Христианская основа эталонного поведения русской литературной героини
№ 2 от 2013 года
Автор: Кунина Ю. В.УДК 821
К XIX веку сформировался определенный идеал женского характера, основными чертами которого являются: самоотверженность, верность, покорность, нежность, доброта. Канон поведения женщины в семье – это полная растворенность в судьбе мужа, погруженность в быт и заботу о семье. Эта идеальная героиня появилась и на страницах русской литературы.
В данной статье, анализируя некоторые главы Священного Писания, мы попробуем разобраться, как формировался такой эталон женского поведения.
Прежде чем перейти к сути вопроса, обратимся к истории сотворения человека. Об этом рассказывается в Книге Бытие: «26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [1, Быт. 1:26,27].
Известный библеист, богослов и толкователь Священного Писания А.П. Лопухин поясняет, что в 26 стихе слово «человек» («…сотворим человека по образу нашему…») есть «нарицательное обозначение человека вообще; в этом смысле оно одинаково прилагается как к мужчине, так и к женщине» [8]. Комментируя 27 стих, А.П. Лопухин говорит, что ошибочно в словах «мужчину и женщину сотворил их» видеть основание теории андрогинства первого человека. Еврейские богословы, напротив, считают, что в 27 строфе говорится именно о человеке, который совмещал в себе признаки мужчины и женщины. Так, в первой книге Пятикнижия читаем: «27. И создал Элоим Адама по образу Своему, по образу Элоим создал его, мужским и женским – создал их» [7, с. 8]. В комментариях указано, что «кардинальная посылка Торы: Человек – это мужчина и женщина вместе. По отдельности ни тот, ни другой Человеком не являются» [7, с. 8]. Здесь мы видим отражение древнегреческого мифа об анрогине – существе, которое несло в себе мужские и женские признаки. Андрогины были сильными и могущественными, поэтому Зевс, испугавшись угрозы, исходившей от них, разделил существа надвое. С тех пор одна половинка ищет другую [5]. За время существования Библии у нее появилось много толкователей, поэтому неудивительно, что в переводе одного и того же отрывка есть разночтения; целью нашей статьи не является поиск ответа на вопрос, кто из толкователей прав, поэтому продолжим.
Следующее упоминание о человеке встречаем во второй главе Книги Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного...» [1, Быт. 2:7]. «Факт создания человека уже упоминался раньше (1:27) в истории творения мира, но именно только упоминался в этой общей истории мироздания, в качестве составной ее части; здесь же он подробно передается в виде особого, самостоятельного предмета повествования» [8].
К моменту сотворения женщины нас подводит 18 стих: «… не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему…» [1, Быт. 2:18]. А.В. Лопухин поясняет, что в данном стихе речь о том, что человеку тяжело быть одному, одиночество препятствует его всестороннему развитию, что среди всех существ, созданных Богом, не нашлось существа, равнозначного человеку. Далее он поясняет значение слова «помощник»: «В этих словах, с одной стороны, указывается на высокое достоинство жены, ибо она подобна мужу, т.е. так же, как и он, носит в себе образ Божий, с другой – отмечается и ее несколько как бы зависимое от мужа, положение, поскольку всякий помощник стоит в общественном смысле ступенью ниже своего непосредственного начальника» [8]. В первой книге Пятикнижия 18 стих выглядит следующим образом: «И сказал Ашем Элоим: не хорошо, так как Адам одинок, сделаю его подмогу напротив него» [7, с. 14]. В комментарии указано, что, поскольку человек сочетал в себе мужские и женские признаки, он не мог оценить себя со стороны, не мог познать себя. Для разрешения этой проблемы потребовалось разделить человека, поскольку среди всех живых существ не было ни одного, которое могло быть ему «подмогой».
Мы видим, что, независимо от того, имел первый человек андрогинную природу или нет, необходимым условием для его полноценного развития было создание другого человека, женщины.
Возвращаясь к христианской трактовке Библии, заметим, что в Священном Писании вполне ясно указано место женщины – быть помощницей мужчины.
В 23 стихе описаны детали сотворения жены (из ребра Адама). В комментариях раввинов к этому стиху делается упор на то, что для создания женщины берется плоть, под которой в аллегорическом смысле следует понимать чувствительность, в то время как мужчина сделан из «кости», под которой понимается «постоянство, самостоятельность, упорство» [7, с. 15].
Положение женщины меняется после того, как она поддалась уговорам змия и стала причиной грехопадения. За это она подвергается наказанию. В 16 стихе третьей главы Книги Бытие читаем: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» [1, Быт. 3:16]. А.В. Лопухин в комментарии к этому стиху указывает, что если и раньше положение женщины было зависимым, то после грехопадения, явившегося следствием неумения первой женщины распоряжаться собственной свободой, она попадает «под верховный контроль мужа» [8]. В комментарии раввина сформулирован похожий вывод: «Женщина соблазнила мужа и ее исправление состоит в том, что мужу предназначается руководящая роль» [7, с. 20]. Может сложиться впечатление, что женщина наказана суровее, чем мужчина. Эту точку зрения опровергает Миллард Эриксон в своей книге «Христианское богословие»: «В древнееврейском оригинале мужской тяжкий труд и женские боли переданы одним словом. Основное значение его – «боль» и «скорбь»… То есть страдание будет испытывать не только женщина; подобное же страдание будет испытывать и ее муж» [9, с. 463].
Вернувшись немного назад, мы увидим, какими должны быть взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Так, в 24 стихе второй главы Книги Бытие читаем: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» [1, Быт. 2:24]. А.В. Лопухин пишет: «Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой – провозглашает два основных его закона – единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание. Слово «прилепится» «указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность» [8]. Комментарий в первой книге Пятикнижия не противоречит комментарию А.В. Лопухина: «Женитьба – восстановление первоначального единства на основе выбора и добровольного союза» [7, с. 16]. Таким образом, брак должен представлять собой «духовно-нравственный союз», который создается для того, чтобы продолжать род («И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» [1, Быт. 1:28]).
В Библии будет неоднократно говориться о неразрывной связи мужа и жены и об их равенстве перед Богом, потому что человек (независимо от половой принадлежности) назван творением, созданным «по образу и подобию». «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» [1, 1 Кор. 11:11-12]. О равенстве мужчин и женщин перед Богом в одном из своих посланий говорит Апостол Павел: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» [1, Гал: 3: 27-28].
Однако, несмотря на декларируемое равенство, можно заметить, что мировые религии по природе своей патриархальны – мужчины занимают в них главенствующую позицию. «Особенно ярко доминирование мужчин видно в христианстве, поскольку Бог-отец, Христос, и даже бесполые ангелы, серафимы и херувимы – грамматически мужского рода» [2, с. 62]. Но доминирование неотделимо от ответственности – доминировать может только тот, на кого возложена большая доля ответственности, а ответственность в христианской семье возлагается на мужчину.
Здесь мы подходим к понятию семьи в христианской культуре, которая как духовно-нравственный союз мужчины и женщины с целью продолжения рода занимает очень важное место.
«Ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство» [2, с. 60]. В.Н. Дружинин даже называет христианство религией семьи. Такую важную роль, отведенную в христианстве семье, исследователь объясняет тем, что ключевая персона в христианстве – Христос – родился в обычной семье, был воспитан земными родителями. Мария – единственная женщина, причастная к божественной троице. Отсюда и относительно высокое положение женщины в христианстве (по сравнению с другими патриархальными мировыми религиями). Например, Аллах не имеет антропоморфной природы, он не рожден земной женщиной, поэтому в мусульманстве женщины выполняют лишь вспомогательную роль. Исследователь считает, что именно причастность Марии божественной сущности позволяет женщинам в христианской догматике занять свое особое место.
В Библии неоднократно указывается, какими должны быть отношения в семье между мужем и женой. Один из примеров – известная цитата апостола Павла: «Жена да боится своего мужа» [1, Еф. 5:33]. Неправильно воспринимать эту фразу буквально: жена не должна испытывать страх перед мужем, она должна бояться оскорбить его, своими речами или поступками положить тень на его репутацию. Также находим фразу: «Жены, повинуйтесь, своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» [1, Еф. 5:22-24]. «... всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» [1, 1 Кор.11:3]. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» [1, 1 Кор. 11:8, 9]. «Так и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям» [1, 1 Петра 3:1]. «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» [1, Колос 3:18]. В этих цитатах мы видим подкрепление постулата о верховной власти мужа над женой, сформулированного в 16 стихе третьей главы Книги Бытие («и он будет господствовать над тобою»). Проведя несложный анализ предложенных выше цитат, увидим, что чаще других употребляется глагол «повиноваться». Во-первых, этот глагол возвратный, то есть субъект производит действие, направленное на себя. Во-вторых, во всех цитатах он стоит в повелительном наклонении: это императив для жен. Другими словами, не мужчина должен подчинить себе жену, а подчинение должно стать естественным состоянием для жены.
Таким образом, в семье появляется главный и подчиненный. Это дает нам основание говорить об иерархии, которая завещана самим Творцом, выглядит она следующим образом: Бог – мужчина – женщина. Вообще, иерархия часто используется для упорядочения отношений между членами одного сообщества: иерархия есть в государстве, иерархия есть в церкви и, следовательно, иерархия должна быть в семье. Так, например, происходит деление общества на клир – духовенство и мирян. Клир в свою очередь делится на священнослужителей (диакон, священник, епископ) и церковнослужителей (чтец, певец, иподиакон).
Таким образом, иерархия – это система взаимоположения субъектов, система прав и обязанностей одних по отношению к другим. Учитывая это, женщину уже нельзя считать недочеловеком или человеком второго сорта – она занимает свое положение, положение помощницы мужчины.
Резюмируя вышесказанное, увидим: муж и жена в равной степени властители земли, они равнозначны по возможностям, поскольку оба созданы по образу и подобию Господа. Но, чтобы лучше реализовывать возложенные на мужа и жену обязанности, они должны правильно распределить роли: муж – глава, жена – помощница. Роль главы семьи и роль его помощницы, по Писанию, одинаково важны. При этом жена сама должна подчиниться мужу, поскольку это самое естественное для нее состояние. От мужчины требуется оберегать жену, заботиться о ней, быть мудрым, наконец, любить жену. («Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» [1, Еф. 5:25, 33].) Такова идеальная модель взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
В России христианское учение о семье и браке отразилось в «Домострое». В «Домострое» просматривается та семейная иерархия, которая заложена в Библии: Бог – муж – жена – дети – домочадцы. Историк русского быта И.Е. Забелин рассматривает место женщины в семье по известной правовой формуле Руси: «слово и дело». Последнее слово всегда остается за «государем», хозяином дома, мужчиной, но делом в доме занимается «государыня», хозяйка дома, женщина («делодержец дому»), так что многим из женщин были присущи «крепкое мужество и непреложный разум – качества безусловно мужские» [3].
«Роль женщины в Древней Руси, – писал историк В.В. Колесов, – была исключительно велика, поскольку для большинства, для младших членов коллектива, она – мать. Об этом же говорит культ возвышенного женского начала – матери-Земли, Богоматери, человеческой матери и материнства, отсюда уважение к женщине как хранительнице семейного очага» [4, с. 354].
Н.Л. Пушкарева пишет: «Микроклимат в древнерусской семье, по мнению авторов многочисленных поучений, зависел именно от женщины» [6]. На женщине лежала обязанность организации домашнего хозяйства, она решала хозяйственные вопросы и распоряжалась семейным бюджетом в части покупки и заготовки продуктов. «Мы нередко сетуем на то, что древнерусские женщины были ограничены «узким кругом домашних интересов», но забываем, что это восприятие сегодняшнего дня. В условиях же средневековья с характерным для него господством личного, натурального хозяйства именно дом был основным жизненным пространством человека. Здесь под влиянием женщин-матерей и формировались взгляды подрастающего поколения, и потому адресатом многих поучений церковников, касающихся воспитания «чад», являлась именно мать» [6].
Материнским обязанностям женщины в христианстве придается очень большое значение. В.Н. Дружинин, размышляя над тем, каким образом в христианстве разрешается противоречие между изначально греховной сущностью женщины и тем, что в семье она должна стать носительницей «добра, заботы и милосердия», приходит к следующему выводу: женщина греховна до рождения детей, только рождение детей снимает с нее проклятие. В подтверждение правильности своих выводов исследователь приводит цитату из первого послания к Тимофею святого апостола Павла: «… но жена прельстивши впала в преступление, впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святотости с целомудрием» [1, 1 Тим. 2:15].
О рождении детей как главной миссии женщины пишет и Н.Л. Пушкарева: «Определяя рождение и воспитание детей как установленное богом и освященное традицией «назначение» каждой женщины-матери, идеологам церкви удалось направить социальную активность женщины в сферу личной, семейной жизни, где «главой» жене и детям должен был быть мужчина» [6].
Таким образом, мы видим подтверждение ранее высказанной мысли: христианская семья строится на принципе власти: главным является тот, кто несет большую долю ответственности. В христианской семье наибольшая ответственность возлагается на мужчину, а женщине отводится сфера семейно-бытовых отношений. Но положение женщины не является приниженным, она обладает большим кругом полномочий. Например, в 31-ой притче читаем, что добродетельная жена целый день трудится на благо своей семьи, она может купить поле или продать своими руками вытканные покрывала, все члены семьи относятся к ней с большим уважением [1, Пр. 31].
Вышеприведенные размышления подводят нас к выводу, что согласно христианской традиции женщине отводится важная роль в сфере семейно-бытовых отношений, именно она занимается устройством быта, создает комфортные условия для всех членов семьи. Выполняя роль помощницы мужчины, женщина должна стремиться к духовному единению с ним.
Список литературы
- Библия
- Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. – Москва, 1995. – 166 с.
- Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – Москва, 1869.
- Колесов В.В. Домострой как памятник средневековой культуры. – СПб: «Наука», 1991. – С. 354.
- Платон Пир [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/pir.txt
- Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. – Изд-во «Мысль», 1989.
- Пятикнижие Моше: Тора из Цийона: С современным переводом на русский язык и комментарием. Книга Берешит/ Ред. Й. Левин, У. Линец. – Иерусалим, 2008. – 336 с.
- Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов А.П. Лопухина www.lopbible.narod.ru/gen/_gen015.htm
- Эриксон М. Христианское богословие. – Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2004. – 1088 с.