Смысложизненные ценности незрячих людей

№ 1 от 2013 года
Автор: Лоторева Е. В.
УДК 316
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
katerina_email@mail.ru

Исследование жизненных стратегий личности имеет комплексный характер и обусловлено необходимостью объяснения социальных факторов кризиса жизненных ценностей на этапе перехода к рыночной экономике, потребностью осмысления новых моделей поведения и типов идентификации личности.

Как показывает К.А. Абульханова-Славская, стратегия жизни – это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию [1]. Стратегия жизни в ее социологическом понимании есть динамическая саморегулирующаяся система социокультурных представлений личности о собственной жизни, ориентирующая и направляющая ее поведение в течение длительного времени. Она предполагает определение или принятие наиболее значимых ориентиров и приоритетов в долговременную перспективу. Социологический подход к изучению жизненных стратегий личности состоит в ориентации на исследование институциональных процессов, структур и механизмов. Институциональный анализ включает три аспекта:

  1. Выявление типических образцов и форм жизненных стратегий, институционально закрепленных и регулируемых посредством согласованных норм.
  2. Анализ процесса институционализации жизненных стратегий с точки зрения механизмов их возникновения (выбора), формирования, развития и смены (описываются в терминах идентификации, индивидуализации, адаптации, саморегуляции).
  3. Для объяснения жизненных стратегий незрячих людей необходимо изучение жизненных целей инвалидов по зрению, их жизненных ценностей и смысла жизни. Люди добиваются своих жизненных целей различными путями и способами. Одни рассчитывают на собственные силы, другие – на поддержку извне, третьи – на благоприятное стечение обстоятельств.

Существует несколько моделей достижения жизненного успеха, обусловленных тем, как этот успех достигается, от кого он зависит: радикально-субъектная модель – успех зависит исключительно от самого человека; умеренно-субъектная модель – успех зависит в основном от самого человека; фаталистическая или генетическая модель – успех зависит от заключенных в человеке генов; родственно-патерналистская модель – успех зависит от содействия родных; дружеско-патерналистская модель – успех зависит от содействия друзей, знакомых; протекционистская модель – успех зависит от связей с «сильными мира сего»; случайная модель – успех зависит от стечения обстоятельств [2].

Чем труднее жизненная ситуация (в особенности у незрячего человека), тем в большей мере он склонен рассчитывать в основном или исключительно на собственные силы и надеяться на стечение обстоятельств; в меньшей мере рассчитывает на помощь друзей и знакомых.

Отсутствие или потеря зрения непосредственно не связано с природными способностями человека, его врожденными задатками. Слепота может только помешать инвалидам по зрению развиваться в полной мере и влиять на достижение жизненных целей незрячего человека.

Важным элементом жизненных стратегий человека являются жизненные ценности. На современном этапе существует множество точек зрения в определении понятия «жизненные ценности» и «ценностные ориентации». Жизненные ценности – это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, образуют стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей [3]. Жизненные ценности представляют систему основополагающих идей, убеждений и культурных традиций, образов и идеалов, характеризуют также совокупность представлений человека о значимых параметрах жизни [4].

Впервые в социологию понятие «ценностные ориентации» ввели американский и польский социологи Уильямс Томас и Флориан Знанецкий. Они отмечали, что «…индивид интернализует основные социальные ценности и руководствуется ими в своем поведении вполне осознанно, то есть функция контроля переходит к самому индивиду» [5]. Данное утверждение позволяет предположить, что эти авторы понимали ценностные ориентации как социальные установки личности, регулирующие поведение индивидов.

В отечественной научной литературе первыми исследователями ценностных ориентаций стали В.Б. Ольшанский, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов.

В.Б. Ольшанский под ценностными ориентациями понимает диспозицию, регулирующую общую направленность деятельности личности или группы относительно объектов и явлений социальной значимости, а также ценности различных социальных общностей – общечеловеческих, классовых, профессиональных и других [6].

В зарубежной литературе попытки дать толкование ценностных ориентаций слепых принадлежат французскому энциклопедисту Д. Дидро. По его мнению, «…ценностные ориентиры представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех психологических компонентов незрячего человека. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования его ценностных ориентиров» [9].

Исследования ценностных ориентаций слепых также проводили тифлопсихологи А.А. Крогиус и Г.И. Челпанов. По их мнению, «…ценностные ориентиры определяют особенности и характер отношений личности незрячего человека с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение» [10].

Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентиров, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентиров личности незрячего человека обуславливают ее направленность и определяют позицию слепого по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Мы полагаем, что ценностные ориентиры незрячих формируются на основе социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.

У каждого незрячего человека, как и у здоровых людей, складывается индивидуальная совокупность устоявшихся ценностных ориентаций, которая образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности незрячего человека, выраженную в направленности потребностей и интересов слепого. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение незрячих.

Таким образом, основываясь на рассмотренных выше утверждениях различных авторов в понимании ценностных ориентаций незрячих, считаем возможным рассматривать ценностные ориентации как осознанный выбор незрячим человеком жизненно приоритетных для него ценностей, установок, а также моделей поведения в окружающей социальной среде с целью достижения его личностных целей, отражающий уровень его социокультурной адаптации, интеллектуального и волевого развития. В этом определении мы сделали упор на личном и вполне осознанном индивидуальном выборе незрячего, в момент которого происходит оценка ценностей. Незрячий производит упорядочивание определенной системы общественных ценностей, выделяя в ней те ценности, которые, по его мнению, являются наиболее подходящими и значимыми для него в данной поведенческой ситуации, создавая при этом личностную индивидуальную ценностную ориентацию. Сформировав систему ценностных ориентаций, незрячий знаменует становление своей личности как активного субъекта социальной деятельности. Ценностные ориентации, выступающие как важнейшие регуляторы социального поведения незрячего, одновременно являются и средством достижения личностных целей жизни слепого.

Система ценностных ориентаций незрячих достаточно устойчива. Однако время от времени ценностные ориентации инвалида по зрению могут подвергаться испытаниям, способным привести к изменению всей сформированной системы ценностных ориентаций. Незрячий может прийти к убеждению о том, что его базовые представления становятся неприемлемыми, однако чаще происходит как раз наоборот: сомнения лишь подкрепляют те ценностные ориентации, которые слепой уже сформировал.

На современном этапе исследователи выделяют различные факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование системы ценностных ориентаций слепых людей. Например, по мнению социолога
И.Ю. Истошина, на процесс формирования ценностных ориентаций слепых существенное влияние могут оказывать здоровые люди. С точки зрения И.Ю. Истошина, существуют четыре способа поведения, с помощью которых здоровые люди влияют на ценностные ориентации незрячих:

  1. Морализирование. В этой ситуации что-то объявляется хорошим, что-то плохим. При этом используется любой авторитет, на который можно сослаться для того, чтобы подкрепить свои слова.
  2. Личный пример. Человек старается поступать в соответствии со своими убеждениями, надеясь, что инвалид будет учиться на его опыте и воспользуются его примером.
  3. Невмешательство. Незрячим позволяется вести себя так, как им хочется, их поведение не комментируется, и в него не вмешиваются.
  4. Помощь в прояснении ценностных ориентаций. Слепым людям помогают в выборе тех ценностных ориентаций, которые больше соответствуют целям их членов семьи, обращая внимание скорее на их пользу и адекватность конкретной ситуации, нежели необходимость следования закостеневшим образцам [12].

В.С. Собкин выделил следующие 4 группы факторов, которые, по его мнению, также могут оказать воздействие на формирование ценностных ориентаций незрячего человека. Основная проблема их формирования заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность.

  1. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом, с социальным статусом и в известной мере зависимостью незрячего человека от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обусловливают двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей. Социальный статус незрячего, имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюсу, связанными с его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем. Такое состояние не дает незрячему человеку возможность зафиксировать свои ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию. Зависимость от общества и государства вынуждает инвалидов по зрению идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая им возможности проявить свою самостоятельность в независимом выборе ценностных ориентаций.
  2. Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно-переходным характером незрячего человека, чья самостоятельность зависит от того, в каком возрасте он потерял зрение. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации права на независимую ни от кого жизнь не подкреплено никакой практической базой. Отсутствие социальной практики придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным вследствие столкновения с практической стороной жизнедеятельности. Транзитивность обладает потенцией высокого полета творческой мысли незрячего человека в стремлении к высотам человеческого духа, что связано с отсутствием зрения.
  3. Образовательный фактор является самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования. Независимо, в каком возрасте человек потерял зрение, образование имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, так как незрячие обучаются технике чтения по специальной программе, изучают различные предметы. В процессе образования сталкиваются с философскими идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основаны стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и так далее. Это все позволяет им формировать свои ценности.
  4. Девиантно-деликвитный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних и усвоения новых ценностей незрячим человеком. Кризис потери зрения, социальная фрустрация, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительная и болезненная адаптация к быстроменяющимся условиям социального окружения – все это не может не вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как-то: алкоголизм, суицидальный синдром и так далее [11].

Проанализировав представленные точки зрения различных авторов на факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование системы ценностных ориентаций слепых людей, возможно прийти к выводу, что в предложенной И.Ю. Истошиным классификации наиболее действенным фактором является помощь здоровых людей в прояснении ценностных ориентаций. Эта помощь в прояснении ценностных ориентаций помогает незрячим людям понять собственные позиции. Проясненная таким образом система ценностных ориентаций имеет последовательный и стойкий характер. Процесс их прояснения может включать изучение и переоценку существующих ценностных ориентаций. Необходимо учитывать тот факт, что при оказании помощи в прояснении ценностных ориентаций незрячих на ценностные суждения здоровых людей могут влиять их чувства, эмоции, желания и интересы. В этой ситуации самоанализ незрячим человеком предлагаемой системы ценностных ориентаций, которая будет определять поведение незрячего человека, потребует значительного времени. Проанализированная и принятая за основу незрячим система ценностных ориентаций выражает, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом.

Из выделенных В.С. Собкиным факторов необходимо отметить возрастно-демографический и девиантно-деликвентный как факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование ценностных ориентаций незрячих людей, потеря зрения которых произошла во взрослом возрасте. Мы считаем, что позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций незрячих людей, можно считать то, что сознание слепого человека широко открыто для восприятия новой системы ценностной ориентации, очень часто не совпадающей с системой ценностей, сформированной еще тогда, когда человек был здоровым. Потеря зрения во взрослом возрасте часто провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к «навязываемым» обществом ценностям и нормам. Поэтому девиантно-деликвитная часть незрячих людей легко склоняется к «закрытому» образу жизни вследствие своей патологии. Образовательный фактор оказывает наибольшее влияние на незрячих с рождения или с маленького возраста и неуспевших сформировать свою систему ценностных ориентаций.

Систему ценностных ориентаций незрячего человека, по мнению психолога и педагога B.C. Цукермана, следует классифицировать на три большие группы:

  1. материально-экономические ценностные ориентации. Этот вид распределяется по оси «плановая экономика – рыночная экономика». Незрячие люди являются экономически зависимой частью общества и нуждаются в поддержке государства, они крайне заинтересованы в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Эта группа людей, будучи объектом опеки со стороны государства, ратует за социально ориентированную экономику;
  2. духовно-гуманитарные ценностные ориентации основаны на этических ценностях. В основе этических ценностей незрячего человека лежат такие базовые эмоции, как предвкушение (или аффективное поведение), гнев, страх и паника (или дистресс), а также эмпатия;
  3. рационально-ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально-экономические и гуманитарно-духовные ориентации устанавливаются самим инвалидом или даются ему на основе социально-общественного опыта, то рационально-ценностные ориентации конституируются незрячим изнутри, в качестве спонтанной деятельности воображения и мышления, правда, немыслимой без своего выражения вовне [15].

Исследователь В.Ф. Сержантов классифицирует ценностные ориентации на две общие категории материальные и духовные. Соответственно, под материальными ценностями он понимает орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, под духовными ценностями политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные идеи [16].

Система ценностных ориентаций незрячих включает, наряду с присущими конкретному человеку индивидуальными ценностными предпочтениями, также и исторически обусловленные ценности данной социальной группы людей. Американские психологи Ш. Щварц и У. Билски соответственно классифицируют ценностные ориентации как отражающие интересы самого индивида или группы; Н.И. Лапин «дифференцирующие», то есть обособляющие человека, и «интегрирующие» ценностные позиции [17].

Следуя классификации Г. Олпорта, среди незрячих чаще всего можно встретить людей с социальным типом ценностных ориентаций, так как человек, потерявший зрение, независимо от возраста, предпочтение отдает дружбе, любви, взаимопомощи, преданности. Слепой человек каждую минуту находится в зависимости от посторонней помощи, поэтому ему не нужны ни власть, ни эстетическая красота, ни экономические богатства, а требуется надежный друг, верная жена, способные ему помочь в любое время. Так же довольно часто среди незрячих можно встретить людей с религиозным типом ценностных ориентаций. Ведь еще с древних времен на Руси считалось, что слепой человек «отмечен богом», а следовательно, имеет «божественное происхождение». Слепые люди часто становятся священнослужителями, так как не находят своего места в современном обществе. Вышесказанное можно отнести и к рассмотренной классификации B.C. Цукермана, так как он в более общем виде практически повторяет классификацию Г. Олпорта. Несмотря на некоторую заинтересованность в материальном благополучии, большая часть незрячих людей отдает приоритет не материальному вознаграждению, а духовным ценностям. Моральные суждения незрячих часто в явном виде соотносятся с удовольствием или страданием, одним словом, с испытываемыми эмоциями. Эмоции могут формировать взаимодействие слепых с окружающим миром и играть важную роль в самооценке, обеспечивающих адаптацию незрячих людей.

С точки зрения автора, классификация ценностных ориентаций Ш. Щварца и У. Билски практически идентична классификации Н.И. Лапина. Представленные у Ш. Щварца и У. Билски ценностные ориентации, отражающие интересы самого индивида, у Н.И. Лапина выступают как «дифференцирующие» ценностные ориентации, а групповые ценностные ориентации Ш. Щварца и У. Билски не отличаются по смыслу от «интегрирующих» ценностных ориентаций Н.И. Лапина.

Проанализировав различные точки зрения по классификации ценностных ориентаций, мы полностью разделяем точку зрения исследователя В.Ф. Сержантова. Возможно полагать, что разделение ценностных ориентаций на духовные и материальные следует считать главным осевым видом иерархии, так как все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации: они тяготеют или к духовности, или к материальности. Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше духовности, тем меньше материальности, и наоборот. Рассмотренные классификации ценностных ориентаций в полной мере относятся к незрячим людям.

Достижение ценностных ориентаций незрячими людьми неразрывно связано с их уровнем самооценки личностных качеств. В связи с этим различные авторы проводят исследования среди незрячих людей с целью выявления их шкалы ценностных ориентаций. Следует, что шкала ценностных ориентаций незрячих мужчин часто отличается от шкалы ценностей незрячих женщин.

В.П. Кузьминым были выделены 9 наиболее значимых качеств незрячих людей: ум, образованность; практичность; воля, настойчивость; общительность; работоспособность; предприимчивость; трудолюбие; профессионализм; здоровье.

В результате проведенного исследования Кузьминым было выявлено, что для мужчин и для женщин главным являются здоровье и ум, образованность, но наиболее актуальны эти качества для мужчин. Высокое положение занимают качества: общительность, воля, настойчивость, работоспособность и профессионализм [18].

Социологи Н.В. Смирнова, С.Б. Бенцианов в результате социологического исследования контингента лиц, утративших зрение в зрелом возрасте, также выделили шкалу ценностных ориентаций. Самыми важными были признаны:

  • у мужчин:
    1. здоровье – физическое и психическое;
    2. интересная работа;
    3. счастливая семейная жизнь;
    4. материальная обеспеченность.
  • у женщин:
    1. здоровье – физическое и психическое;
    2. счастливая семейная жизнь;
    3. радость общения;
    4. любовь – духовная и физическая близость с любимым человеком [20].

Иждивенческие ценностные ориентации, например: «не работать, но иметь все, что хочется», у незрячих людей находятся на последнем месте (по данным исследования социолога Г.Г. Силласте) [21]. Это косвенно выражает стремление незрячих людей к обретению независимой и полноценной жизнедеятельности.

На основе проведенного нами в 2012 году социологического исследования была выявлена собственная шкала ценностных ориентаций незрячих и слабовидящих людей. Автором были выделены 7 наиболее значимых качеств с точки зрения незрячих людей: здоровье (28% от числа опрошенных); семья (19%); работа (16%); общение (13%); материальное положение (9%); учеба (9%); уважение окружающих (6%).

На основе проведенного социологического исследования автором были выявлены следующие особенности ценностных ориентаций незрячих и слабовидящих людей: в условиях ухудшения или утраты зрения такая категория ценностей как «здоровье» не только не теряет своей значимости, но даже наоборот: по сравнению с оценкой этой категории ценностей зрячими людьми становится еще более важной. Большие надежды незрячие возлагают на «семью», так как в условиях ухудшения или утраты зрения, как и в условиях отсутствия работы, значимость семейных ценностных ориентаций оказывается особенно важной. Работа у незрячих людей стоит на третьей позиции, что объясняется «низкой» пенсией и, как следствие, необходимостью дополнительного материального дохода.

Анализ вышеприведенных исследований показал, что ценностные ориентации личности носят комплексный и долговременный характер. Незрячие люди оценивают у себя в основном положительные качества, значимые для осуществления жизненных планов, достижения успеха в жизни. Это, прежде всего, ум, образованность, здоровье, трудолюбие. Меньше всего ценится предприимчивость и практичность. Значимыми жизненными ценностными ориентациями незрячих людей являются: здоровье, свое и близких, семья, отношения в семье и материальное благополучие. Ценностные ориентации внутренне освещает всю жизнь слепого, наполняя её простотой и подлинной свободой. Ценностные ориентации являются психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития незрячего человека, носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему. Таким образом, ценностные ориентации – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности незрячего человека и регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловые ориентации прививаются человеку социумом, но с другой стороны, и сам незрячий активно формулирует и конкретизирует их. На каждом этапе жизни у незрячего человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели даёт незрячему энергию для её реализации, делая её приоритетной. Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностных ориентаций, делая поведение незрячего или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным. Неопределённость личностных смыслов мешает незрячему человеку занять своё место в социальной системе, что, в свою очередь, ещё более дезорганизует его.

Итак, в ценностной ориентации опосредованно отражаются интересы незрячих, которые определяются системой социальных отношений данной социальной группы. Это осознание незрячим всей совокупности основных и существенных желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. Ценностная ориентация – один из важнейших мотивов формирования и реализации жизненных планов незрячих людей, их повседневного поведения, а также фактор, влияющий на результат их адаптации к условиям социокультурной среды.

Система ценностных ориентаций незрячего, являясь психологической характеристикой его личности, выражает содержательное отношение незрячего человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Поскольку набор ценностей, которые усваивает незрячий в процессе становления его личности, ему формирует общество, исследование влияния ценностных ориентаций незрячих на процесс их адаптации представляется особенно актуальным. Значение исследования ценностных ориентаций инвалида определяется тем, что они представляют собой основной канал усвоения культуры общества, превращения ценностей в стимулы и мотивы практического поведения незрячих людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу адаптации и развития личности незрячего в целом. В качестве проявлений недостаточной сформированности представлений незрячего человека о ценностных ориентациях, жизненных целях и планах, включая другие компоненты, такие как мечты, фантазии, грёзы, а также тревоги, опасения, ожидания неприятных событий, которые с определенной вероятностью могут произойти в жизни каждого незрячего человека, выступают ситуации, когда незрячий недостаточно связывает будущие события с прошлыми и настоящими.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. –М., 1991. – 301 с.
  2. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. – М., 1990. – 413 с.
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – 301 с.
  4. Волкова И.П. Мировоззренческие аспекты социально-психологической реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения// Акту¬альные проблемы социализации инвалидов по зрению. – СПб., 1999. С. 72.
  5. Грейвз К.У. Уровни существования: открытая теория системы ценностей // Журнал гуманистической психологии. – 1970. – № 2. – С. 131-155.
  6. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2000. – 648 с.
  7. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 221 с.
  8. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения// Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М.: Наука, 1979. С. 252-267.
  9. Кищенко И.Н. Социальное состояние и самочувствие незанятого населения. – Белгород, 1999. – 118 с.
  10. Коваленко Б.И. Возвращение ослепших к трудовой жизни. – М.: Учпедгиз, 1946. – 191 с.
  11. Кондратов А.М. Воспитание детей в семьях незрячих родителей. – М.: Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых, 1989. – 46 с.
  12. Кондратов А.М. Перспективы высшего образования слепых// Дефектология. – 1972. – №5. – С. 71.
  13. Кузьмин В.П., Степашов Н.С. Регуляция жизненных затруднений незрячего человека. – Курск: КГМУ, 2004. – 160 с.
  14. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян// Социс, 1996, №5. С. 92-97.
  15. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности// Социология в СССР. – М., 1996. Т. 1. С. 470-530.
  16. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности// Социс. – 1995. – №12. – С. 100-105.
  17. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – М., 1990. – 360 с.
  18. Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации// Социологические исследования. – 1995. – №10. – С. 91.
  19. Собкин В.С. Подросток с дефектом: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи: эмпирическое исследование. – М.: ЦСО РАО, 1997. – 94 с.
  20. Томас У. Методологические заметки// – Американская социологическая мысль, 1996. С. 333-355.
  21. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР)// Психологический журнал. – 1991. – Т.22, №6. – С.170.