Формы приобщения ребенка к народной культуре и их роль в системе духовно-нравственного воспитания (из опыта работы муниципального общеобразовательного учреждения «Саморядовская СОШ Большесолдатского района Курской области»)
№ 1 от 2013 года
Автор: Силаков Е. С.УДК 373.1
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России определяет цели и задачи воспитательной работы через систему базовых национальных ценностей [2]. Необходимо отметить, что кроме формирования уважительного отношения к ценностям религиозным (обычно и понимаемым как «духовно-нравственное воспитание») эта деятельность должна основываться на развитии почтительного отношения к семье, материнству, трудовым традициям, малой родине; формировать патриотизм, социальную солидарность и гражданственность. Таким образом, духовно-нравственное воспитание охватывает чрезвычайно широкий диапазон, представленный самыми различными направлениями. Одним из таких направлений, логично вытекающим из цели духовно-нравственного воспитания и национального воспитательного идеала, является приобщение ребенка к традициям национальной культуры.
Курский институт непрерывного профессионального образования на протяжении последних полутора десятков лет регулярно обращается к собиранию и популяризации опыта воспитания и обучения на основе освоения традиционных народных ремесел, существовавших на территории Курского края. О необходимости деятельности подобного рода для успешного развития ребенка говорил еще К.Д. Ушинский. Важно, что речь здесь идет не только о развитии умения ребенка лепить, вырезать или вышивать, но и о совершенствовании мыслительных способностей, функциональной деятельности коры головного мозга, которая у дошкольника и младшего школьника напрямую связана с улучшением мелкой пальцевой моторики, координацией движений, прекрасным средством становления чего и является предметная сфера народного искусства.
А.М. Мартыненко, директор Детской художественной школы «Артель» г. Железногорска, Народный мастер, член Союза художников России в своих выступлениях подчеркивает, что в крестьянской среде умение плести или вышивать было естественным для ребенка 6-7 лет. В более состоятельных сословиях дети, не занимающиеся прикладными видами деятельности, тем не менее обучались игре на музыкальных инструментах, что также было прекрасным развивающим средством для мелкой и средней моторики.
Большинство действий, которые совершает современный ребенок в игре или быту, характеризуется четко выраженной однорукостью (компьютерные игры, целиком проходимые левой кнопкой мыши, на что создатели игр указывают как на достоинство, письмо в тетради и даже рисование в альбоме, где роль левой руки (у правшей) сведена к функциям прихватки и др.). С этой точки зрения занятия лепкой, плетением из природных материалов, вязанием и ткачеством, где обе руки задействованы фактически в равной степени как раз и являются средством равномерного развития обоих полушарий и, соответственно, средством гармоничного развития личности в целом.
Вторая причина, диктующая необходимость более активного привлечения ребенка к деятельности, основанной на традиционных народных мотивах, непосредственно связана с собственно задачами формирования ценностного отношения к малой родине, гражданской и национальной самоидентификации. Обращение к опыту предков, использовавших природные материалы для создания утилитарно-бытовых и культовых предметов с помощью суммы традиционных технологий, перекидывает надежный мост между прошлым и будущим, обосновывая один из важнейших принципов педагогики, – преемственность.
Естественно и обращение к традициям народной культуры с точки зрения формирования универсальных учебных действий. Собственно эстетическое развитие ребенка, проходящее через знакомство и освоение традиционных ремесел, обязательно будет пересекаться с представлением о функциональности красоты, единстве художественной и утилитарной ценности, характерном для народной культуры.
Нельзя забывать и о знакомстве с символикой народной культуры, имеющей самые различные проявления. Собственно символом в народном искусстве обычно считают элемент орнамента. Действительно, это самый наглядный и распространенный пример. Так, на сайте Комитета по культуре Курской области, посвященном филиалам Курского областного Дома народного творчества в статье о Саморядовском Доме ремесел говорится о неповторимом южном орнаменте, сохранившем в себе «заметные следы языческой архаики. В рушниках встречается несколько исторически сложившихся видов орнамента: образы языческих богинь, фигурки идолов, восьмиконечные звезды, зооморфные существа в позе лягушки или змеи, символы солнца (розетка), мужского и женского начала (ромб), а также крест — единство земных и небесных сил» [3]. Исторически орнамент в народном искусстве никогда не использовался только для украшения вещи, скорее красота была следствием, дополнительным условием правомерности включения инструмента, посуды, предмета одежды в систему культурно-бытовой среды.
Между тем, символом в народном искусстве является не только орнамент. Смело можно сказать, что оно насквозь символично, и ни один встречающийся в одежде или росписи цвет, элемент танца, повторяющиеся слова припева или музыкальные мотивы не существуют «сами по себе», в отрыве от явных или неявных указаний на природную стихию или какое-либо действие. Интереснейший аспект работы педагога как раз и заключается в ознакомлении ребенка с этим символическим рядом. Конечно, здесь особенно велика роль предметов «изобразительное искусство», «технология», кружков и студий по декоративному искусству, но устойчивые образы-символы существуют и в фольклоре.
Когда работа по приобщению школьников к предметному ряду народной культуры через декоративно-прикладную деятельность сочетается с приобщением их к богатейшим фольклорным традициям через участие ребенка в детских этноколлективах, то можно уже говорить если не об идеальном, то оптимальном сочетании этих направлений. Ярким примером педагогического опыта подобного рода может служить муниципальное образовательное учреждение «Саморядовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области. Педагогический коллектив школы в стандартных для сельских школ области условиях скромного финансирования наглядно демонстрирует возможности комплексной системы духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка, основанной на использовании характерной для региона южнорусской культуры.
Суджанский и Большесолдатский районы Курской области наиболее полно сохранили комплекс различных направлений народного искусства. Это изготовление южнорусского костюма с характерными орнаментами и цветовой гаммой, удивительным образом перекликающееся (кокошники, сарафаны) с традиционным костюмом северной Руси, лепка из глины, уникальное песенно-танцевальное искусство, к примеру, курская пляска «Тимоня», бондарное ремесло, лаптеплетение, изготовление тканых рушников и поясов.
Это богатейшее наследие бережно сохраняется и умело используется. Два учреждения села Саморядово: школа и Дом ремесел, формально относящиеся к разным министерствам, в реальности действуют как один организм, главная функция которого – передавать детям двадцать первого века ценности прошедших столетий.
Саморядовский Дом ремесел, основанный в 1992 году, отметил свое двадцатилетие в ноябре 2012 года. Руководит центром Косинова Любовь Васильевна. Главные направления его деятельности – изготовление тканых изделий: рушников, поясов, а также лаптеплетение.
Рядом расположенное здание школы помимо своего основного официального назначения служит и площадкой для развития различных направлений – это и кружок лаптеплетения, и детский фольклорный коллектив, и занятия по бондарному ремеслу. Фактически каждый ребенок, обучающийся в школе, задействован в одном или нескольких видах данной деятельности.
«В нашем селе и школе все это живет в наиболее полном объеме. У нас до сих пор сохранились песни, танцы, ансамблевая игра на инструментах и, конечно же, богатейшие костюмы. У нас их называют «наряды».
Честно сказать, очень боюсь, что это может когда-то исчезнуть, забыться. Поэтому я решил создать свою программу «Народный повседневный и праздничный костюм» – так начинается статья завуча Саморядовской СОШ по воспитательной работе Алексея Михайловича Карачевцева, в которой он обозначает комплексный подход педагогов к сохранению традиционной культуры [1].
Далее он дает конкретный пример включения детей разного возраста в празднично-фольклорное действие на примере Левады. «Хотите попасть в древнюю русскую сказку с карагодами на огромном лугу, с крестьянскими подворьями, где добрые люди угостят душистым караваем и напоят чаем из прабабушкиного самовара?
Приезжайте к нам на Троицу, в наше замечательное село Саморядово.
А хотите услышать удивительный оркестр, под звуки которого ноги сами пускаются в пляс, в искрометном танце «Тимоня». «Тимоня» – это и танец, и припевки под танец, и плясовые наигрыши. В народном оркестре непременно используются инструменты очень раннего происхождения: кугиклы, рожок, скрипка, балалайка. На кугиклах играют женщины, на остальных инструментах – мужчины. Огромный карагод – круг составляют танцующие. Они движутся по кругу, обязательно против солнца, танцуют парами. Девушки и женщины смягчают ритм движений танца поднятыми к солнцу руками, а мужчины, наоборот, разнообразят своими движениями ритм «Тимони» [1].
Педагогическая деятельность А.М. Карачевцева – целая россыпь замечательных педагогических находок, основанных на межпредметных связях преподаваемого им изобразительного искусства с курсами «Основы православной культуры», «История», «Окружающий мир» в начальной школе, «Технология» и другими. Алексей Михайлович справедливо считает знакомство детей с народными традициями курского края одним из важнейших направлений работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Значительное место в работе школы отводится дополнительному образованию. В кружковой работе дети имеют возможность более подробно ознакомиться с деятельностью конкретного, выбранного ими направления.
Естественно, контакты школы и Дома ремесел осуществляются целенаправленно и постоянно. Некоторые выпускники школы приходят сюда на работу. Часть из них продолжает образование в Техникуме искусств соседнего Суджанского района, где получают квалификацию мастера ковроделия, руководителя народного хора, народного оркестра.
Имеется положительная статистика уменьшения правонарушений среди учеников, что также является наглядным свидетельством верности выбранного направления педагогической деятельности. Значительное количество призовых мест различных конкурсов декоративного и фольклорного искусства по праву завоевано саморядовскими школьниками.
Как видим, в Саморядово духовно-нравственное воспитание очень естественно и гармонично встраивается в общую систему педагогической работы через приобщение учащихся к народной культуре, эстетическим, краеведческим и декоративно-прикладным направлениям. Опыт работы Саморядовской СОШ неоднократно изучался в курсовой подготовке учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, технологии г. Курска и Курской области и, конечно же, достоин дальнейшего распространения и популяризации.
Список литературы
- Карачевцев А. М. Занятия изобразительным искусством и участие в фольклорном празднике как формы приобщения ребенка к народной культуре// Формирование нравственной культуры личности: Материалы Вторых Королевских чтений, 15 января 2009 г., Курск: сб. научн.-метод. работ / под ред. Ю.И. Зубкова. – Курск, КИНПО, 2009. – с. 359-361.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2011. – С.18-19.
- Электронный ресурс: http://odnt-kursk.jimdo.com/о-курском-доме-народного-творчества/филиалы/ (дата обращения 08.12.12).