К вопросу классификации электронных образовательных ресурсов

№ 2 от 2013 года
Автор: Дорофеева Т. В.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
tgalcova@mail.ru

Информатизация образования подняла ряд вопросов, касающихся типов и групп электронных ресурсов, которые можно использовать в образовательном процессе. В связи с этим появилось большое количество классификаций их разновидностей, основанных на разных признаках и параметрах. До сих пор не существует единственной принятой классификации, так как каждый ученый в качестве определяющего выбирает свой собственный критерий. Классификация по тому или иному признаку позволяет отобрать ресурсы, которые будут подходить для организации обучения в зависимости от целей учебного занятия, вида обучения, формы его организации, системы обучения, методики обучения и т.д., что, несомненно, влияет на интенсификацию и эффективность образовательного процесса.

Мы постараемся рассмотреть различные варианты классификаций электронных образовательных ресурсов, имеющиеся в российской практике.

Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.83-2001 следует различать:

  • электронный документ. Им является документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники;
  • электронное издание. Это электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения [1].

Как видим, по классификации, которую предлагает стандарт, первичным является электронный документ, который после необходимой обработки, получает возможность для распространения. Однако в современной науке для классификации ЭОР используется более широкий набор критериев.

О.М. Гуркова [2] предлагает так распределять данные ресурсы:

  • программно-методические ЭОР: учебный план, учебная программа;
  • обучающие ЭОР: мультимедийный учебник, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде;
  • вспомогательные ЭОР: практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, антология, словарь, справочник;
  • учебно-методические ЭОР: методические указания, методические рекомендации;
  • контролирующие ЭОР: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.

Очевидно, что в этом случае главным параметром является функциональный признак, указывающий на значение и место электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Довольно полная классификация ЭОР приведена в работах Морозовой И.В. [4]. Она предлагает распределять их сразу по нескольким критериям.

По системе обучения выделяются традиционные, которые предназначены для традиционной системы обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования РФ в данной предметной области; факультативные – предназначены для углубленной факультативной работы; домашние репетиторы – предназначены для домашней самостоятельной работы; справочные – предназначены для поиска справочной информации по предмету.

По форме обучения: индивидуальные, которые предназначены для непосредственного взаимодействия обучающего с обучаемым; групповые – предназначены для работы в группах; фронтальные – предназначена для обеспечения работы обучающего сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами; коллективные – предназначена для обеспечения работы обучающего сразу со всеми обучающимися, как с целостным коллективом со своими особенностями взаимодействия; парные – предназначены для работы двух обучающихся.

По методическому назначению: обучающие – сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения; тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала; контролирующие – предназначены для контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом; информационно-поисковые – сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации; демонстрационные – визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения; имитационные – представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик; моделирующие – позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения; учебно-игровые – предназначены для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме.

По форме организации занятия: лекционные – предназначены для работы на лекциях; лабораторно-практические – предназначены для организации семинаров, лабораторных и практических работ; научно-исследовательские – предназначены для осуществления научно-исследовательской работы; для самообучения – предназначены для самостоятельного обучения; оценочные – предназначены для организации оценочных занятий (зачет, экзамен); для организации конференций – предназначены для организации обучения в рамках конференцсвязи.

По дидактическим целям обучения: формирующие знания – направлены на формирование базовых знаний; сообщающие сведения – носят информативный характер, направлены на сообщение информации; формирующие умения – направлены на формирование умений и навыков; закрепляющие знания – направлены на закрепление базовых знаний; контролирующие уровень обученности – направлены на контроль уровня обученности; обобщающие знания – направлены на процесс обобщения имеющихся знаний; совершенствующие ЗУН – направлены на расширение и углубления имеющихся ЗУН.

На наш взгляд, в данную классификацию необходимо внести несколько изменений и уточнений. Так, являются спорными вопросы о выделении справочных ресурсов в группе классифицируемых по системе обучения, разделении коллективных и групповых ресурсов, выделении в отдельную категорию научно-исследовательских, которые, в принципе, могут использоваться как во время лекций, семинаров, так и в процессе самообучения.

При выполнении проекта по созданию Федерального ресурсного центра по Сибирскому федеральному округу (в рамках ФЦП РЕОИС) группой разработчиков из Томского государственного университета (Демкиным В.П., Можаевой Г.В. и др.) по итогам проведения работ по подготовке, систематизации и классификации различных электронных ресурсов для всех уровней образования была составлена наиболее полная классификация ЭОР, учитывающая практически все аспекты образовательного процесса. Остановимся на ней подробней.

По функциональному признаку ЭОР делятся на программно-методические (учебная программа, учебный план, тематический учебно-производственный план дисциплины); учебно-методические издания (материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения курсовых и дипломных проектов, контрольных работ, организации самостоятельной работы учащихся); обучающие электронные издания (электронный учебник, электронное пособие, учебно-игровые электронные издания); вспомогательно-практические (электронная практика, электронные хрестоматия) и контролирующие (банки контрольных вопросов; тестирующие элементы какого-либо курса; тестирующие оболочки; база данных).

По структуре электронные образовательные ресурсы классифицируются аналогично печатным изданиям: однотомное издание (электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе (мультимедийный курс, электронный учебник, электронное учебное пособие и др.); многотомное издание (электронное издание, состоящее из двух или более частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе и является логическим продолжением предыдущего, электронная серия серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении. Ярким примером может служить разработка фирмы 1С – репетиторы по различным дисциплинам.

По форме изложения выделяются конвекционные учебные издания, программированные учебные издания, проблемные учебные издания, комбинированные, или универсальные учебные издания.
Конвекционное учебное издание соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. При помощи таких изданий реализуется информационная функция обучения.

Программированное учебное издание основано на обучении по системе «стимул-реакция». Имеет форму разветвленной или линейной программы, ориентированной, прежде всего, на самостоятельную работу учащихся.

Проблемное учебное издание базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.
Комбинированное, или универсальное учебное издание содержит отдельные элементы перечисленных моделей.

В качестве критерия, лежащего в основе классификации по целевому назначению, используется аудитория, для которой предназначен тот или иной ресурс, а именно:

  • для дошкольников;
  • для начальной школы;
  • для основного общего образования;
  • для среднего полного образования;
  • для учреждений коррекционной педагогики;
  • для начального и среднего профессионального образования;
  • для высшего профессионального образования;
  • для послевузовского образования;
  • для дополнительного образования.

В последнее время очень актуальным является параметр «технология распространения». На его основе выделяются локальные электронные издания, предназначенные для локального использования и передаваемые на локальных носителях (мультимедиа курсы, аудио-, видеолекции, учебно-методические пособия и т.д.), сетевые, которые передаются по сети Интернет (электронные учебники и учебные пособия, тестирующие программы и др.) и потенциально доступны неограниченному кругу пользователей, и комбинированного распространения.

Следует отметить, что размещение обучающих материалов в сети позволяет более просто организовать доступ к информации, а также осуществлять контроль, если это обусловлено педагогическими требованиями. Предлагаемые в сети электронные учебники могут содержать дополнительные ссылки на сайты Интернет; в качестве учебных и учебно-методических пособий могут выступать и готовые сетевые ресурсы, имеющиеся в Интернет.

Поскольку средства учебного назначения должны быть адаптированы к основному профилю дисциплины или специальности, то их можно разделить и по образовательным отраслям. В связи с этим выделяются ресурсы по трем профилям дисциплин: физико-математические; естественно-научные; гуманитарные и социально-экономические.

Ну и, наконец, исследователи ТГУ предлагают распределить ЭОР по форме организации занятий: лекция, практическое занятие, семинарское занятие, лабораторная работа, самостоятельная работа, контрольное занятие [3].

Действительно, данная классификация является наиболее полной и может служить основой при разработке того или иного электронного образовательного ресурса, а признак, определяющий их место и значение в образовательной среде (функциональный), является оптимальным для определения целей и задач их использования.

Список литературы

  1. Библиотека стандартов: [электронный ресурс]. URL: http://www.standartov.ru (дата обращения 23.05.2013).
  2. Гуркова О.М. Электронный учебник как эффективное средство для повышения качества образования: [электронный ресурс]. [200?]. URL: http://www.kgau.ru/img/konferenc/2009/115.doc (дата обращения 01.11.2012).
  3. Демкин В.П., Можаева Г.В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии // Открытое и дистанционное образование. 2003. № 11-12. С. 3-6.
  4. Морозова И.В. Классификация информационных электронных образовательных ресурсов: [электронный ресурс]. URL: http://mari.ito.edu.ru/2012/section/191/97345/ (дата обращения 11.01.2013).