264], где прошла путь от ассистента до профессора кафедры живописи. В первые годы работы на факультете Пронина проходила курсы повышения квалификации в Московском педагогическом институте в творческой мастерской народного художника СССР, академика живописи В.П. Ефанова, который ценил в своих учениках темперамент и одержимость в работе. Именно там укрепилась её вера в правильность выбранного пути.
Следующим этапом становления художника была Академическая дача Союза художников России, которая помогла найти свой путь в искусстве. Она поняла, что не существует раз и навсегда найденного творческого метода, поэтому В. Пронина постоянно занимается экспериментами, заботясь прежде всего о качестве живописи. Пронина считает, что «живопись – это понятие качества», и ради этой цели много и постоянно работает.
Художница не сидит на месте, она путешествует. И неизменными ее спутниками являются холст и краски. География путешествий последних лет обширна: Белгород, Петербург, Мурманск, Тростянец (Украина), Гурзуф, Суджа и, конечно, родной Курск. Виды Курска с чарующей поэтической атмосферой, со старинными домами, храмами, улочками – постоянный мотив её творчества.
Лишь при первом и поверхностном знакомстве с творческой деятельностью художника может показаться, что Пронина – художник меняющийся. В её живописи можно найти отголоски сезаннизма и импрессионизма, традиции древнерусских росписей и испанских мастеров. В её произведениях нет прямого «цитирования», присутствует знание и понимание истории искусства. А объединяет все её работы стремление к постоянному совершенствованию и поиск себя.
Еще в ранние студенческие годы В. Пронина заявила о себе как о своеобразном и сильном художнике. В дипломной работе «Материнство» и в картине «Солдатки» появляются присущие ей выразительность композиционного и колористического решений. Впрочем, в творчестве художницы никогда не главенствовала тематическая картина, которая пользовалась успехом на всех выставкомах тех лет. Большой формат ей чужд. Что вовсе не означает отсутствия интереса к большой теме и историческим сюжетам.
Она постоянно читает, дискутирует, размышляет об истории родной страны, её богатом культурном наследии. Эти неравнодушные размышления приводят к созданию своеобразных циклов работ, связанных с духовными и культурными истоками или значительными явлениями мировой культуры: «Андрей Рублев и Феофан Грек», «Иван Грозный», «Христос и Иуда», «Ника Самофракийская», «По поводу Рембрандта», «По поводу Эль Греко», «Вспоминая Марка Шагала».
Она заставляет зрителя видеть в обычных и незамысловатых вещах то же, что увидела и почувствовала она сама. И это целые жизненные истории, связанные с человеком и его миром переживаний и фантазий. Художница ставит запредельно трудные задачи – передать музыкальные впечатления в живописном полотне или быстротечность времени. Мы видим это в названиях работ («Военная музыка», «Месса Баха», «Рок-музыка», «Скрипки», «Ход времени») и в самом их формальном решении.
В её творческой деятельности много работ портретного и натюрмортного жанра. У художницы несколько автопортретов. Один из автопортретов В. Прониной 1970-х гг. напоминает образы Раннего Ренессанса. За ним следуют другие. Модель всегда легко узнается, но образ разный [5, с.3]. Выстроив ряд «пронинских» автопортретов, понимаешь особое свойство этого художника – быть всегда в поиске.
В её образах современников сходство не является единственной целью автора. Она тонкий и проникновенный портретист-психолог, который пытается говорить о личных пространствах современного человека. В каждом из портретов сконцентрированы сложные чувства моделей, отражены мгновения жизни и сосредоточена большая внутренняя сила («Портрет с гранатом», «Студентка», «Автопортрет», «Портрет Т. Девятовой», «Портрет певицы Ирины Стародубцевой», «Портрет дочери», портреты Ирины Глюдза, Луизы Каркавцевой и другие), а напряженность цвета и композиционного решения создают настроение и образ.
Главным средствам выражения замысла становятся цвет и фактура. Её увлекают множественность оттенков, безграничная нюансировка, экспрессия живописи. Так возникли мастерски написанные натюрморты «Праздничный натюрморт», «Пионы», «Богатая невеста». Ранний натюрморт «Подснежники» оказывается трогательным и печальным рассказом о Великой Отечественной войне, а работа «Цветы и куклы» возвращает нас к хрупкому и немного сказочному образу детства.
Многие пейзажи В. Прониной имеют символическое значение. Их колорит разнообразен – от серебристого до коричневато-красного, который выражает не только конкретное состояние природы, но и индивидуальные переживания художника, передает особую ауру и настроение. В каждом из них есть образная глубина. За реально изображенными деталями пейзажа стоит также и философское осмысление жизни. Различные по интонации пейзажи внутренне наполнены то покоем и уравновешенностью, то задумчивой грустью, а в некоторых из них есть ощущение драматизма. Наибольшим душевным теплом согреты пейзажи средней полосы России – с простыми мотивами, особым размеренным укладом быта, с церквями – как необходимой частью русского пейзажа. Одним из сюжетов пейзажа В. Прониной является тема дома. Дом в зарослях зелени, дом на улице под кронами деревьев, дом в сумерках и тихим вечером – «Затерявшийся домик», «Вечерний свет», «Дом на Ямской». Дом для нее – человеческое гнездо и убежище, дающее уверенность и душевное спокойствие [5, с.4]. В этих работах присутствует ярко выраженное лирико-романтическое настроение.
Большое внимание в своем творчестве она уделяет экспериментальной работе, поиску композиционных и живописных решений. В работах «Голгофа», «Рок-музыка», «Месса», «Золотые купола», «Ход времени», «Вспоминая Марка Шагала» она находит собственную, отличную от традиции форму и колорит. Любовь художницы к эксперименту и трансформации никогда не была самоцелью и не зависела от желания быть оригинальной.
Когда-то давно она экспериментально исследовала собственные психические возможности, то пытаясь отключить своё сознание, то настраиваясь с помощью музыкального лада, а потом приступала к работе. Она понимала, что психику человека невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях. Такими проявлениями и являются работы 1970-х гг. Потом она решилась на смелое самоограничение: писать без белил, заменив их оттенками желтого. Это совершенно изменило привычные в живописи отношения, раскрепостило интуицию и цветовое видение, манера письма приобрела широту и фактурность. Эксперимент удался: работы 1970-1980-х гг. обращают на себя внимание особым колоритом, темпераментной фактурой и экспрессией образов («Автопортрет»). «Безбелильный» период довольно быстро закончился. Но эти находки время от времени вновь использовались в работах, тема которых требовала выразительного формального решения: «Контрасты», «Жаркое лето. Белогорье».
Говоря о методе живописного письма В. Прониной, необходимо отметить пристальное внимание, с которым художница относится к специфике избранного мотива. Разумеется, конкретный, исходный материал, с которым Пронина работает, переплавляется, но тем не менее всегда сохраняет свои духовные характеристики. Ее модели в портретах никогда не перестают быть личностью, но чаще всего артистически вовлекаются в диалог с художницей, подчиняясь ее желаниям. В пейзажах и натюрмортах Пронина энергично выявляет желанную суть, то «нечто», которое и побуждает взяться за кисть. Поэтому ее персонажи всегда активны, будь то люди, цветы, просторы любимого края.
Импульсивные и быстрые удары кисти, падающие и вздымающиеся ритмы, контрасты, повторы, взаимосвязь теплых и холодных, легких и весомых тонов – вот богатая практика живописи художницы. Ей присущи живописный артистизм колористического ощущения, красивость, прозрачность и лаконизм письма, динамика.
Эмоциональное состояние произведений Веры Прониной увлекает своей сложностью, диалектикой. Собственно, это авторское мироощущение и определяет качество и направленность ее картин.
Творческая деятельность художника – это результат творческой работы. У Веры Прониной много учеников: Баженов С., Жигулева Е., Конев А., Меньшиков Н., Спицин С., Торшенко И., Соколова А. и другие. Многие ученики стали членами профессиональных и творческих союзов художников, имеют богатый опыт выставочной деятельности. В 2011 г. в выставочном зале Курского РО ВТОО «Союз художников России» проходила юбилейная, посвященная 70-летию со дня рождения Веры Прониной выставка «Учитель – ученик», которая задумывалась с целью показать рядом, в одном выставочном пространстве творческие работы преподавателя и его учеников.
Выставка показала, что педагогическая деятельность для Веры Прониной – это не параллельное приложение сил, а слагаемое творчества, жизнь, которую каждый выбирает себе сам. И счастлив тот, кто сделал это смолоду и остался верен своему выбору.
Букет цветов. 2007. Холст, масло. 80×70
Тишина. 2004. Орг., масло. 87×90
Автопортрет. 1978. Холст, масло. 106×76
Тюльпаны. 1999. Холст, масло. 70×50
Портрет дочери. 1997. Холст, масло. 50×40
Львиный мостик. 1998. Холст, масло. 45×50
Жаркое лето. 2005. Холст, масло. 87×90
Затерявшийся домик. 1999. Холст, масло. 40×50
С-Петербург. Фонтанка. 2010. Холст, масло. 30×40
Список литературы
- Брынцев Л. Курская художественная школа: вехи развития // Художественная педагогика XXI века: опыт, проблемы, инновации: сб. науч. ст. по материалам международ. науч.-практической конф., посвящ. 50-летию худож.-графич. факультета Курск. гос. ун-та, 14-15 окт. 2010 г. / под ред. Н.К. Шабанова, Т.Д. Прониной. – Курск: Изд-во Курск гос. ун-та, 2010. – С. 252-264.
- Жилин В. Исторический очерк о художественно-графическом факультете Курского госуниверситета // Художественная педагогика XXI века: опыт, проблемы, инновации: сб. науч. ст. по материалам международ. науч.-практической конф., посвящ. 50-летию худож.-графич. факультета Курск. гос. ун-та. 14-15 окт. 2010 г. / под ред. Н.К. Шабанова, Т.Д. Прониной. –Курск: Изд-во Курск гос. ун-та, 2010. – С. 264-275.
- Пронина Т. Вера Пронина. Живопись. Каталог. – Курск, 2000. – 28 с.
- Пронина В. Мои студенческие годы // Научные основы профессиональной педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения / под ред. Н.К. Шабанова. – Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000. – С. 252-256.
- Тарасова М., Каркавцева Л. Вступительные статьи к каталогу. Вера Пронина. Живопись. – Курск, 2008. – 60 с.