К вопросу формирования информационной среды вуза

№ 1 от 2013 года
Автор: Бутова В. Н.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
butovavn@mail.ru

Одной из главных задач, стоящих перед высшей школой России, является подготовка востребованных на рынке труда выпускников.

Несмотря на то, что учебный процесс унифицирован и утверждается Минобрнауки РФ, само понятие «учебный процесс» отличается от вуза к вузу. Это связано не только с исторически сложившимися особенностями в вузах, но и с той информационной средой, которая формируется в конкретном учебном заведении.

Употребляемые термины «учебный процесс», «информационная среда» нам сейчас кажутся понятными. Но если обратиться за помощью к научным справочникам, то даже в них понятие «среда» определяется неоднозначно.

Слово «среда» буквально означает «середина». В современном русском языке так называется то, что находится «посредине», то есть занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является посредником между ними. В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под понятием «среда» понимают: «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь» [3]. А потому становление личности выпускника вуза невозможно вне жизнедеятельности в информационной и определенной социально-культурной среде.

Оставив за рамками данной статьи рассмотрение вопроса о социально-культурной среде учебного заведения, мы остановимся на рассмотрении информационной среды как источника профессиональных компетенций, которыми должен владеть выпускник вуза.

Итак, обратимся к истории термина «информационная среда».

В российской науке проблемы информационной среды впервые стали разрабатываться Ю.А. Шрейдером сравнительно недавно, в 70-х годах прошлого века.

Шрейдер отмечал, что «информационная среда или сфера – это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности». Применение компьютера как одного из источников информации в учебном процессе и послужило причиной возникновения термина «информационная среда» [4].

Итак, применение компьютера в учебном процессе, а точнее массовое распространение персональных ЭВМ в 80-х годах XX века, привнесло в сферу образования не только новые технические, но и дидактические возможности. Главными преимуществами были: доступность, простота диалогового общения и, конечно же, графические возможности. А это позволяло не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить интенсивность ее понимания, но и способствовало развитию таких важных для специалиста качеств, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление.

Авторы Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной 10 июля 1998 года, под информационной средой понимают «совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах» [2].

Всеобщая компьютеризация и применение новейших информационно-коммуникационных технологий предоставили широкие возможности быстрого доступа к различным ресурсам человеческого знания. Социологи отмечают, что молодежь значительно легче, чем представители старших поколений, воспринимает и принимает инновации в разных сферах жизни. Особенно ярко это проявляется в области овладения информационными системами и технологиями. Этот факт должен быть определяющим в контексте формирования профессиональных компетенций выпускников в условиях информационной среды.

Изучение информационной среды осуществлялось по многим аспектам. Одним из них является изучение ее как одной из сторон деятельности. В этом аспекте человек рассматривается как источник передачи информации в форме собственного знания. Переданная информация становится источником личного знания другого человека.

Другим направлением в изучении информационной среды являлось рассмотрение ее как системы исторически сложившихся форм коммуникации.

Изучение информационной среды как созданной обществом информационной инфраструктуры, позволяющей осуществлять коммуникативную деятельность, – еще один из аспектов ее исследования.

На наш взгляд одной из важных особенностей информационной среды является возможность представлять некоторые сведения, данные и др.

Умение получать информацию и преобразовывать ее – процесс более сложный, требующий помощи преподавателя. Таким образом, получение информации требует вмешательства преподавателя, который не только подскажет наиболее рациональные приемы ее получения, но и научит ее преобразовывать.

На этот счет мнение Ю.А. Шрейдера таково: «В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать. Инфосреда может сохранить многие знания, но не может сохранить в себе умения пользоваться ею» [4].

О практическом аспекте формирования информационной среды Регионального финансово-экономического института следует вести речь, проводя параллель с развитием дистанционного обучения. С 1997 г. вуз осуществляет заочное дистанционное обучение по кейсовой технологии, поэтапно реализуя Программу информатизации вуза.

На этапе становления информационной среды института носителями информации были печатные материалы, созданные профессорско-преподавательским составом. Итоговые и промежуточные формы контроля осуществлялись вручную. Но высокое качество лекционного материала позволило вузу завоевать авторитет в информационном образовательном пространстве России. Причем наибольшего успеха добилась кафедра бухгалтерского учета анализа и аудита. Профессорско-преподавательским составом кафедры были разработаны практикумы, получившие высокую оценку не только со стороны обучающихся студентов, но и на уровне правительства.

Для реализации Программы информатизации вуза в учебном заведении созданы информационный центр и отдел информационных и телекоммуникационных технологий.

С 2002 г. институт ведет работы по организации дистанционного обучения на основе Интернет-технологий, что естественным образом влечет за собой создание информационной среды, одной из составляющих которой являются информационные системы.

В настоящее время информационные системы РФЭИ представляют собой сложный организационно-инженерный комплекс, в котором можно выделить несколько направлений, задающих развитие. Во-первых, это отделы узлов доступа в сеть Интернет и действий, связанных с организацией и построением систем телекоммуникаций, инженерные системы среды вуза, портальные службы, отделы разработки программно-аппаратных решений, которые при детальном рассмотрении также продолжают деление по функциональному предназначению и иерархии использования систем.

Сетевые технологии дают возможность обращения к источникам информации в любую точку мира на основе Интернета, помогают студентам мыслить глобально в процессе дистанционного обучения, расширяя тем самым информационную среду.

Современное дистанционное обучение на основе средств информационно-коммуникационных технологий предлагает двустороннее общение с использованием различных форм информации. При этом общение происходит как в синхронном режиме, так и в асинхронном.

Особое внимание в формировании информационной среды уделяется освоению программных продуктов с открытым кодом – «свободное программное обеспечение» (СПО), в отношении которого пользователь обладает «четырьмя свободами»: запускать, изучать, распространять и улучшать программу.

Получаемые студентами практические навыки и отзывы от работодателей говорят о верном направлении движения вуза по формированию информационной среды и среды электронного взаимодействия.

В настоящее время нельзя говорить о качестве подготовки выпускника, не связывая это с владением специалистом современными прикладными программами. Поэтому институт работает над практико-ориентированным дистанционным обучением, связанным в первую очередь с реализацией компьютерных практикумов по изучаемым дисциплинам направлений подготовки. В результате выполнения заданий компьютерного практикума студенты должны получить конкретный продукт в зависимости от выбранного профиля подготовки студента. Вслед за выполнением компьютерных практикумов по дисциплинам обязательным условием является выполнение студентами контрольных компьютерных практикумов. В настоящее время проверка их осуществляется как системами проверки рукомашинопечатных форм, так и возможностями электронных систем дистанционного обучения института.

Высшим информационным компонентом информационной среды вуза с учетом современных требований является портал – мощное кроссплатформенное приложение, управляющее тонким механизмом функционирования всей образовательной системы вуза.

На наш взгляд, это в первую очередь инженерная платформа, которая должна брать на себя все аспекты взаимодействия студентов всех форм обучения, преподавателей, администрации и сотрудников института.

Портал РФЭИ – это образовательный Интернет-портал, созданный на базе системы управления дистанционным обучением и образовательным контентом lete e-Learning Suite для формирования единой информационной среды в образовательном пространстве вуза [1].

Организация системы управления человеческими ресурсами РФЭИ в рамках портала основана на принципе управления шаблонами отношений между проектируемыми типами пользователей. Это позволяет связать между собой протекание учебных или административных операций с использованием информационных ресурсов. Так, если студент заканчивает обучение на 1-м курсе (где курс в личном деле спроектированного типа пользователя «студент» является классификационным признаком), то изменение курса на 2-й автоматически приведет к формированию необходимого документационного обеспечения административной операции по переводу. Будет осуществлена подготовка к изданию приказа о переводе, автоматически произойдет изменение уровня доступа студента наряду с перераспределением прав (часть доступа у студента будет ограничена, появятся новые). Таким же образом происходит управление всеми другими пользователями, включая администрацию и профессорско-преподавательский состав.

Портальные решения позволяют управлять самостоятельной работой студента на основе электронного доступа к информационным ресурсам вуза в соответствии с графиком, технологией прохождения общей или индивидуальной траектории обучения. Осуществляется управление количеством и частотой попыток изучения электронных учебников и выполнения тестовых заданий. Программные продукты позволяют регулировать доступ к системам виртуальных классных комнат, on-line консультаций с преподавателем и других, включая контроль доставки почтовых отправлений федеральной почтой РФ или SМS-оповещения о событиях студента, и при необходимости направлять обучаемого на повторную работу с учебными материалами.

Созданные по всем профилям подготовки информационные блоги дают возможность оперативно решать возникающие в ходе выполнения заданий студентами проблемы.

Проводя работы по повышению качества учебного материала, ППС института проводит маркетинговые исследования, в которых активное участие принимают и студенты. Обязательная оценка учебных курсов каждым студентом, учет всех замечаний и предложений, возникающих в ходе выполнения практикумов и различных форм контроля, дают возможность улучшать состояние информационной среды, а значит, и повышать качество подготовки выпускников.

Продолжительный процесс, начавшийся с формирования информационной среды обучения, плавно переходит в процесс формирования среды электронного взаимодействия. Компетентностный характер современного образования и обучения диктует необходимость гибкого управления его качеством и создания вариативной информационной среды, устойчивой к социально-экономическим кризисам и восприимчивой к дальнейшему динамичному изменению социального заказа на образовательный продукт.

Список литературы

  1. Бутова В.Н. Принципы проектирования управляющих информационных систем дистанционного обучения// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. – М.: РУДН-2012. – №2. – С.91-98.
  2. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации// Проблемы информатизации высшей школы. – 1998. – № 3-4. – 322 с.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1989. – С. 759.
  4. Шрейдер Ю. А. Информационные процессы и информационная среда // Науч.-техн. информ. Сер. 2. – 1976. – № 1. – С. 3-6.