К вопросу о развитии системы образования в пенитенциарных учреждениях

№ 1 от 2013 года
Автор: Яковлева М. К.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
yakovleva1mk@gmail.com

Несмотря на те положительные политические и социальные изменения, которые происходят сегодня в российском обществе, криминогенная обстановка в стране остается напряженной: растет число правонарушений, сохраняется высокий удельный вес ранее судимых, возрастает рецидивная преступность. А так как одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение безопасности граждан, их законных интересов в органичном сочетании с защитой конституционного строя, общественного порядка и безопасности, необходимо направить все усилия на снижение рецидивной преступности, выявление эффективных путей исправления личности в условиях лишения свободы.

Одним из эффективных путей исправления осужденных является образование, однако сегодня нет четко заданного ориентира, определяющего развитие системы образования в пенитенциарных учреждениях. В реальной практике образовательные учреждения не рассматриваются и не действуют как институт обеспечения многосторонней подготовки отбывающих наказание к жизни во всех ее проявлениях, как средство ресоциализации и адаптации к жизни в обществе. И причин этому много.

Отметим, что система образования относится к регулируемым системам, деятельность которых жестко регламентируется органами государственной, законодательной и исполнительной власти. В исправительном учреждении эта жесткая регламентация сферы образования умножается на еще более жесткую заданность параметров уголовно-исполнительной системы [9].

В России пенитенциарная система носит название «уголовно-исполнительной системы» (УИС). К учреждениям УИС относятся: следственные изоляторы (СИЗО), учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения – ИУ), которые, в свою очередь, подразделяются на воспитательные колонии для несовершеннолетних (ВК), исправительные колонии общего, строгого и особого видов режима (ИК), колонии-поселения и тюрьмы. И в каждом из вышеперечисленных подразделений есть или могут быть образовательные учреждения различных типов.

В ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации прописано, что «в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия» [2].

Для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются.

В статье 108 того же Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорится, что в исправительных учреждениях организуются и обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

При отсутствии медицинских противопоказаний осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, больными, страдающими хроническими заболеваниями, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов [2].

Получение осужденными начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

И если долгие годы лица, лишенные свободы имели возможность получить только начальное и среднее профессиональное образование, то с 2001 года были внесены дополнения к ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которым администрация исправительного учреждения получила возможность создания условий для получения осужденными высшего профессионального образования [2].

Таким образом, получить среднее профессиональное образование во время отбывания наказания несложно. Было бы, как говорится, желание. А с учетом имеющихся возможностей можно получить и высшее образование.

Почему «с учетом имеющихся возможностей»? Да потому, что в действительности не во всех колониях получение высшего образования можно организовать. Одно дело, если колония расположена в крупном городе, а другое – если это лесная колония, куда достаточно сложно добраться не только преподавателям, но порой даже прокурору. И все же с постепенным развитием дистанционного высшего образования, думается, и этот пробел будет постепенно устранен.

Дистанционное образование на сегодняшний день является одним из перспективных направлений в процессе исправления осужденных. Необходимость внедрения дистанционного образования вызвана несколькими причинами. Во-первых, отдаленностью исправительных учреждений (далее ИУ) от населенных пунктов, во-вторых, невозможностью зачастую оплатить командировки преподавателей, в-третьих, отсутствием необходимой материально-технической базы для организации очного обучения. В-четвертых, изменением качественного состава обучающихся: «взросление» осужденных и повышение их образовательного уровня. Основная масса лиц, находящихся в заключении, имеет среднее общее образование. Если сравнить показатели образовательного уровня осужденных начала 70-х годов XX в. и начала XXI в., то можно констатировать значительное увеличение доли лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование (во время специальной переписи осужденных в 1970 г. таких было 4,4 %) [11]. По специальной переписи осужденных в 2011 г., 75 % осужденных мужчин имеют среднее образование, но при этом почти 10 % – это люди, которые либо вообще не умеют читать и писать, то есть безграмотные, либо те, кто не закончил даже начальной школы – первых трех классов [11].

Кроме того, на расширение использования дистанционных форм обучения осужденных повлияли и общероссийские тенденции изменения образовательной среды, связанные с инновационными процессами компьютеризацией общества, развитием новых телекоммуникационных технологий. Что позволяет получать информацию моментально, а также иметь инструменты для ее передачи, обработки и хранения. Основной идеей дистанционного образования является самостоятельность в обучении и создание учебной информационной среды, включающей компьютерные информационные источники, электронные библиотеки, видео- и аудиотеки, книги и учебные пособия.

Первым опытом дистанционного образования (далее ДО) осужденных был совместный проект Московского государственного индустриального университета и Московского государственного института стали и сплавов. Учебный центр был создан в 1995 году в колонии общего режима (учреждение УУ–163/2) в городе Зеленограде [3]. Главной целью была апробация заочного обучения осужденных с использованием элементов технологии ДО. Это позволило внести новые дополнительные элементы в методы исправления, а также облегчить социальную адаптацию осужденных после освобождения. Обучение велось по специальности 0211 (юриспруденция) и по специальности 0611 (менеджмент организаций). Центр продолжает действовать до сих пор, совершенствуя технологическую базу и систему предоставления курсов.

Полностью обучение через Интернет одной из первых в России стала проводить Шаховская воспитательная колония (Орловская область). После закупки необходимого оборудования, создания компьютерного класса, обучения воспитанников элементарным навыкам работы на компьютерах, преподаватели городского социального техникума начали предоставлять обучение по специальности «Оператор ПЭВМ». Кроме того, параллельно шло освоение одной из систем бухгалтерского учета «1С Бухгалтерия» с целью повышения конкурентоспособности воспитанников при трудоустройстве [4].

В настоящее время уже многие учебные заведения сотрудничают с УИС и обучают осужденных, если их устав не запрещает прием лиц, имеющих судимость. В этом направлении успешно работают Современная гуманитарная академия, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Северо-западный государственный заочный технический университет, Московский современный гуманитарный университет, Московский государственный социальный университет и др. Осужденные обучаются по специальностям «экономика», «менеджмент», «маркетинг», «финансы и кредит», «юриспруденция», «бухгалтерский учет и аудит», «социология» и «социальная работа». Обучение положительно отражается на микроклимате в колониях, обеспечивает полезную занятость осужденных, делает содержательным их досуг, позитивно влияет на состояние дисциплинарной практики, а также способствует стабилизации оперативной обстановки. Результаты тестирования осужденных-студентов показали, что у них «развиваются и укрепляются целеустремленность, самостоятельное мышление, чувство ответственности, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается интеллект» [5].

Так, например, Современная гуманитарная академия (СГА) обладает широкой сетью филиалов, расположенных по всей территории России. Поскольку исправительные колонии имеются во всех субъектах Российской Федерации, то наличие поблизости филиала академии дает возможность студентам, независимо от места их пребывания (проживания), получать в нем образование [6].

Позитивным является использование СГА возможностей спутниковой связи. Академия эксплуатирует два спутника: один работает на восточную часть страны, другой – на западную, что позволяет охватить всю территорию России, а также ряд зарубежных стран. С помощью спутниковой связи, Интернета и телевидения и было внедрено дистанционное обучение [7].

При этом студент имеет возможность прослушивать лекции, получать задания, участвовать в семинаре или тестировании, сдавать зачеты или экзамены посредством использования компьютерных технологий. Дистанционное обучение в учреждениях УИС с использованием телекоммуникационных технологий дает осужденным возможность получить высшее образование практически в любой географической точке без посещения вуза и непосредственного контакта с преподавателями.

Совсем недавно в целях ресоциализации осужденных было заключено еще одно соглашение по вопросу получения осужденными к лишению свободы и принудительным работам высшего и среднего профессионального образования. По данному соглашению осужденные сегодня имеют возможность получить заочное и дистанционное образование в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в том числе ФГБОУ «Донской государственный технический университет» и ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет». Для этого созданы все необходимые условия, с учетом имеющихся возможностей, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации [11].

В уголовно-исполнительной системе данный способ реализации осужденными к лишению свободы права на получение образования является самым приемлемым и не идет вразрез с режимными требованиями исправительных учреждений. Причем для некоторых видов учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, он является единственно возможным. Среди осужденных на сегодняшний день наиболее распространенной формой получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) является заочная. В Амурской области, например, все студенты-осужденные, обучающиеся в Амурском государственном университете (АмГУ) дистанционно, получают высшее образование по заочной форме.

Однако не стоит исключать и возможность обучения дистанционно по очной форме. Так, например, осужденный, который в исправительном учреждении по независящим от него причинам (ввиду отсутствия рабочих мест) не занят трудовой деятельностью, имеет больше свободного времени, а значит, возможностей обучения по очной форме (например, в СГА занятия по очной форме обучения составляют 24 часа в неделю).

В исправительных учреждениях Курской области также активно ведется работа по вопросу реализации права на образование осужденных. Всего в пенитенциарных учреждениях Курской области функционируют шесть учебно-консультационных пунктов, в 2013 году более 450 человек в возрасте до 30 лет продолжат обучение. Помимо общего среднего, осужденные имеют возможность получить среднее специальное и высшее образование. При исправительных колониях работают филиалы высших учебных заведений. Так, в ФКУ ИК-2, ИК-3 и ИК-9 Курской области осуждённые имеют возможность обучаться дистанционно в Современной гуманитарной академии и Юго-западном Государственном университете [12].

Не все, однако, считают справедливым и разумным предоставлять осужденным к лишению свободы возможность реализации своего права на получение высшего образования. Тем не менее, данная возможность для осужденных закреплена в законе, причем на самом высоком уровне. В период действия ИТК РСФСР об этом не могло быть и речи. Известный ученый-пенитенциарист А.А. Беляев в свое время говорил: «В вузах осужденные учиться не могут, т.к. не имеют на это морального права. Ведь даже лица, обучавшиеся в вузах, исключаются из них за совершенное преступление» [6]. В настоящее время поменялись взгляды ученых на этот счет. Все больше делается для того, чтобы осужденные не только вышли образованными на свободу, но и смогли стать полноценными членами общества, применив полученные в период отбывания наказания навыки и умения.

Предоставление осужденным возможности получать высшее образование находит поддержку и со стороны руководства ФСИН России. Сегодня в уголовно-исполнительной системе разрабатывается проект по развитию образовательных программ для осужденных: «Свою задачу мы видим в том, чтобы на смену тюремным университетам пришли цивилизованные институты. Любой осужденный получит дистанционный доступ к университетскому образованию» [1].

Задача ФСИН России – создание необходимых условий для того, чтобы осужденный реализовал имеющееся у него право на получение образования. И если между ФСИН России и Минобрнауки России заключить соглашение, позволяющее без отчисления из вуза (с переводом на другую форму обучения или без таковой) студенту продолжить свое образование, то конституционное право на получение образования будет гарантированно иметь любой осужденный [1].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы изменился подход руководства к исполнению наказания в виде лишения свободы. Сейчас особое внимание уделяется гуманизации условий отбывания наказания, однако еще многое предстоит сделать, чтобы осужденные к лишению свободы могли в полном объеме реализовывать свое право на получение образования, и многое, конечно, зависит от четкой позиции законодателя.

В настоящее время в ИУ функционирует 315 вечерних (сменных) общеобразовательных школ и 521 учебно-консультационный пункт, в которых обучаются 93,3 тыс. осужденных. Более 2 тыс. осужденных дистанционно обучаются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования [5].

Руководство системы находит дистанционные формы обучения достаточно перспективными. В настоящее время в соответствии с Приоритетным национальным проектом «Образование» Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральное агентство по образованию проводят работы по оснащению и подключению к сети Интернет всех колоний России. В соответствии с программой осужденные вечерних образовательных школ при исправительных учреждениях получат доступ в Интернет [11]. На сегодня подключены к сети уже большинство из них (ГУФСИН РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН РФ по Сахалинской области, ГУФСИН РФ по Приморскому краю, Кемеровской, Самарской, Томской областям, Пензенской, ГУФСИН РФ по Красноярскому краю и другие). В Каннской воспитательной колонии даже прошел первый телемост между студентами Юридического института (г. Красноярск) и несовершеннолетними осужденными. Воспитанников интересовали возможность обучения в институте, вопросы молодежного досуга, ответственности родителей за воспитание детей. Помимо студентов Юридического института в беседе приняли участие английские преподаватели из Школы права университета г. Нью-Кастл, которые рассказали о проведении подобных мероприятий в своей стране. Сейчас принимаются меры по нормативному регулированию порядка подключения ИУ к сети Интернет, разрабатываются рекомендации по соблюдению оперативно-режимных требований в условиях функционирования сети, Инструкция о порядке защиты информации и исключению несанкционированного доступа осужденных к информационным ресурсам.

Таким образом, новые информационные технологии прочно вошли в практику исправительного процесса осужденных. Новые методы решают многие проблемы УИС, а кроме того, расширяют круг обучающихся, что повышает шансы этих людей на последующую социальную адаптацию.

Поэтому сегодня как никогда необходимо развивать и применять непрерывные профессиональные образовательные программы в местах лишения свободы с целью интеллектуального, нравственного развития личности осужденного, с целью коррекции духовных установок на добровольное созидание душевного и социального аспектов жизнедеятельности.

При активном взаимодействии пенитенциарных педагогов, преподавателей сузов, представителей институтов, специалистов социальной работы возрастет эффект по реабилитации, реадаптации, ресоциализации и качественной профессиональной подготовке осужденных с целью их дальнейшего трудоустройства и улучшения благосостояния освобождающихся осужденных, что явится существенным фактором по предотвращению рецидивной преступности и исцелению существующих в современной действительности социальных болезней.

Список литературы

  1. Конституция РФ – М.: Омега-Л, 2010.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. – М.: Омега – Л., 2010.
  3. Александров Ю. Учиться и в тюрьме не поздно// Альманах «Неволя». – 2006. – №6.
  4. Бебенин В.Г. Отношение осужденных к образованию (некоторые итоги социологического опроса)/ В.Г. Бебенин// Сетевой электронный научный журнал «Системотехника». – 2004. – № 2. – http://systech.miem.edu.ru.
  5. Бебенин В.Г. Об опыте работы ВУЗов в учреждениях уголовно-исполнительной системы/ В.Г. Бебенин// Сетевой электронный научный журнал «Системотехника». – 2004. – № 2. – http://systech.miem.edu.ru.
  6. Беляев А.А. Правовое положение осужденных к лишению свободы. –Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. С. 32.
  7. Болтков С.Н., Карпенко М.П. Образование через спутник// –Преступление и наказание. – 2005. – N 4. С. 2–3.
  8. Обучение осужденных: Итоги Всероссийской конференции 15–16 ноября 2001. – СПб.: СЗТУ, 2001. – 50 с.
  9. Сломчинский А.Г. Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе: монография/ А.Г. Сломчинский. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2009. – 186 с.
  10. Соглашение о сотрудничестве между ФСИН России и ВШП от 24.05.2012 г. № 15-10240-01
  11. http://www.fsin.su – Официальный сайт ФСИН России
  12. www.46tv.ru