К вопросу о сущности понятия «сетевое обучение»

№ 1 от 2013 года
Автор: Дорофеева Т. В.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
tgalcova@mail.ru

В настоящее время важнейшим фактором развития современного общества является его информатизация, которая активно воздействует на материально-производственную и социокультурную сферы жизни всего человечества. Этому способствуют современные технические достижения (персональные электронно-вычислительные машины (ЭВМ), оптоволоконные каналы связи, системы электронной почты и т.п.), обеспечивающие создание и функционирование автоматизированной информационно-образовательной среды, открывающей доступ к информации. Это означает, что информационная среда дает решение проблемы доступа к знанию в любой момент, в любом месте.

В целом информатизацию можно определить как глобальный процесс производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, базирующийся на массовом внедрении методов и средств сбора, обработки, хранения и передачи информации и обусловливающий глубокие изменения прогрессивного характера социально-экономических, политических и социокультурных структур в обществе, существенно влияющий на уровень и качество жизни населения [10].

Информатизация является ведущей тенденцией развития общества, и вся государственная политика начинает подчиняться доминирующему воздействию информационных ценностей, подобно тому, как раньше ее подчиняли себе ценности индустриального общества. Эта роль информационных «ценностей» проявляется в прямой зависимости государственной политики от информатизации, в радикальных трансформациях в средствах массовой информации и коммуникации, в системе образования, науке.

Образование также не осталось в стороне от новых преобразований, обусловленных меняющимися условиями жизни, так как именно внедрение новых форм и методов обучения помогает решить ряд важнейших проблем современного общества.

Во-первых, это проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. Не секрет, что, хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня, в которых работают преподаватели высшей квалификации. Однако немногие соотечественники обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы позволить себе получить образование в каком-нибудь столичном вузе. Не следует также забывать и о людях, живущих в отдаленных регионах, которые нуждаются в повышении своей квалификации.

Во-вторых, это нехватка времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам и совершенно нет возможности тратить его на получение новых знаний, хотя, несомненно, без них не обойтись.

В-третьих, для успешной деятельности в условиях современного мира люди должны уметь совершать самостоятельные поступки, быть ответственными за выполняемые дела, принимать важные решения на разных этапах карьеры и жизни, воспитывать самоконтроль и самодисциплину. Однако, российское образование, продолжая широко использовать лишь традиционные средства обучения, не в полной мере может помочь реализации этих задач, что неизбежно ведет к снижению качества образования.

Один из важных шагов в области информатизации образования в России был сделан в 1985 г., когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

Спустя пять лет была разработана и опубликована Концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества.

В Концепции подчеркивалось, что информатизация образования – это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества» [6]. При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом. В Концепции справедливо отмечалось, что «информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования, но и с подготовкой учебно-методических комплексов нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда» [6].

В Федеральном законе Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»» был узаконен процесс электронного обучения: «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [11].

«Дистанционное обучение», «электронное обучение», «сетевое обучение», «виртуальное обучение» – эти словосочетания уже прочно вошли в нашу жизнь благодаря многим исследователям, которые занимались разработкой вопросов, связанных с этими формами организации образовательного процесса.

Сегодня хорошо известны работы таких отечественных и зарубежных авторов, как А.А. Андреев, А.А. Ахаян, С.Н. Додока, А.Л. Егоршин, О.П. Околелов, В.И. Солдаткин, Э.Г. Скибицкий, В.П. Тихомиров, Л.П. Халяпина, Л.И. Холина, А.Б. Хуторской, В.А. Чистяков, С.А. Щенников, Д. Тиффин, Л. Раджасингам, T. Anderson, F. Elloumi, B. Holmberg, D. Keegan, рассматривающих как общие, так и частные вопросы организации дистанционного обучения.

Проведенный нами анализ научной литературы позволил очертить круг частных вопросов, которые лежат в сфере интересов российских и зарубежных исследователей этой предметной области. В фокусе внимания исследователей находятся такие проблемы, как:

  • обучение в дистанционной форме различным видам речевой деятельности на иностранном языке (Т.Н. Базванова, Е.И. Дмитриева, Т.Н. Ямских, М.А. Татаринова, Н.Ю. Эйдельман);
  • гипертекстовая интерпретация лингвистического материала (Г.Е. Кедрова, О.В. Дедова);
  • дидактические возможности компьютерной коммуникации на основе Интернет-технологий (Л.А. Ахаян, С.Н. Михайлов, Е.М. Дубовикова, Е.Н. Зайцева, А.Л. Назаренко, Н.А. Кочетурова);
  • разработка и использование проектов дистанционного обучения иностранным языкам на различных технологических основах (О.А.Великосельский, А.Д. Гарцов, А.В. Голубева, Г.М. Левина, О.И. Руденко-Моргун, Т.И. Капитонова, Л.П. Халяпина, Г.С. Ричардсон А.А. Хомутова);
  • разработка методологии контроля учебной деятельности (Л.С. Ким, Е.В. Рябцева, Т.Р. Шаповалова);
  • использование Интернет-ресурсов при дистанционном обучении иностранному языку (Э.Г.Азимов, Т.Байер, M.Krauss, Ле Тиен Зунг, Н.Ф. Паникарова, Г.В.Шевцова);
  • организация проектной деятельности учащихся при дистанционном изучении иностранного языка (Н.А. Кочатурова, Н.М. Коптюг, Е.Д. Пахмутова, Д. Рускова T. Hutchinson, D. Reinhard);
  • разработка и использование в дистанционном обучении метода «языковой портфель учащегося» как инструмента оценивания учебной деятельности, развития вторичной языковой личности и самоактуализации учащегося (Н.Д. Гальскова, Е. Бабина, M. Canada).

Однако, несмотря на обилие научных работ по данной тематике, очень часто происходит смешение понятий «дистанционное обучение», «электронное обучение», «сетевое обучение» и «виртуальное обучение». В этой статьt мы попытаемся разграничить эти реалии, а также акцентируем внимание именно на определении «сетевого обучения».

Что же подразумевается под электронным обучением в официальных документах?

Если обратиться к определению, приведенному в ФЗ Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»» [11], то первым необходимым критерием, который характеризует «электронное обучение», является то, что информация, используемая при обучении, содержится в «базе данных». Гражданский кодекс РФ в статье 1260 определяет «базу данных» как представленную в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины [4].

Получается, что весь спектр учебно-методических материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса в условиях электронного обучения, должен быть структурирован в электронном виде.

Также из определения, представленного в Законе, следует, что обработка этой информации осуществляется при помощи специальных информационных технологий и технических средств, а для осуществления эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса необходимо иметь налаженную информационно-коммуникационную сеть.

Отсюда следует, что для организации образовательного процесса в условиях электронного обучения необходимо соблюдение следующих параметров:

  1. информация, требующаяся для осуществления процесса обучения, должна быть структурирована в электронном виде;
  2. для обработки и передачи данной информации необходимо задействовать определенные технические средства и информационные технологии;
  3. для передачи информации необходимо иметь налаженную линию связи.

Опираясь на приведенные выше критерии, попробуем уточнить определение электронного обучения. Электронное обучение предполагает передачу учебно-методической информации, необходимой для осуществления эффективного образовательного процесса, между его участниками при помощи определенных информационных технологий посредством налаженной информационно-коммуникативной сети.

Такое обучение может осуществляться в любое удобное для слушателя время и в любом месте, что позволяет решить проблемы, связанные со временем, посещаемостью и транспортом, которые могут возникать при традиционной форме обучения.

Перейдем теперь к вопросу о том, являются ли синонимами словосочетания «электронное обучение», «дистанционное обучение», «сетевое обучение», «виртуальное обучение» или они органично дополняют друг друга? Начнем с понятия «дистанционное обучение». Для этого обратимся к словарям и трудам современных российских исследователей.

Большая российская энциклопедия определяет дистанционное обучение «как процесс целенаправленного и методически организованного обучения с применением средств информационных и коммуникативных технологий, при котором преподаватель и обучаемые разделены во времени и пространстве» [2].

А.Н. Богомолов в своей работе «Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе (на примере курса дистанционного обучения русскому языку как иностранному «В эфире Россия»)» использует такое определение: «Дистанционное обучение – это целенаправленный синхронный или асинхронный процесс взаимодействия субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной образовательной среды, базирующейся на использовании информационно-телекоммуникационных технологий» [1].

В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России находим такой вариант: «Под дистанционным образованием … понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)

Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации» [7].

Из приведенных выше формулировок следует, что для дистанционного обучения главным определяющим признаком, помимо использования информационных технологий, является удаленность участников образовательного процесса друг от друга. Осуществляться же дистанционное обучение может как с применением информационных технологий, так и без них.

Для образовательной деятельности ныне характерно использование электронного обучения (Е-Еducation), включающего в себя использование Интернет-технологий, электронных библиотек, учебно-методических мультимедиаматериалов, удаленных лабораторных практикумов и т.д.

Таким образом, сетевое и виртуальное обучение являются видами дистанционного. Попробуем дать определения и им.

Виртуальное обучение. В новейшем словаре иностранных слов и выражений термин «виртуальный» определяется как «возможный; такой, который может или должен появиться при определённых условиях» [8].

В источниках, предложенных в Интернете, находим следующую формулировку: «Виртуальное обучение — процесс и результат коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов образования в виртуальной образовательной среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только и во время самого взаимодействия» [3].

Как видим, для осуществления виртуального обучения обязательным является создание определенных условий, виртуальной среды, а сам процесс обучения реализуется при помощи сети Интернет.

Виртуальные курсы, как правило, открыты для всех, заниматься можно в любом месте, где есть компьютер с выходом в Интернет. Получая или отсылая информацию, связанную с изучением курса (например, выполнение контрольных работ по пройденным темам), обучающийся постоянно взаимодействует и с преподавателем, и с другими студентами. Преподаватель, который ведет тот или иной виртуальный курс, разрабатывает учебные планы, проводит занятия в виртуальном классе, организует и направляет дискуссию по изучаемой теме, отвечает на вопросы студентов и, естественно, проверяет правильность выполнения заданий.

Сетевое обучение. Термин «сетевой» вошел в педагогику в 70-80 г.г. прошлого века. Впервые подробно его описал Ю.А. Конаржевский [5]. Примерно в это же время заговорили о сетевом взаимодействии образовательных учреждений, что отразилось, в частности, в созданной А.И. Адамским образовательной сети «Эврика». Образовательную сеть А.И. Адамский определяет как «совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью взаимного повышения результативности и качества обучения» [9].

Анализируя понятие «сеть», «сетевое», нельзя не обратиться к работам социолога М.М. Чучкевича, давшего определение сетевой организации и описавшего ее основные характеристики. М.М. Чучкевич считает, что сетевая организация – это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих согласованно на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [12].

Таким образом, сетевое обучение предполагает наличие канала для передачи информации при помощи информационных технологий участникам образовательного процесса. Из этого следует, что понятия «сетевое» и «электронное обучение» являются синонимичными друг другу.

Из всего сказанного выше можно вывести определение сетевого обучения.

Сетевое обучение – это способ организации обучения с помощью информационных технологий посредством налаженного канала связи для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и для организации эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Оно особенно эффективно для людей с ограниченными возможностями, жителей отдаленных регионов, населения, желающего повысить свой профессиональный уровень, сменить профессию и т.д., потому что в этих случаях возникают сложности с организацией качественного очного образования. Сетевое обучение дает возможность повышать профессиональный уровень с минимальным отрывом от производства, продолжать работать в направлении постоянного повышения уровня знаний, навыков, компетенций и, как следствие, карьерного роста и заработка.

Однако его нельзя рассматривать как альтернативу очной или заочной форме обучения, оно является их дополнением, позволяющим интенсифицировать процесс усвоения знаний, активизируя самостоятельную деятельность обучаемых.

Список литературы

  1. Богомолов А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе (на примере курса дистанционного обучения русскому языку как иностранному «В эфире Россия»): [Электронный ресурс]. [200?]. URL: http://www.russia.edu.ru/information/met/rfl/2473/ (дата обращения 11.12.2012).
  2. Большая российская энциклопедия. – М: научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2007. – Т.9. – С.76.
  3. Википедия – свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. [200?]. URL : http://ru.wikipedia.org (дата обращения 04.12.2012).
  4. Гражданский кодекс РФ, ст. 1260: [Электронный ресурс]. [200?]. URL: http://www.gk-rf.ru/statia1260 (дата обращения 02.12.2012).
  5. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  6. Концепция информатизации образования// Информатика и образование. – 1990. – №1.
  7. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России: [Электронный ресурс]. [200?]. URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/2_97/st064.html (дата обращения 16.11.2012).
  8. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Современный литератор, 2007. – 976 с. – С.177.
  9. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку/ под ред. А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2006.
  10. Преподавание в сети Интернет: учебное пособие/ отв. ред. В.И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003.
  11. ФЗ Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»» [Электронный ресурс]. [200?]. URL: http://base.garant.ru/70143486 (дата обращения 05.12.2012).
  12. Чучкевич М. Основы управления сетевыми организация¬ми. – М.: Институт социологии РАН, 1999.