Особенности формирования правовой культуры студентов в вузе экономического профиля

№ 1 от 2013 года
Автор: Шевердина Е. А.
УДК 378
Профессиональная образовательная организация ассоциация «Региональный финансово-экономический техникум»
galateya.80@mail.ru

Становление современного специалиста, выпускника вуза, определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и уровнем развития его нравственной, политической и правовой культуры. Современное российское общество нуждается в высокой культуре молодых специалистов и предпринимателей, так как она является предпосылкой стабильности самого государства, оказывает воздействие на характер и степень развития экономики, демократии в правовом государстве. Поэтому неслучайно содержание государственных образовательных стандартов вузов направлено на становление и развитие у студенчества правовой культуры и высокоразвитого правового сознания.

Особое значение формирование правовой культуры специалистов приобретает в контексте экономических отношений, в которые в настоящее время включаются практически все выпускники высших учебных заведений. Более того, процессы адаптации выпускников зачастую зависят от того, насколько они владеют правовой культурой и способны реализовать ее как в личностном, так и в профессиональном контексте.

Умение реализовать в экономической деятельности сформированную правовую компетентность дает возможность специалисту верно выбрать необходимое решение. Соблюдение правовых основ в профессиональной деятельности любого специалиста является актуальной жизненной необходимостью [2].

Таким образом, в современных условиях подготовки будущего экономиста в вузе право относится к особым сферам деятельности, так как здесь в наибольшей степени проявляются сложные механизмы взаимосвязи экономических интересов и правовых взаимоотношений, что обуславливает высокий уровень требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов в правовой сфере. Процесс осуществления экономической подготовки должен учитывать как специфику экономики и ее основных понятий, так и возможности формирования правовой культуры.

Правовая культура специалиста экономической сферы — это составляющая профессиональной культуры, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности и отражающая все ее компоненты: совокупность знаний, умений, благодаря которым знания основ права опредмечиваются в практических действиях; сформированная на основах права личная и профессиональная позиция, определяющая активное, творческое отношение к экономической деятельности; совокупность личностных и профессионально важных качеств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности специалиста, его самореализацию [2].

Под правовой культурой понимается особое взаимодействие личности с органами законодательной и исполнительной власти на основе интериоризации правовых знаний, норм, ценностей, обеспечивающих ей законопослушное поведение во всех сферах повседневной жизни.

Другими словами, правовая культура – это единство сознания и поведения, т.е. правовая культура предполагает не просто правомерное поведение, а социально активное поведение.

Правовая культура выполняет следующие функции: человекотворческую, аксиологическую, нормативную, преобразующую, коммуникативную, информационную и др.

Формирование и развитие правовой культуры студентов, выступающей важной подсистемой общей культуры, обусловлено совокупностью взаимосвязанных объективных и субъективных факторов социально-экономического, социокультурного характера.

Главная задача преподавателя – формирование у будущих специалистов убеждения в абсолютной ценности права, недопустимости и невозможности нарушений правовых предписаний.

Повышение эффективности преподавания правовых дисциплин в учебном заведении экономического профиля может быть достигнуто при условиях:

  • направленности преподавания на формирование у студентов положительно ориентированного правового сознания;
  • отражения в содержании курса особенностей социально-экономического развития общества и требований профессиональной деятельности к правовой подготовленности будущих специалистов;
  • применения информационных компьютерных технологий и использования методов, позволяющих активизировать процесс познавательной деятельности студентов [1].

Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в учебных заведениях экономического профиля:

  • целью преподавания должно быть формирование положительно ориентированного правового сознания будущих экономистов (системы юридических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, правовых установок, регулирующих поведение личности в юридически значимых ситуациях);
  • знания должны быть непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов.

Таким образом, формирование у студентов правового сознания включает:

  1. формирование системы знаний, умений и навыков, в том числе:
    • знаний фундаментальных принципов права и государства, правового положения личности в обществе, установленных конституцией прав и обязанностей человека и гражданина;
    • знаний отдельных отраслей права и законодательства, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов;
    • умений и навыков практического применения юридических знаний, владение нормами процессуального законодательства.
  2. формирование ценностных ориентаций и правовых установок, в том числе уважительное отношение к системе действующих в обществе правовых норм, ориентация в повседневной жизни и профессиональной деятельности на осознанное соблюдение требований законов, стремление к их реализации [1].

Поскольку дисциплина «Правоведение» не является профилирующим предметом, его преподавание необходимо увязывать с циклом специальных дисциплин, чтобы будущие специалисты могли свободно апеллировать к законодательству в своей профессиональной деятельности.

Принцип междисциплинарности правового образования означает, что оно должно осуществляться во взаимосвязи всех изучаемых экономических и правовых дисциплин.

Студентам экономических специальностей необходимо продемонстрировать, как экономические отношения находят своё отражение в нормах права. В рамках правовых дисциплин нормы права рассматриваются как описания необходимых действий, совершение которых означает соблюдение закона.

Методология преподавания правовых дисциплин студентам-экономистам требует, чтобы в начале курса в общих чертах были сформулированы общетеоретические положения права и было разъяснено значение для права таких ключевых категорий, как юридический факт, правовая норма, правоотношения и их содержание, ответственность и условия её применения в различных отраслях права и т.д.

В ходе преподавания правовых дисциплин студентам экономических специальностей важно показать право как целостную систему. Особое значение имеют вопросы взаимосвязи отраслей права. Основной задачей преподавания правовых дисциплин студентам экономических специальностей является развитие навыков применения законодательства.

Особенностью методики преподавания правовых дисциплин экономистам является акцент на связи финансовых и экономических категорий с их нормативным закреплением. Правовые дисциплины должны преподноситься этим студентам как форма, опосредующая и регулирующая экономические и финансовые отношения.

Так, согласно «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих», «экономист выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений. Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства. Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений, а также учет заключенных договоров. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных» [3].

Экономист должен знать законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия; организацию плановой работы; порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат; методы экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия и его подразделений; правила оформления материалов для заключения договоров; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда [3].

Таким образом, развитие правовой культуры при подготовке специалистов в экономическом вузе предполагает не только формирование и развитие соответствующих знаний и умений, но и практическое овладение содержанием и особенностями профессиональной деятельности.

Этапы процесса формирования правовой культуры построены в соответствии со структурой профессиональной деятельности будущего экономиста, основной целью которой является подготовка специалиста в экономическом вузе. Данный подход способствует последовательному и целенаправленному овладению студентами правовыми основами профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Грошева Т.М. Особенности и значение формирования правосознания и правовой культуры будущих специалистов банковского дела// Успехи современного естествознания. – 2005. – № 2. – С. 89-91.
  2. Доронина Ю.Ю. Формирование правовой культуры студентов вузов экономического профиля: автореферат дисс. канд пед. наук. – Москва 2004. – 47 с.
  3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37 с изм. от 29 апреля 2008 г.): [Электронный ресурс]. [2013]. URL: http://www.rabota-102.ru/ekts.php (дата обращения 21.01.2013).
  4. Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов // Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – С. 70-72.
  5. Общая теория права и государства Текст. / Под ред. В.В. Лазарева М.: Юристъ, 1996. – С. 167.
  6. Потомахин В.В. Формирование правовой культуры студентов неюридического профиля подготовки: автореф. дисс. канд. пед. наук. – Курск. 2009. – 19 с.
  7. Романов А.Н., Севрюкова Ю.Ю. Изучение права в неюридических вузах как способ воспитания ответственного гражданина// Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург): [Электронный ресурс]. [2012]. URL: http://arbir.ru/articles/a_3253.htm (дата обращения 20.01.2013).