Основные принципы художественно-проектной деятельности для разработки эффективных пользовательских интерфейсов

№ 2 от 2017 года
Автор: Сивков Н. А.
УДК 37:004
Курский государственный университет
irishmalega@gmail.com

В современном мире среди огромного числа различных информационных технологий интерфейс — это то общее, что объединяет многообразное поле виртуальной среды. И у каждого объекта этой среды особый интерфейс, который служит взаимодействием между пользователем и программой. Эффективность этого взаимодействия напрямую зависит от продуманности художественно-проектной деятельности при разработке интерфейсов, ведь именно по тому, в какой степени комфортен и ясен интерфейс, пользователь судит о программном продукте в целом. Подтверждением этому служат современные тенденции в области дизайна интерфейсов, которые неизбежно копируют или имитируют объекты современного материального мира.

Модные тенденции в дизайне интерфейсов необходимо обязательно учитывать, чтобы программный продукт выглядел современно и актуально, однако в первую очередь необходимо знать правила проектирования, которые помогают создавать грамотную визуальную систему, совмещающую потребности пользователя и эстетические требования дизайна.

В результате многообразия детализации визуального оформления интерфейсов появились новые виды дизайна:

  • дизайн интерфейса — это организация элементов, облегчающая взаимодействие элементов;
  • дизайн навигации — организация элементов, упрощающая управление;
  • информационный дизайн — организация элементов для донесения информации до пользователя.

Основная задача дизайнера, работающего с информацией — сделать не просто красиво, а сделать понятно. Специфика творчества дизайнера интерфейсов заключается в том, что он должен не только изобразить пользователям конкретную информацию, но и соответствующим образом преподнести ее. Поэтому дизайнер интерфейсов – это и проектировщик, умеющий выбирать средства, необходимые для успешного решения той или иной коммуникативной задачи, и маркетолог, который легко ориентируется на рынке информации и хорошо представляет, кто может быть ее потенциальным потребителем, и психолог, знающий законы зрительного восприятия [7, с. 12]. Следовательно, дизайнеры, создающие пользовательские интерфейсы, являются визуальными коммуникаторами, а графический дизайн превратился на сегодняшний день в коммуникационный дизайн.

Еще в 1997 году С. Джонсон предугадал значение коммуникативного дизайна: «Интерфейс пришел в мир под прикрытием эффективности и сейчас начинает выступать — подобно кокону бабочки — как форма подлинного искусства» [10, с. 22].

Разработка интерактивного дизайна пользовательского интерфейса требует хорошего понимания «контекста» представляемой информации. Именно контекст определяет основные параметры, которыми должен обладать конкретный разрабатываемый интерфейс. Визуальная информация должна соответствовать ожиданиям целевой аудитории пользователей. Если дизайнер сумел соотнести идеи проекта с их воплощением в информационной среде, то тогда взаимодействие с пользователем будет эффективным. Если же дизайнер не попал в целевую аудиторию, то тогда требуется разработка альтернативной концепции, может быть даже альтернативных технологий — более гуманных, или более предсказуемых, или более бюджетных [5, с. 90].

В процессе дизайн-проектирования графического интерфейса основная задача — суметь в доступной форме показать пользователю способ правильного взаимодействия с ним. Чтобы создать целостный как внутренне, так и внешне программный продукт, на начальном этапе художественного проектирования необходимо выбрать основную концепцию, которая в процессе разработки приложения будет поэтапно детализироваться и углубляться.

Композиция, цвет, шрифт — все это важные инструменты для создания необходимой концепции, с помощью которых они облекают информацию в форму, структурируют ее, расставляют акценты и при необходимости обогащают дополнительными смыслами [6]. На грамотном применении этих инструментов современного дизайнера строятся основные принципы художественно-проектной деятельности для разработки эффективных пользовательских интерфейсов.

Цвет в дизайне интерфейсов может использоваться как концепт сам по себе. При правильном использовании цвета в интерфейсе можно более эффективно управлять вниманием пользователя к отдельным частям интерфейса, тем самым сделав его более дружественным и легким в использовании. Чтобы избежать дополнительной смысловой нагрузки с помощью цвета необходимо проанализировать и учесть культурную принадлежность, возраст, сферу деятельности и другие особенности целевой аудитории.

Ключевым элементом качественного дизайна является экономия формы [8]. Одним из первых шагов в стадии проектирования является создание вариантов прототипов интерактивной части разрабатываемого интерфейса и их дальнейшее тестирование. На основе результатов тестирования этих прототипов выводится уникальный стиль, служащий для описания единообразия графического интерфейса.

На экране устройства инструменты отображены в знаковой форме. Для выполнения любой задачи при использовании программных продуктов пользователю необходимо понимать назначение инструментов. Это достигается поочередной и кропотливой проработкой элементов при разработке дизайна интерфейса, в которой уделяется особое внимание тематике представляемого продукта или услуги. Именно она определяет детали и специфику дизайна. Так, для салона красоты или презентации интерфейса автомобиля составляющие элементы дизайна будут существенно различаться. Также необходимо учитывать, что изображения (значки, «иконки») могут совершенно по-разному восприниматься представителями разных культур.

Уже давно в прошлом остались те времена, когда, например, для корректного отображения информации веб-ресурса пользователю приходилось самостоятельно устанавливать необходимые шрифты. Теперь перед дизайнером стоит задача разработки или подбора шрифтовых решений для идеального восприятия представляемой информации.

При использовании текста в интерфейсе необходимо учитывать много нюансов, так, например, разницу расположения текста англоязычного и русского, а также стандарты отображения дат, времени, валюты и другой служебной информации.

Интерактивный дизайн — это не только дизайн интерфейса. Это время, движение, пространство, появление, текстура [9]. Важное значение имеет расположение представляемой информации. Необходимо создавать условия плавного ее восприятия. Когда люди говорят, что дизайн «тяжелый», они в действительности реагируют на тот факт, что дизайн не ведет их плавно по странице. Их взгляд перескакивает с одного элемента на другой, поскольку все элементы настойчиво требуют внимания. Человеческое зрение последовательно выделяет основные части интерфейса, а уже потом проводит детализацию. Поэтому рекомендуется сначала выделять главные части, на которые следует обратить внимание, и не перегружать пользователя подробностями. Удачные интерфейсы имеют простые, четко определенные задачи, сильные цели и интуитивно понятный интерфейс [11, с.87].

Нетрудно увидеть, что рассмотренные характеристики основных принципов художественно-проектной деятельности для разработки эффективных пользовательских интерфейсов выводятся непосредственно из практики. Поэтому их достоверность не вызывает возражений.

Визуальное оформление интерфейсов играет первостепенную роль для восприятия информации. Оно отвечает не только за эстетическое восприятие информации, а еще и за эффективность поддержки цели программного продукта, за целостность всей структуры системы. Задача дизайнера интерфейсов — думать не только о том, чтобы интерфейс смотрелся красиво, но и как оформленным им программным продуктом будут пользоваться люди.

Развитие информационных технологий показывает, что конкуренция программных продуктов из области функциональности перемещается в область удобства и комфортности для пользователей. В этих условиях принципы художественно-проектной деятельности разработки эффективных пользовательских интерфейсов становятся технологиями, обеспечивающими рыночный успех проекту. При неграмотном использовании рассмотренных принципов возникает риск получить громоздский и неудобный для пользователя программный продукт, тем самым создавая некомфортные условия для пользователя.

Следовательно, проектирование дизайна интерфейсов является одной из важнейших задач для получения коммерчески успешного продукта. Дизайнер, занимающийся проектированием интерфейсов, должен быть профессионалом, обладающим широким спектром знаний, поэтому востребованность обучения в этом направлении в вузах в ближайшее время будет возрастать.

И хотя дизайн интерфейсов на сегодняшний день является неотъемлемой составляющей современной повседневности, степень внимания к исследованию формирования виртуальной комфортной среды, созданной с помощью участия дизайна, является недостаточной. Поэтому необходимы новые методические идеи по реализации подготовки студентов графического дизайна в этой области.

Список литературы

  1. Быченков В.М., Дьякова. Е. Г., Трахтенберг А. Д, Александров А. В. Коммуникация массовая [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/concepts/7135
  2. Генисаретинский О.И. Визуалистика: об исследовании и проектировании систем визуальной коммуникации // Теоретические и методологические исследования в дизайне. — М., 2004. — 371 с.
  3. Головач В.В. Дизайн пользовательского интерфейса. Искусство мыть слона. [Электронный ресурс]. URL:http://uibook2.usethics.ru.
  4. Гультяев А.К., Мишин В.А. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса. — Спб: КОРОНА-принт, 2000.
  5. Долгих М.Н. Дизайн и виртуальная среда: дигитальные ланшафты в аспекте гибридных медиа // Вестник Томск. гос. Ун-та. — 2014. — №379. — С. 86-91.
  6. Захаревич А.А. Графический дизайн как средство визуальной коммуникации. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28146544.
  7. Курушин В.Д. Дизайн и реклама. — М.: ДМК Пресс, 2006. — 272 с.
  8. Маркотт И. Отзывчивый веб-дизайн [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rin.ru/book/otzyvchivyj-veb-dizajn_itan-markott/text/.
  9. Назаренко Н.А., Паденко П.И. Влияние интерфейса на состояние здоровья оператора. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-interfeysa-na-sostoyanie-i-zdorovie-operatora.
  10. Johnson S. Interface Culture. How New Technology Transforms the Way We Create and Communicate. San Francisco. 1997.
  11. Торрес Р. Дж. Практическое руководство по проектированию и разработке пользовательского интерфейса. — М.: Вильямс, 2002.