Формирование среды электронного взаимодействия вуза

№ 2 от 2013 года
Автор: Бутова В. Н.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
butovavn@mail.ru

В современных условиях вопросы формирования среды электронного взаимодействия в вузах приобретают все большую актуальность. Это объясняется возрастающими требованиями к выпускникам, которые законодательно закреплены в стандартах ФГОС ВПО. А следовательно, перед высшей школой встает не только проблема формирования среды электронного взаимодействия, но и формирования профессиональных компетенций выпускников в рамках этой среды.

В Региональном финансово-экономическом институте одним из путей решения указанных проблем является изучение программных продуктов с открытым исходным кодом (СПО) и сервисов Интернета.

С понятием «сервис» (service), что в переводе с английского означает «служба», мы имеем постоянное непосредственное «общение», когда приходим оплачивать коммунальные платежи в банк, приносим в службу ремонта любимую сумку или отправляемся на отдых. Во всех этих случаях мы подразумеваем удобный, приятный сервис. И совсем не хочется делать исключения, если речь идет об обучении.

Что нового могут дать современные информационные технологии в этом плане для преподавателя и студента?

Ответ на поставленный вопрос был дан в 2005 г. в статье Тима О'Рейли «Что такое Web 2.0?» [2].

Среди множества Интернет-сервисов, позволяющих формировать информационно-образовательную среду с электронным взаимодействием в ней, наиболее распространенным является – Web 2.0.

Особенностью этого сервиса является особая организация представления информации и, что более важно для пользователей, функциональный визуал и интерфейс.
Многие Интернет-компании представляют различные сервисы, но компания Google для пользователя предлагает более 50 различных социальных сервисов и приложений.
В настоящее время популярной является бесплатная электронная почта Google Mail. Она имеет возможность с помощью функции «Просмотр цепочки» объединять множество имеющихся у пользователя почтовых ящиков под одним аккаунтом и все письма, приходящие на имеющиеся почтовые ящики, будут приходить на один почтовый адрес – gmail.
Как это можно применить в работе преподавателя?

В настоящее время по всем профилям подготовки в РФЭИ созданы электронные блоги, на которые студенты, обучающиеся по различным технологиям, могут задавать вопросы преподавателю. Целесообразно для этого преподавателю создать отдельный электронный ящик, который с помощью указанной выше функции будет доставлять почту на gmail адрес. Все поступившие письма от студентов, обучающихся, например, дистанционно, можно объединять в папках с созданными ярлыками «Дистанционные». Это позволит экономить время преподавателя и формировать письма от этой категории студентов в отдельном пространстве.

Изучение сервисов Google в РФЭИ осуществляется в рамках компьютерных практикумов по различным дисциплинам.

Так, при выполнении компьютерного практикума к учебному курсу «Деловое общение» студенты выполняют задания по мере изучения материала в такой последовательности: «Google Docs», «ooVoo», «MS Outlook», «Organizer» [1].

С помощью функции www.google.con/talk/ онлайн-чата студенты отправляют и получают мгновенные сообщения.
Возможности Google Chat позволяют использовать его для учебных целей, т.к. у сервиса есть возможность подключить видеочат и студент может видеть преподавателя.
В этом компьютерном практикуме рассматриваются и возможности создания группы для совместной работы, возможности создания календаря для управления событиями и другие.
Рассматриваемые практические задания выполняют и студенты, обучающиеся дистанционно. Те практические навыки, которые получают студенты, выполняя задания практикума, направлены как на формирование профессиональных компетенций студентов, так и на формирование среды электронного взаимодействия вуза.

При этом оценка, выставляемая студентами, обучающимися дистанционно, по результатам выполнения заданий компьютерного практикума достаточно высокая. Это говорит о приятном для пользователя сервисе.

Тим О'Рейли по этому поводу пишет: «Сервис Google – это не сервер, хотя доставка сервиса обеспечивается массивом интернет-серверов, и не браузер, хотя пользователь получает доступ к сервису именно через него. И это не прославленный поисковик, хранящий контент, позволяющий пользователю осуществлять поиск. Как и телефонный звонок, который случается не на концах телефонной линии, а в сети между ними, сервис Google осуществляется в пространстве между браузером, поисковиком и целевым сервером, на котором содержится искомое. Google – это посредник между пользователем и его/ее онлайновым опытом» [2].

Об Интернет-сервисах многие студенты знают благодаря социальным сетям, позволяющим обмениваться им информацией. Такие медиахранилища позволяют размещать, хранить и оформлять информацию различных форматов.

К этим сервисам, наряду с указанными выше, относятся: http://youtube.com, http://picasa.google.com, http://flamber.ru/, http://kraski.yandex.ru/ и др.

Одной из профессиональных компетенций, определенных стандартом ФГОС ВПО по направлениям подготовки 080100 «Экономика» и 080200 «Менеджмент» является способность студента осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач. Собранная информация должна храниться студентами в удобном месте, не затрачивая время на поиски ссылок по нужной теме при очередной необходимости.

Для этого сервисы Web 2.0 предлагают закладки: http://www.memori.ru/, http://www.moemesto.ru/, http://www.rumarkz.ru/, http://www.zakladki.com/ и др.

Для совместной работы над проектом (темой) можно использовать интерактивные и коллективные доски: http://www.wikiwall.ru (рис. 1), http://www.stixy.com/, http://www.dabbleboard.com/.

Рис. 1. Диалоговое окно сервиса «wikiwall.ru»

При создании совместного проекта возможности сервиса предлагают создание схемы, рисунка, а также текст.

Общение при работе над совместным проектом можно осуществлять в чате. Формируемые в процессе работы над проектом умения способствуют профессиональному росту выпускника.
После обсуждения всей командой полученный проект можно опубликовать в блоге: http://www.blogger.com (рис.2) или http://www.blog.ru.

Рис. 2. Диалоговое окно сервиса «blogger.com»

Такое интерактивное общение не только позволяет оценить каждому студенту работу других, но и критически оценить сделанное в этом проекте самим студентом.
С помощью указанного веб-инструмента можно быстро размещать информацию в Интернете, чем студенты достаточно успешно пользуются.

Для выполнения задач по регистрации и созданию собственного портала, блогов, закладок, разработке проекта и его обсуждения в чате преподавателями РФЭИ разработан компьютерный практикум на основе программы с открытым исходным кодом «TeamLab». По мнению разработчиков компьютерного практикума, TeamLab – это Facebook для организаций.
Если рассматриваемые выше Интернет-сервисы позволяют формировать системы управления знаниями, то рассматриваемый программный продукт с открытым исходным кодом – TeamLab позволяет наряду с этим еще и управлять виртуальным офисом, что приближает студента к реальной производственной ситуации и позволяет формировать свое профессиональное портфолио.

Возможности разработки интерактивных заданий позволяет осуществлять сервис – LearningApps.org (рис. 3).
Осуществление диалога на нужном языке, например русском, осуществляется с помощью кнопки переключения на флаг страны выбранного языка (на рис. 3 отмечен в правом верхнем углу овалом синего цвета).

Рис. 3. Диалоговое окно сервиса «LearningApps.org»

Создание таких интерактивных заданий позволяет студентам не только формировать профессиональные навыки, но и расширять возможности среды электронного взаимодействия вуза.
В компьютерном практикуме, знакомящем студентов с возможностями бесплатного векторного редактора Inkskape, студенты выполняют задания по созданию логотипов, фирменных бланков, папки, конверта, флага, вымпела, сувенирной продукции.

При выполнении заданий компьютерных практикумов студенты рассматривают различные сервисы по созданию сайтов. Один из сервисов предлагает выполнение этих заданий на основе конструктора http://www.uCoz.ru.

Рис. 4. Диалоговое окно конструктора «uCoz.ru»

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», предлагается создание сайтов на основе бесплатной программы А5.ru (рис. 5).

Рис. 5. Диалоговое окно «А5.ru»

Большую помощь в создании собственной электронной библиотеки студенту может помочь сервис GoogleBooks – http://books.google.com/ books?hl=ru.

В настоящее время в этой электронной библиотеке более 3 млн. электронных книг. Студент может создать свою электронную библиотеку и добавлять в нее то, что считает необходимым из имеющегося в GoogleBooks электронного материала.

Таким образом, лишь частично рассмотрев в рамках данной статьи программы с открытым исходным кодом, можно утверждать, что они способствуют формированию среды электронного взаимодействия вуза и формированию профессиональных компетенций выпускников.

Список литературы

  1. Бутова В.Н. Свободное программное обеспечение в организации дистанционного обучения. // Среднее профессиональное образование. – 2012. – №3. – С.59-61.
  2. О. Рейли Т. Что такое Web 2.0?» http://www.computerra.ru/think/234100/