Трудности социализации инвалидов по зрению

№ 2 от 2013 года
Автор: Лоторева Е. В.
УДК 316
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
katerina_email@mail.ru

В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы социализации.
Проблемы социализации инвалидов, особенно незрячих людей, в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение незрячими социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.
Медицинский аспект проблемы инвалидности требует анализа состояния здоровья, учета степени нарушения психофизиологических функций организма, и с этой точки зрения инвалидность является объектом изучения медицины.

Социальный аспект проблемы инвалидности ставит вопросы исследования ограничения возможностей социального функционирования человека, его связей с социумом, с ближайшим окружением, определения его места в социальной сети.

Было бы нелогично противопоставлять эти аспекты изучения инвалидности по той лишь причине, что они тесно связаны, что ограничения социального функционирования вытекают непосредственно из ущербности психофизиологических функций организма человека.

На пути возвращения незрячего в социум, его интеграции в общество используются разнообразные методы реабилитационного воздействия медицинского и социального характера. При рассмотрении реабилитационных мер социального содержания возникают вопросы не только понятийного, но и сущностного характера.

В этой связи заслуживает внимания обсуждение соотношений таких социальных процессов, как социальная реабилитация, социальная адаптация, социализация. В круг этих вопросов входит и социальная работа как наука, способствующая решению вопросов, являющихся сутью реабилитации.
Обсуждение этих вопросов необходимо как в общетеоретическом плане, так и по отношению к инвалидам по зрению.

Дефект и инвалидность препятствуют социализации и инкультурации обычными способами в силу особенностей социокультурной среды инвалидов. Инвалиды более, чем здоровые люди, изолированы от контактов с другими; для них затруднен доступ к широкому кругу источников информации; часто к этому добавляется особое сегрегирующее отношение к ним со стороны окру¬жающих. Это способствует превращению дефекта в ядро личностных пережи¬ваний и препятствует успешной социализации [4].
Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий: как социально-контролируемых и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
В связи с этим обычно различают определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.

Социализация личности незрячего человека – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Процесс вхождения индивида в социум порождает изменения в социаль¬ной структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом соци¬альной активности человека, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее. Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодей¬ствия индивида и социальной среды в процессе социализации, являются адап¬тация и интеграция [5].

Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Однако адаптированный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой личностью, ее биопсихологически¬ми и социальными ограничениями.

Интеграция предполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую он способен изменять, когда в этом есть необходимость и целесообразность [5].

В процессе социализации незрячих людей происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и навыков. В процессе социализации индивид прояв¬ляет свою автономность и независимость, формирует личный опыт, осуществ¬ляет самосоциализацию, т.е. образование внутреннего контроля совести, меха¬низмов самоконтроля и самокоррекции [3].

Таким образом, процесс социализации включает в себя не только соци¬альное познание и освоение универсума культуры, но и осуществление навыков практической деятельности, построение системы социальных связей и ориента¬ции, где индивид себя проявляет как личность, как субъект деятельности, как индивидуальность. Следовательно, чтобы социализация инвалидов по зрению протекала успешно, она должна включать в себя субъектность, развитие само¬сознания, формирование адекватных представлений личности о себе.

Существуют различные взгляды на процесс социализации личности. Так, по мнению Г.М. Андреевой, процесс социализации состоит из трех основных этапов:

  1. первичной социализации, или социализации ребенка;
  2. маргинальной (промежуточной или псевдоустойчивой) социализации подростка;
  3. устойчивой, т.е. концептуальной, целостной социализации, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, т.е. период от 17-18 до 23-25 лет.

Н.С. Данакин показывает, что поскольку социальный опыт осваивается, прежде всего, в ходе трудовой деятельности, постольку основание для класси¬фикации стадий процесса социализации открывается в их отношении именно к данной деятельности. Соответственно, выделяются три основные стадии: дот-рудовая, трудовая и послетрудовая [2].

В «Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов РФ» социализация рассматривается на разных стадиях индивидуального жизненного цикла.

  1. Дети и подростки (от рождения до 16 лет).
  2. Молодежь (16 до 26 лет).
  3. Взрослые (26-60 лет).
  4. Пожилые (после 55-60 лет).

Рассмотрим стадии более подробно.

1. Дети и подростки (от рождения до 16 лет), или дотрудовая стадия. С рождением слепого ребенка появляются и первичные проблемы, свя¬занные с социальной интеграцией незрячих в процесс социализации. Основным вопросом, имеющим важнейшее значение в социализации незрячего человека, является отношение родителей к дефекту ребенка. Данные исследований пока¬зывают, что основная часть родителей серьезно озабочена нарушением зрения у ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы сохранить остаток зрения ребенка и тем самым пресечь пути ослабления зре¬ния, остальные – вовсе не обращают внимания на недостатки зрения. От отношения родителей к дефекту, безусловно, зависят стратегия и тактика воспита¬ния незрячего ребенка. Так, переоценка нарушения зрения приводит к излиш¬ней гиперопеке ребенка, что создаст условия для ограничения контактов ребен¬ка с окружающим его миром. Охранительное воспитание в семье будет способ¬ствовать развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потре¬бительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных осо¬бенностей с трудом адаптируется в коллективах как незрячих, так и зрячих лю¬дей. Недооценка нарушения зрения, как и его переоценка, также негативно влияет на развитие личности незрячего. В результате гиперопеки в перспективе сформируется личность, не уверенная в своих силах, недооценивающая собст¬венные возможности. И наоборот: недооценка нарушения или отсутствия зре¬ния, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («Все пути для те¬бя открыты»), игнорирование дефекта зрения в подростковом или юношеском возрасте может привести незрячего к глубокой психической травме, особенно, когда слепой подросток или юноша при выборе профессии осознает ограничен¬ность собственного выбора [1].

2. Молодежь (от 16 до 25 лет). В этой возрастной группе выделяются несколько причин, влияющих на социальную интеграцию в процессе социализации незрячих людей. Одной из первых причин является низкий уровень пространственной ориентировки выпускников специальных школ для
незрячих. Овладение способами ориентировки в свободном пространстве – ведущее условие воспитания навыков поведения самостоятельной личности у слепых с детства и у ослепших. Это главный путь и способ преодоления изоля¬ции, условие реализации потенциальных возможностей [1].

Серьезным препятствием на пути социализации незрячих являются труд¬ности в коммуникации слепого со зрячими в смешанных коллективах (комму¬никации – это ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, соци¬ального взаимодействия, информационных обменов между людьми) [4]. Личные контакты со зрячими сверстниками и взрослыми в школах для незря¬чих сведены до минимума. Недоразвитие коммуникативных связей, их недоста¬точная сформированность в условиях обучения и воспитания нарушает такие свойства личности, как активность, коллективизм, внимательность, дружелю¬бие, предупредительность и др.

3. Взрослые (26-60 лет). В этой возрастной группе инвалидов по зрению можно выделить две категории: инвалидов с детства и людей, ставших инвали¬дами в зрелом возрасте (после 16 лет). Способы интеграции этих групп в обычную жизнь неодинаковы. В первом случае речь идет о людях, свыкшихся с соб¬ственным дефектом и имеющих навыки и опыт компенсации его в основном наборе простейших стереотипных социокультурных ситуаций.

Во втором случае взрослые инвалиды по зрению оказываются перед ли¬цом совершенно новой проблемной ситуации. Для них дефект становится силь¬но действующим фактором, деформирующим прежний, привычный образ жиз¬ни. Им приходится пройти через ресоциализацию, т.е. приобретать новые зна¬ния, навыки, опыт, позволяющие выстраивать удовлетворительный, социально приемлемый образ жизни, приспосабливаться к возникшему дефекту. Следует подчеркнуть, что процесс ресоциализации людей, ставших инвалидами по зре¬нию в зрелом возрасте, оказывается более сложным, чем инвалидов с детства. Последние осуществляют плавный переход от одной стадии жизненного цикла к другой, их личностная структура, форма жизни претерпевают последова¬тельные модификации с критическими периодами (подростковый возраст и т.д.), уже имеющими установленные формы. Первые же оказываются в новой для них ситуации внезапно, имея сложившиеся черты характера, образ жизни, привычки [4]. Человеку, потерявшему зрение в зрелом возрасте, не все¬гда удается справиться со своим недугом, приспособиться к слепоте.

4. Пожилые (после 55-60 лет). В настоящее время пенсионеры в целом (как возрастная группа) занимают в российском обществе маргинальное социо¬культурное положение. Предельно ограничен выбор социальных ролей и куль¬турных форм активности, доступных пенсионерам. Чрезвычайно сужены рамки их образа жизни: выбор социально санкционированных возможностей в сфере жизнеобеспечения, коммуникации, рекреации для них предельно ограничен, а структуры ресоциализации практически отсутствуют [4].

Отсюда следует, что социализация незрячих людей имеет разные стадии индивидуального жизненного цикла: дети и подростки (от рождения до 16 лет), молодежь (от 16 до 25 лет), взрослые (26-60 лет), пожилые (после 55-60 лет). Каждая из стадий имеет свою специфику жизненных затруднений, где главным препятствием в процессе социализации является ухудшение или потеря зрения. Поэтому при их интеграции в общество необходимо учитывать индивидуаль¬ные, психологические и возрастные особенности.

В 2012 году нами было проведено социологическое исследование среди незрячих людей г. Курска и Курской области. Основной целью исследования являлось выявить трудности социализации незрячих людей.
В опросе участвовало 530 человек, 59 % мужчин и 41 % женщин в возрасте от 20 до 60 лет. Автор выделил пять возрастных групп среди опрашиваемых (от 20 до 29 лет – 38 %, от 30 до 39 лет – 20 %, от 40 до 49 лет – 11 %, от 50 до 59 лет – 11 %, от 60 лет и старше – 20 %).

Автор постарался выявить, какие черты характера присутствуют у незрячих людей в связи с потерей зрения. Независимо от пола, уровня образования, группы инвалидности и рода занятий респондентов среди черт выделяют конформность – 30%, целеустремленность – 30%, негативизм – 25 %, ленивость – 10 % и внушаемость – 5 %. На основе полученных результатов мы можем сделать вывод, что в целом у незрячих людей присутствует тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих, так как у 30 % опрошенных присутствует такая черта характера, как конформность. Также достаточно большая группа незрячих выделила такую черту, как целеустремленность, что является показателем того, что незрячие не хотят запираться в себе в связи со своим недугом, а ставят перед собой определенные задачи и, самое главное, стремятся достигать их.

Одновременно с этим достаточно большое количество незрячих отметили в себе негативизм, что отражает недовольство состоянием своего здоровья многих незрячих, которые по этой причине занимают пессимистическую жизненную позицию. Одним из редких ответов является внушаемость – 5 %. Это позволяет нам утверждать о наименьшей мере или степени восприимчивости незрячих к внушению, повышенной податливости по отношению к побуждениям, спровоцированным другими людьми.

С целью уменьшения влияния ограничений по зрению на жизнь незрячих проводятся реабилитационные мероприятия, которые направлены на восстановление социальных функций незрячего человека, его социального и психологического статуса в обществе. Реабилитационные мероприятия – это мероприятия, направленные на восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях. Автор сделал попытку выяснить, какие реабилитационные мероприятия прошли незрячие люди с целью адаптации их к новым условиям в связи с потерей зрения.

Большинство опрошенных отметили, что они в рамках реабилитационных мероприятий получили образование – 21%, прошли бытовую реабилитацию 19% респондентов, 11% обучались в системе Брайля, 10% приобрели трудовые навыки в специализированных учреждениях, всего 3 % прошли обучение ориентировки и мобильности, никаких мероприятий не проходили 20% незрячих людей, а все перечисленные мероприятия прошли 16 %. Полученные данные позволяют нам предположить недопустимо низкую эффективность государственных действий по адаптации незрячих к современным условиям жизни. Ведь каждый пятый незрячий вообще не участвовал ни в каких реабилитационных мероприятиях. Также очень низок процент людей, прошедших обучение ориентировке и мобильности. Обоснованность данного предположения подтверждают данные о наличии мероприятий социально-трудовой адаптации незрячих. Социально-трудовая адаптация – это психический процесс адаптации (привыкания) незрячего к своему дефекту и, как следствие его, – полноценное включение в трудовой коллектив. В России имеется сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих. По данным видно, что профессиональное обучение прошли всего 33 % незрячих, повышение квалификации – всего 14 %, рациональное и качественное трудовое устройство освоили 10 %, изучили средства тифлотехники 12 % опрошенных. Большое количество респондентов никаких мероприятий не проходили (26 %), а все мероприятия социально-трудовой адаптации прошли всего лишь 5 % незрячих людей.

Таким образом, реабилитационные мероприятия инвалидов по зрению должны носить комплексный характер. Проведение реабилитационных мероприятий и оказание различной помощи незрячим людям позволяет индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей. Однако следует отметить недостаточное количество реабилитационных мероприятий в нашей стране в целом и малый процент задействованных в них инвалидов по зрению.

Нами было выявлено, что влияние ограничений по зрению на социальный статус незрячего, его положение в обществе и микросоциальную среду, круг интересов, уровень притязаний приводят к изменению привычного образа жизни незрячего человека и необходимости формирования нового жизненного стереотипа. Самооценка незрячими людьми влияния заболевания на их социальный статус является важной «точкой приложения» адаптационного воздействия на незрячих.

Результаты исследования показали, что социализация незрячих людей происходит в сложных современных условиях, жизненные трудности не дают возможности незрячим воспользоваться адаптационным опытом здоровых людей. Поэтому жизненные позиции незрячих, являясь определенным результатом их адаптации, характеризуются эклектизмом, который проявляется в одновременном сочетании разнородных оценок, ценностных установок, которые затрудняют поступательность адаптационного процесса.

Список литературы

  1. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. – М.: Московский психолого-социальный институт: Во¬ронеж, 1998. 288 с.
  2. Данакин Н.С. Шеденков С.А. Социальное поведение. – Белгород, 1996. 89 с.
  3. Даутова О.Б. Развитие самосознания подростков с нарушениями зрения как условие их социализации // Актуальные проблемы социализации ин¬валидов по зрению. – СПб., 1993. С. 309-341.
  4. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. – М., 1997. 32 с.
  5. Харчева В.Г. Социология: учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М., 2000. 319 с.