Ранняя профессионализация – путь к успешной карьере

№ 2 от 2013 года
Автор: Скрипник Т. В.
УДК 159.98
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
tv-skripnik@mail.ru

Современный рынок труда предлагает трудоустройство чаще всего людям, владеющим двумя или несколькими специальностями. Служба занятости населения позволяет переобучиться профессиям, востребованным на рынке труда. Проводится профессиональная ориентация и переориентация – очень значимое событие в жизни и молодого, и человека зрелого возраста, например безработного. Есть факты, что в период временной или хронической неустроенности здоровье безработного человека реагирует весьма специфично, вплоть до заболеваний сердца, язвы желудка, гипертонии и пр.

Известно, что психическое здоровье человека зависит от ряда факторов как внешней, так и внутренней среды. Так, в словаре психическое здоровье определяется «как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности» (Словарь практического психолога, 1997). Некоторые авторы определяют психическое здоровье «как направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе» (Гришанова, Левченко, 2002).

Как материалисты мы понимаем, что субстратом психического является мозг человека.

Психофизиологическая предрасположенность двух полушарий мозга к реализации в деятельности основана на межполушарной асимметрии. Доминирование левого полушария – это склонность к видам деятельности, связанным с формулами, цифрами, редактированием текста, т.е. знаковыми системами. Технические знания также относятся к данной категории.

Прерогативой правого полушария нашего мозга являются профессии, связанные с общением, эмпатией, проявлением любви к природе, людям, животным; профессии, связанные с эмоционально насыщенной деятельностью: музыкой, художественным творчеством, дизайном и т.д.

Если человек реализует и совершенствует себя в виде деятельности, соответствующем его нейрофизиологической предрасположенности, то обретает гармонию душевного и физического, т.е. психическое здоровье, которому сопутствует и соматическое (телесное) здоровье. Таким образом, правильная ранняя профессионализация – это выбор деятельности, соответствующей ведущему (доминантному) полушарию.

Замечено, что профессия, выбранная в соответствии с ведущим полушарием, способствует профессиональной успешности, карьерному росту, гармонии с внутренним «Я». Главное, на наш взгляд, – укреплению здоровья (редки головные боли, не бывает хронической усталости, немотивированной агрессии, как, например, у водителей-левшей российских автомобилей).

Как пишет Е.А. Климов – автор как фундаментальных, так и популярных трудов по психологии труда: «Мы лишь для краткости говорим выбор профессии, на самом деле речь идет о планировании, обдумывании и выборе жизненного пути» [1, с. 8]. На протяжении нескольких десятков лет нами, психологами, в практической деятельности использовалась методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» [1, с. 146]. С годами все больше раскрывается его непреходящее значение. С разрешения Евгения Александровича Климова в 1998 году автор статьи модифицировала опросник в связи с новыми технологиями, в том числе и компьютерными. Этот вариант адаптированного к новым условиям опросника в 2000 году был переведен нами на английский язык для преподавателей иностранного языка, работающих с иностранными студентами – будущими практическими психологами [3, с. 24–25]. Хочется и дальше его популяризировать и проверять его валидность.

Все эти годы методика позволяет российским практическим психологам в школах, колледжах, вузах и отделах переобучения служб занятости решать проблемы профессионализации: профориентации, переобучения, успешного карьерного роста. Вместе с тем, на наш взгляд и согласно мнению нейрофизиологов, помогает определиться с доминантным полушарием головного мозга.

Е. Климов выделяет пять профессиональных направлений: Человек – Природа, Человек – Техника, Человек – Человек, Человек – Знаковая система и Человек – Художественный образ (соответствует пяти колонкам листа ответов опросника). Так, профессии типа «Ч–П», «Ч–Ч», «Ч–Х.О.» рекомендуются «правополушарникам», леворуким учащимся, а такого типа, как «Ч–Т» и «Ч–З.С.», – «левополушарникам».

По 20 экзистенциальным альтернативным вопросам мы получаем возможность продиагностировать профессиональные интересы выпускника школы или, например, выпускнику вуза или взрослому человеку убедиться в правильности выбранной профессии.

Русский вариант опросника Е.А. Климова «ДДО», модифицированный Т. В. Скрипник (взрослый вариант) [2, с. 211–212], приводится ниже.

Инструкция: представьте, что вы вновь выбираете профессию, проходите соответствующее обучение и сможете выполнять любую работу. Что вы предпочли бы? Обязательно проставьте «плюс» в одной из колонок листа ответов в варианте «а» или «б».

Следует пояснить: для направления «Человек – Природа» предметами труда являются растения, животные, микроорганизмы и т. д.; для направления «Человек – Техника» – машины, механизмы; направлению «Человек – Человек» подходят профессии, связанные с общением, с лечением людей; для направления «Человек – Знаковая система» предметом труда являются цифры, символы, формулы; для направления «Человек – Художественный образ» предметом труда являются изобразительное искусство, дизайн, музыка и т. д., что соответствует пяти колонкам листа ответов.

Лист ответов
Ч – Ч Ч – T Ч – Ч Ч – З.С. Ч – Х.О.
la 2a 3a
4a 5a
7a
8a
9a
10a 10б
11a 11б 12a 12б 13a
13б 14a 14б 15a 15б
16a 16б 17a
17б 18a 18б
19a 19б
20a 20б

Примечание: в нижней свободной строчке листа ответов суммируется количество «плюсов» по каждой колонке и усматривается преобладающее количество баллов по выбранному направлению. Иногда сумма одинакова в трех или двух колонках (см. пояснение выше) или на 1-2 балла разнится. В последнем случае не следует это принимать во внимание. А вот у части девушек бывает равномерное распределение профессиональных интересов на «правополушарные» и «левополушарные».
В этой связи нейрофизиологи свидетельствуют, что у женщин межполушарная асимметрия выражена слабее, чем у мужчин, их полушария как бы равновесны. Считается, что поэтому в большинстве своем женщины более мудры, гибки в своем поведении, менее целеустремленны и на работе «не сгорают».
Профессионалами своего дела чаще бывают мужчины (их межполушарная асимметрия выражена ярче): в естественно-научных дисциплинах и в медицине ими делаются открытия, благодаря их энергии продвигаются технические достижения.

Что Вы предпочли бы делать?
1а. Ухаживать за животными или 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным людям, лечить их или 2б. Составлять таблицы, схемы, компьютерные программы
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, постеров, почтовых открыток, дизайном дисков или 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу) или 4б. Заниматься продвижением товаров, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 5б. Обсуждать беллетристику, спектакли, концерты
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 6б. Тренировать товарищей по команде в школе, быть наставником (ментором) в труде или спорте
7а. Копировать рисунки, иллюстрации (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б. Управлять каким-либо грузовым, подъемным или транспортным средством (грузовиком, краном, трактором, локомотивом)
8а. Сообщать, разъяснять кому-либо информацию (в справочном бюро), быть гидом на экскурсии или 8б. Оформлять выставки, витрины (или принимать участие в подготовке ток-шоу, пьес, концертов)
9а. Ремонтировать одежду,изделия (технику), жилище или 9б. Редактировать тексты, таблицы, рисунки
10а. Лечить животных или 10б. Выполнять расчеты, калькулировать
11а. Выводить новые сорта растений или 11б. Проектировать, конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, здания и т. п.)
12а. Разбирать ссоры, споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать или поощрять кого-либо или 12б. Быть компетентным в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, систематизировать)
13а. Наблюдать, изучать работу любительского кружка или 13б. Исследовать жизнь микробов
14а. Обслуживать, ремонтировать медицинскую аппаратуру или 14б. Оказывать первую медицинскую помощь людям
15а. Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах или 15б. Художественно описывать реальные или воображаемые события
16а. Делать анализы в лаборатории больницы или 16б. Принимать, осматривать больных людей, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий (заниматься граффити) или 17б. Осуществлять монтаж оборудования, выполнять сборку машин, приборов
18а. Организовывать экскурсии, поездки по стране, посещениетеатров, музеев, выставок или 18б. Принимать участие в шоу, концертах, играть на сцене
19а. Изготовлять по чертежам одежду, детали машин, осуществлять строительство или 19б. Заниматься техническим конструированием, черчением, копированием карт
20а. Вести борьбу с вредителями леса и сада, ухаживать за больными растениями или 20б. Работать оператором персонального компьютера, набирать текст на компьютере

Обратимся к английскому варианту методики Е.Климова, модифицированной Скрипник Т.В.

The differential diagnostic questionnaire of E. Klimov modified by T Skripnik.

Instruction: imagine, you choose a vocation anew. You have relevant training, you are to make any kind of work what would you prefer? The questionnaire consists of 20 pairs of questions. Read the questions beginning with I`d prefer…and write down you answers in the table. You are to you choose or one variant from each pair of questions. Just put «+» in the corresponding («a» or «b») column in the list of answers.

The list of answers
M-N M-T M-M M-S M-I
la lb 2a 2b 3a
3b 4a 4b 5a 5b
6b 6b 7a
7b 8a 8b
9a 9b
10a 10b
11a 11b 12a 12b 13a
13b 14a 14b 15a 15b
16a 16b 17a
17b 18a 18b
19a 19b
20a 20b

DIAGNOSTIC QUESTIONNAIRE
Description: The questionnaire consists of 20 pairs of questions. Read the questions, beginning with I’d like to… What would you prefer?.. and write down your answers in the table «Тhe list of answers». You are to choose only one variant from each pair of questions. Just put “+” in the corresponding (“a” or “b”) cell of the table.

What would you like to do better? What would you prefer?
1a. Look after animals or 1b. Adjust machines, devices
2a. Help ill people to recover or 2b. Make up tables (schemes, develop computer programs)
3a. Examine the quality of book, illustrations, posters, postcards, computer disc designs or 3b. Control condition and growth of plants
4a. Work up materials (wood, fabric, metal) or 4b. Be occupied with marketing (advertising, selling)
5a. Discuss popular scientific literature (articles) or 5b. Discuss belletristic literature(theatre plays, concerts)
6a. Raise young animals or 6b. Train team-mates, fellows at school, be mentor at work or sport
7a. Copy drawings or illustrations (or tune musical instruments) or 7b. Operate lorry, crane or tractor
8a. Give people necessary information (be a guide for somebody) or 8b. Decorate showcases (take part in organization of theatre plays or concerts, shows)
9a. Repair things (clothes, household appliances) flats or 9b. Find and correct mistakes in texts, tables, drawings
10a. Cure ill animals or 10b. Make arithmetic calculations
11a. Cultivate new sorts of plants or 11b. Make projects, designs of new manufactory products (cars, clothes, buildings, etc)
12a. Deal with arguments, quarrels among people; convince, encourage, punish somebody, explain somebody where he is mistaken or 12b. Check and correct draughts (schemes, tables)
13a. Watch and study the work of amateur art activities or 13b. Watch and study the life of microbes
14a. Mend and adjust medical equipment or 14b. Give first aid to people
15a. Make up detailed descriptions, reports about observed events and objects or 15b. Give artistic description ofevents (real or unreal)
16a. Make laboratory analysis in hospital or 16b. Examine sick people, talk to them, prescribe medication
17a. Paint walls, other surfaces or 17b. Carry out mounting of machines and equipment
18a. Organize excursions, cross-country trips, theatre or museum tours or 18b. Take part in theatre plays, concerts
19a. Produce details of machines (make clothes, build houses) or 19b. Make drawings; copy maps, draughts
20a. Fight with plant pests, look after ill plants or 20b. Work with computer (be a typist, a type-setter)

Interpretation: Now you are to calculate the number of pluses in each of the vertical columns of the table and find out where the highest result is. How do you interpret your result? The author of this questionnaire, Evgeny Klimov, subdivides all the vocations in correlation with objects of labor.
Column 1: If the main objects of labor are plants, animals or microorganisms – this is type “N” (“MAN-NATURE”).
Corresponding vocations: stock-breeding, forestry, agronomy, chemistry (for example, laboratory assistant – ecologist), etc
Column 2: If the main objects of labor are technical systems, materials, kinds of energy – this is type “T” (“MAN-TECHNOLOGY”).
Corresponding vocations: engineering, operating personnel, etc
Column 3: If the main objects of labor are people, groups or communities of people – this is type “M” (“MAN-MAN”).
Corresponding vocations: teacher, doctor, tutor, psychologist, coordinator, lawyer, etc
Column 4: If the main objects of labor are signs, symbols, figures, natural or man-made languages – this is type “S” (“MAN-SYMBOL”).
Corresponding vocations: programmer, typist, accountant, editor, etc
Column 5: If the main objects of labor are images, visual constructions, music – this is type “I” (“MAN-IMAGE”).
Corresponding vocations: designing, fine arts, decorative (applied) art, music, etc.
Thanks!

Список литературы

  1. Климов Е. А. Как выбирать профессию?/ Е. А. Климов. – М., 1990.
  2. Скрипник Т.В. Модифицированный опросник Е.А. Климова как здоровьесберегающая методика// Т.В. Скрипник. – Наука и общество: проблемы современных исследований: сб. науч. статей в 3 ч. – Ч. 3. Проблемы современных исследований в гуманитарных науках/ под ред. А. Э. Еремеева. – Омск , 2010.
  3. Скрипник Т.В. Новация современности: каждый педагог-психолог// Т.В. Скрипник. – Образование Омской области. – № 1(20) – 2010.