Способы организации воспитательной работы со студентами в условиях дистанционного обучения

№ 3 от 2016 года
Автор: Дорофеева Т. В.
УДК 378.02
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
tgalcova@mail.ru

В настоящее время важнейшим фактором развития современного образования является его информатизация. Этому способствуют современные технические достижения (оптоволоконные каналы связи, системы электронной почты и т.п.), обеспечивающие создание и функционирование автоматизированной информационно-образовательной среды, открывающей доступ к информации. Это означает, что информационная среда дает решение проблемы доступа к знанию в любой момент, в любом месте [1].

Внедрение новых форм и методов обучения помогает решить ряд важнейших проблем современного общества.

В связи с этим в последние годы активно развивается заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий, то есть способ организации обучения с помощью информационных технологий посредством налаженного канала связи для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и для организации эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса [4].

Данный способ получения образования особенно эффективен для людей с ограниченными возможностями, жителей отдаленных регионов, населения, желающего повысить свой профессиональный уровень, сменить профессию и т.д., потому что в этих случаях возникают сложности с организацией качественного очного образования. Кроме того, дистанционные образовательные технологии дают возможность повышать профессиональный уровень с минимальным отрывом от производства, продолжать работать в направлении постоянного повышения уровня знаний, навыков, компетенций и, как следствие, карьерного роста и заработка.

Однако нельзя представить себе процесс обучения без его воспитательной составляющей, так как в образовательной организации воспитание – это тесно связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность, ориентированная как на формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармонического, духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста. Обучение и воспитание представляют собой органичный процесс становления профессиональной компетентности специалиста с высоким уровнем культуры и формирования его личности.

Именно поэтому вопрос организации воспитательного процесса в условиях дистанционного обучения является очень важным.

В основу инновационной деятельности по воспитательной работе должны быть заложены два подхода к моделированию определенных средств воспитания: комбинации традиционных форм организации внеаудиторной деятельности, информационно-коммуникационных технологий и новых средств передачи информации путем Интернета и сотовой связи, а также использование форм привлечения молодежи к тому или иному виду деятельности в современных средствах массовой коммуникации [3].

Цели воспитательной работы в любой образовательной организации определяются в соответствии с ее миссией и стратегическими целями развития. 

В условиях дистанционного обучения в качестве основных направлений и форм воспитательной работы можно выделить следующие:

  • идейно-воспитательная работа (проведение дистанционных диспутов, дискуссий, лекций и бесед и т.д.);
  • учебная и научная работа студентов (дистанционные кураторские часы по проблемам организации учебы, самообразования, успеваемости и др.);
  • индивидуальная работа со студентами (диагностирование уровня профессионально направленной личности студента, профилактика негативных явлений и правонарушений среди студенческой молодежи и т.д.).

Разберем каждое направление внеучебной деятельности подробнее.

Прежде всего, следует сказать, что основой учебно-воспитательной работы является студенческая группа, а организатором деятельности студенческого коллектива группы является наставник – куратор. Постоянное общение куратора со студентами дает ему возможность познать их индивидуальность. Он часто выступает посредником между преподавателем и студентом, устанавливает деловые контакты с общественными организациями, решает конкретные педагогические проблемы.

В условиях дистанционного обучения можно выделить следующие функции куратора:

  • обеспечение участия студентов в мероприятиях образовательной организации;
  • координация работы группы с деятельностью других подразделений образовательной организации;
  • информационное обеспечение группы;
  • методическая помощь в решении учебных вопросов;
  • оказание методической помощи по организации самообразования студентов.

Кроме того, у куратора существуют и определенные обязанности:

  • способствовать развитию у студентов профессиональных навыков, помогать студентам решать проблемы, возникающие в процессе обучения;
  • проводить инструктаж студентов по умению оптимально выстроить процесс дистанционного обучения;
  • выявлять причины неуспеваемости студента, организовывать их устранение;
  • оперативно извещать администрацию о неучастии курируемых студентов в дистанционном образовательном процессе;
  • поздравлять студентов с праздниками: дни рождения, профессиональные праздники, государственные праздники и т.д.;
  • своевременно доносить до студентов важную информацию: изменения в графике учебного процесса, коррекция программы обучения, новости, статьи, иные материалы;
  • вести активную переписку со студентами;
  • своевременно отвечать на письма студентов;
  • в режиме он-лайн проводить кураторский час в удобное для студентов время;
  • соблюдать этические нормы поведения, переписки и общения, соответствующие положению куратора.

Кураторы должны активно взаимодействовать со студентами, оказывать посильную помощь в решении проблем, связанных с организацией обучения, проводить дистанционные кураторские часы, во время которых студенты в режиме on-line могут обсуждать широкий круг вопросов по разнообразной тематике.

Для сохранения и укрепления здоровья студентов в условиях дистанционного обучения можно использовать организованную рассылку информационных материалов по определенным темам, например: «Внимание – грипп! Как защитить себя и других», «Правила оказания первой помощи», «Профилактика неинфекционных заболеваний» и др., а также проводить дистанционные лекции, посвященные здоровому образу жизни, с участие медработника образовательной организации или приглашенных специалистов извне.

В целях решения проблем охраны здоровья обучающихся, профилактики травматизма можно порекомендовать кураторами учебных групп организацию дистанционных кураторских часов по правилам безопасного поведения во время нахождения на улице, а также в условиях различных жизненных ситуаций.

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Для реализации данного направления внеучебной деятельности можно проводить дистанционные кураторские часы гражданско-правовой направленности, например «Поступок и ответственность», «Я-гражданин России», «Колокола памяти», «Моя малая Родина» и др.

Также в качестве способа реализации этого направления воспитательной работы можно использовать различные интернет-акции. Интернет-акция – это спланированное мероприятие, в ходе которого посредством сети Интернет участникам предлагается задание определенной направленности, чаще всего приуроченное к какому-то значимому событию.

Ко Дню Победы можно организовать интернет-акцию «Открытка для ветеранов», в ходе которой предложить студентам сделать своими руками открытку-поздравление, сфотографировать ее и прислать фото своей работы.

Нравственное воспитание молодежи – неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект к созданию личности [2].

Помимо проведения дистанционных кураторских часов и различных бесед и диспутов духовно-нравственной тематики, для реализации данного направления воспитательной работы также можно использовать интернет-акции. Например, интернет-акция «Поэтическая страничка» предполагает сочинение собственных поэтических произведений на тему «Вера. Надежда. Любовь».

Участие в интернет-акциях и других формах организации воспитательной работы с использованием компьютерных средств способствует формированию информационной культуры студента и педагога, стимулирует к освоению и применению ИКТ в образовательном процессе, дает возможность дистанционного сотрудничества в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Дорофеева Т.В. К вопросу о сущности понятия «сетевое обучение»//Известия РФЭИ. Электронный научный журнал. 2013. Выпуск 1 [Электронный ресурс]. URL: http://science.rfei.ru/ru/2013/1/13.html.
  2. Ельшина Л.М. Духовно-нравственные основы развития и воспитания личности учащегося [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/619608/.
  3. Коновалова Е.А. Дистанционные формы организации воспитательной работы с учащимися [Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/77/107/107.php.
  4. Пронина, Т.Д. Дистанционное образование в Региональном финансово-экономическом институте: опыт, проблемы, решения // Экономика и социум: современное состояние и перспективы: сб. науч. трудов. Вып. 5 / под ред. С.Л. Аксенова. – Курск, 2011. – С. 5–13