Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства

№ 1 от 2017 года
Автор: Праведникова Е. Ю.
УДК 338.43
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
jansi@mail.ru

Поскольку в условиях трансформации экономики к рыночным методам хозяйствования механизм государственной поддержки и регулирования агропромышленного производства был практически ликвидирован, его восстановление и совершенствование в долгосрочной перспективе должно осуществляться комплексно и требовать более активного государственного вмешательства в целях обеспечения благоприятных условий стабилизации и дальнейшего роста производства, повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и мировом рынках и улучшения благосостояния населения.

Одними из ключевых задач государственного регулирования аграрной экономики выделяют вопросы укрепления материально-технической базы отрасли, создания соответствующих производственных и социальных структур, демонополизацию отношений аграрного сектора с другими секторами АПК, государственный протекционизм перед лицом зарубежного импорта и поддержку отечественного экспорта.

Кроме того, важным направлением совершенствования системы государственного регулирования АПК является модернизация налоговой политики в сельском хозяйстве, которая в последние годы претерпевает существенные изменения. Они выражаются в постепенном и последовательном отказе от льгот, предоставляемых сельскохозяйственным предприятиям, с одновременным введением льготного специального режима налогообложения [1].

Несмотря на то, что государственная налоговая политика направлена на сокращение льгот и уравнивание налогоплательщиков с одновременным учетом особенностей отдельных их категорий через специальные налоговые режимы, тем не менее сельское хозяйство остается льготируемой отраслью [3].

Одним из вариантов инновационного подхода к оптимизации системы налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции и других хозяйствующих субъектов является создание продовольственных муниципальных банков, деятельность которых будет предусматривать благотворительную акцию со стороны товаропроизводителей и торговых организаций. Мотивация для участия предпринимателей в их функционировании обосновывается несколькими причинами: во-первых, открываются возможности реализовать продукцию по новым каналам сбыта. Во-вторых, при заполнении предпринимателями годовой налоговой декларации и указании в ней суммы благотворительной помощи в вышеуказанные банки государство возмещает им сумму затрат в виде возврата налогов, но не более 50%. Кроме того, если сумма затрат на благотворительную деятельность превысит 50-ти процентный барьер, государство его может компенсировать в виде соответствующих дотаций.

Продовольственный банк – это некоммерческая, благотворительная организация. Её функциональное назначение – распределение, как правило, пожертвованного питания для широкого круга общественных организаций. Крупнейшими источниками питания могут выступать коммерческие производители, фермеры и розничные продавцы, которые в процессе своей деятельности имеют избыточное продовольствие, но не могут его реализовать. Продовольственные банки могут стать крупнейшими поставщиками продуктов питания, в том числе для специальных диетических потребностей, и позволят с помощью продовольственных программ планировать сбалансированное продовольствие для общественных организаций и определенных категорий населения.

Продовольственные банки будут решать в первую очередь проблемы продовольственной политики страны. Заключая контракты на муниципальном, региональном уровне и с федеральным правительством на покупку, хранение и распределение продовольствия, они обеспечат реализацию программ чрезвычайной продовольственной помощи населению.

Зарубежный опыт свидетельствует о необходимости подобных структур, имеющих в своей основе социальную и благотворительную направленность по обеспечению питанием населения с низкими доходами и продовольственной бедностью.

Одним из важнейших элементов системы государственного регулирования аграрной экономики является регулирование инновационных процессов в АПК. Современное состояние научно-технического потенциала АПК характеризуется сокращением бюджетного финансирования научно-исследовательских работ, низкой востребованностью научно-технических достижений в производстве, разрушением материально-технической базы научных и образовательных организаций, свертыванием исследований по целому ряду важнейших научных направлений. Такое состояние научно-технического потенциала крайне отрицательно сказывается на развитии аграрного производства. Поэтому особое внимание в государственной политике должно быть уделено активизации деятельности научных организаций АПК, расширению и улучшению научных исследований по наиболее приоритетным направлениям развития науки [2].

Успешная реализация основных направлений государственной политики в научно-инновационной сфере АПК является основой стабильного развития аграрного производства.

Нуждается в совершенствовании и такой важный элемент системы государственного регулирования, как создание условий и содействие государства развитию процессов сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. При этом в системе АПК пока еще не сложился кооперативный сектор, действующий на основе принципов, признанных мировой практикой кооперативной демократии. Мировая практика показывает, что для осуществления регулирующей роли в развитии кооперации в нужном направлении государство располагает необходимыми экономическими рычагами, такими как налоговая политика, кредитование, ценовое регулирование, субсидии и др. Для развития кооперации в условиях рыночных отношений следует иметь совершенные методические разработки, обеспечивающие сбалансированность ценовой, кредитно-финансовой и налоговой политики [4].

Государственное регулирование межотраслевой интеграции в АПК следует осуществлять на всех уровнях: федеральном, региональном и местном. Задачами федеральной программы развития агропромышленной интеграции являются следующие: развитие правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности агропромышленных формирований; формирование инфраструктуры их производственно-технического обеспечения и технологического обслуживания; совершенствование механизма финансово-кредитной поддержки агропромышленных формирований; развитие системы информационно-консультационного и кадрового обеспечения.

В сложившихся условиях острого дефицита материально-технических ресурсов у сельхозтоваропроизводителей и трудностей по нормализации воспроизводственных процессов вследствие дефицита у них финансовых ресурсов значительно возрастает роль государства в регулировании рынка материально-технических ресурсов для предприятий АПК.

Несмотря на ряд предпринятых шагов, еще не создано необходимых условий устойчивой и эффективной работы на продовольственном рынке. Неподготовленность к цивилизованному рынку проявляется в отсутствии необходимой инфраструктуры. В итоге в стране образовался рынок продовольствия, на котором посредники получили монопольную власть. При этом государство не в состоянии ни собирать налоги с агентов «дикого» рынка, ни контролировать качество продовольственных товаров. Все это еще раз подтверждает необходимость осуществления государственного регулирования продовольственного рынка [5].

Государство обязано обеспечить защиту интересов и доходность сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий как основных производителей продовольственных товаров. В современных условиях особенно важно, чтобы основная часть дополнительного дохода, образующегося вследствие либерализации цен на продовольственные товары, из торговли переместилась в сферы производства и переработки сельскохозяйственных продуктов.

Сейчас не вызывает сомнения, что в современном рыночном хозяйстве государство становится важнейшим центром, регулирующим формирование рыночной среды и обеспечивающим устойчивость роста национальной экономики. Государственное регулирование – это система законодательно-правовых и организационно-экономических воздействий государственных органов управления различных уровней, осуществляющих настройку всех механизмов управления и рыночной конкуренции с целью обеспечения эффективного функционирования и развития национальной экономики страны.

Список литературы

  1. Единый сельскохозяйственный налог (методические рекомендации по исчислению, финансовому и налоговому учету)/ Под ред. И.Т. Трубилина, А.А. Ремезкова, В.В. Говдя и др. – Краснодар: Агропромполиграфист, 2004.
  2. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушачева, И.Т. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду. – М.: КолосС, 2007.
  3. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.Н., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. – СПб.: Издательство «Лань», 2009.
  4. Ремезков А.А. Роль государства в повышении эффективности работы АПК регионов // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. –Краснодар: Агропромполиграфист, 2003. Ч. I. С. 5–12.
  5. Шутьков А.А. Система управления агропромышленным комплексом: теория, политика и практика. – М.: Национальный институт бизнеса, 2005.