Портрет в творчестве Виктора Ивановича Жилина

№ 2 от 2016 года
Автор: Савенкова Т. Ю.
Научный руководитель: Пронина Т. Д.
УДК 75
Курский государственный университет
savenkova-tanya-kursk@yandex.ru

Виктор Иванович Жилин – курский художник, в творчестве которого нашли отражение родные мотивы, красота и сила земляков, история и быт родной земли. Творчество Жилина вписано в историю художественной жизни Курска сильными и убедительными жизненными образами.

Виктор Иванович Жилин родился в селе Первое Засеймье Мантуровского района Курской области. Наверное, поэтому наиболее известные произведения Жилина связаны с прославлением человека труда, человека из народа – «Портрет доярки колхоза им. М.В. Фрунзе В.С. Сапуновой» (1973 г.), «Слесарь П. Дорохов» (1977 г.), «Колхозница Е.Ф. Дорохова» (1979 г.), «Верхосеймское лето» (1981 г.), «Портрет колхозницы В. Е. Головиной» (1984 г.) и другие.

Жилин – яркий представитель реалистического живописного направления, который работает в русле традиций курской школы [3]. Окончив в 1969 г. художественно-графический факультет Курского государственного педагогического института, свою жизнь он связывает с преподаванием. Сейчас Виктор Жилин – заведующий кафедрой живописи Курского государственного университета, под опекой которого находятся талантливые студенты, делающие свои первые шаги в изобразительном искусстве.

Виктор Иванович Жилин является членом Союза художников России с 1975 г. С тех пор он активно участвует в художественных выставках различного масштаба – всесоюзных, республиканских, зональных, областных, международных и зарубежных.

Художник и педагог, за свою плодотворную работу был не раз награжден почетными дипломами Академии художеств СССР, Союза художников России, министерства культуры и других организаций. В 2009 г. было присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». В 2014 году Виктор Иванович был удостоен престижной губернаторской премии имени Дейнеки, которая вручается курянам за достижения в области изобразительного искусства.

Обращаясь к работам Жилина, следует отметить, что даже в холстах, выполненных в мастерской, чувствуется свежесть природы и свежесть впечатления. В одном из интервью сам художник отметил, что часть работы выполняется непосредственно на пленэре, но доработка, завершение создания художественного образа происходит в мастерской: «Работы, которые пишутся на воздухе, на природе, воспринимают непосредственно эту природу. Это одно ощущение. Приносишь в мастерскую – немножко уже другое ощущение. Ты видишь некоторые провалы, которые нужно исправить» [4].

Для самого Жилина его работы – это его жизнь, полная радостей и печалей. Его полотна отражают все надежды и чаяния художника. Несмотря на многообразие тем и охват жанров, Жилин остается верен себе и остается художником-лириком, который внимательно всматривается в лица своих героев и в природу родного края.

Изначально Жилин увлекался пейзажем, позже в 90-е годы этот жанр станет для него основным в творчестве. Его пейзажные полотна отражают времена года и состояния природы родного края. Тонкий колорист, Жилин создает произведения, наполненные светом и любовью. Кисть художника уверенно создает пространство, чувствуется не только хорошая школа, но и многообразие жизненных наблюдений и впечатлений.

Однако, несмотря на то, что Жилин – художник разноплановый, в первую очередь хочется обратить внимание на портрет в его творчестве. Создавая образ человека, Жилин всегда уделяет внимание не только портретному сходству, но и созданию достоверного образа, в котором будет отражен типаж, время и характер портретируемого. Поэтому его работы и убедительны. В каждом портрете мы видим не только конкретного человека, но и среду, в которой он родился и рос, все то, что влияло на его становление.

За обилием деталей и подробностей Жилин не теряет в портрете главного. Подобно мастерам русской реалистической школы, он стремится создать психологический портрет – проникнуть в характер человека, его мысли, через лицо и руки, позу портретируемого [2].

Интересен в данном контексте «Портрет В.С. Сапуновой» (1974 г., Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки), в котором Виктор Иванович на первый план выносит фигуру портретируемой. Подробности интерьера, в котором находится модель, художника мало интересуют, но в то же время лишь подчеркивают строгий и правдивый образ этой сильной женщины. Темная одежда не позволяет ее силуэту резко выделиться на фоне, и за счет этого намного более активно выступает лицо и руки, силуэт которых замыкает на себе внимание зрителя.

В «Портрете Л.В. Черниковой» (1984 г., частное собрание, Голландия) лицо и руки портретируемой художник акцентирует за счет контрастов тона и цвета. Ярко красный платок на голове модели притягивает внимание зрителя к главному в портрете, а сама фигура выступает темным силуэтом на светлом фоне. Только после того, как мы внимательно рассмотрим лицо портретируемой, наш взгляд переходит на окружение, в котором находится женщина. Тут Жилин как хороший композитор в живописи поддерживает тон рук слева и справа от модели фигурами телят, чем создает устойчивый композиционный треугольник. Работа построена всего лишь на нескольких цветах: темно-синий с оттенками зелени, охра, холодный белый цвет и яркий, практически локальный красный. Несмотря на такое противопоставление, работа смотрится органично, все цвета на месте и создают у зрителя целостный художественный образ.

В «Портрете колхозницы О.Н. Афанасьевой» (1987 г., Министерство культуры России) пространство трактуется несколько иначе, чем в двух портретах, к которым мы обращались выше. Здесь дается больше литературных, описательных подробностей, но они подчеркнуто декоративны, стилизованы. Это, несомненно, обращение к народной культуре, к ярким локальным цветам традиционного искусства. Но интересно то, что за счет этих подробностей, за счет этого многообразия все же остается главное – лицо модели, которое Жилин изображает в реалистической манере. Таким образом, с помощью ярких узоров платка, накинутого на голову, подчеркнуто алого цвета кофты, декоративной трактовки ковра на стене и подробного описании дальнего плана с окном, пейзажем за ним и тем, что находится перед ним в комнате, художник создает декоративное обрамление доброму, чистому лицу реальной женщины, которая живет в этом мире, которая над всем этим властвует. Конечно, здесь также важен силуэт, который отделяет фигуру от окружения, но удивительно то, что, несмотря на все эти подробности, художник все равно приводит нас к главному – внутреннему миру изображенного человека.

Еще одна работа Виктора Жилина, которая заслуживает внимания, это «Портрет колхозницы В.Е. Головиной» (1984 г., Художественный фонд России). Интересный подход к композиционному решению выделяет эту работу из множества характеров и типажей, созданных за свою творческую деятельность Виктором Жилиным. Сначала, когда мы смотрим на неё, появляется ощущение, что это отражение женщины в трюмо, однако далее мы замечаем, что это вовсе не отражение, а сама модель художника, позади которой находится зеркало. За счет нескольких отражающих поверхностей художник создает удивительное полотно, пространство в котором становится несколько нереальным благодаря отражению женщины в профиль и отражению ребенка справа от портретируемой. В этой работе опять обыгрывается тема силуэта на темном фоне, как и в портрете О.Н. Афанасьевой. Однако слева, в отраженном в зеркале профиле, и справа, в портрете мальчика, мы уже видим темные силуэты на контрастном светлом фоне. Эта игра контрастов позволяет художнику увлечь зрителя разглядыванием созданного им пространства. Здесь художник словно комбинирует два приема, описанные нами выше. В первую очередь, он не стремится в этом портрете отвлекать нас деталями быта, хоть они и явно присутствуют в отражении. Однако здесь мы опять видим яркий цветастый платок, который своей декоративностью словно создает обрамление лица модели. И снова главное – это лицо, взгляд, который говорит нам о многом, о тяжелом труде, о прожитой жизни на благо других людей. Несмотря на то, что выражение лица модели показывает нам, что модель погружена в себя и свои думы, несмотря на то, что колорит работы может поначалу показаться мрачным, все равно эта картина отрадная – художник достигает этого эффекта за счет использования яркого красного цвета, который разбавляет общую темноту полотна. Еще одна важная деталь – радостное лицо ребенка, который с любовью и восхищением смотрит на главную героиню портрета. Наверное, это один из лучших портретов мастера, который показывает не только его композиционные и колористические умения, но и способность понять человека, его внутренний мир, его мировосприятие и донести все это до зрителя.

Интересно отметить, что художник не остался в рамках «крестьянского» жанра; в последние годы В. Жилиным было создано несколько замечательных произведений, которые говорят о том, что хороший художник может написать все. Это чувствуется в нежном «Портрете студентки худграфа Надежды Шумаковой» (2010 г.), который является украшением выставок мастера. Тонкие нежные черты юной девушки подчеркнуты нежным зимним пейзажем. Художник строит окружение на контрасте холодного светлого дня и темных длинных волос модели. На дальний план опять же отступают ненужные подробности, чтобы уделить внимание прекрасному молодому лицу, с опущенным мечтательным взором. При этом художник показывает нам, что это человек другого поколения, который живет в наше время, – все это чувствуется в манере письма. Здесь мы видим Жилина лириком, человеком, который тонко чувствует характеры и типажи.
Во вступительной статье к одному из альбомов народный художник России Василий Иванович Ерофеев так говорит о Жилине: «Он под стать героям своих картин – крепким, двужильным, обветренным, загорелым и сильным» [1; С. 5]. Это утверждение верно, но только лишь наполовину. За всей этой силой и несгибаемостью характера Жилин видит гораздо больше – простое и человеческое – доброту, милосердие, отзывчивость.

Жилин, подобно величайшим художникам русской школы, создает портретную галерею своих современников, создает образы сильные и правдивые, отражает их богатый духовный мир. Мы видим через его работы собственную историю, полную и все-таки радостную настоящую жизнь.


Портрет В.С. Сапуновой, 1974. Холст, масло, 98х78. Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки


Портрет колхозницы В.Е. Головиной, 1984. Холст, масло, 116х100. Художественный фонд России


Портрет колхозницы О.Н. Афанасьевой, 1987. Холст, масло, 120х105. Министерство культуры России


Портрет Л.В. Черниковой, 1984. Холст, масло, 119х97. Частное собрание, Голландия


Портрет Нади Шумаковой, 2010 . Холст, масло, 95х80. Собрание автора

Список литературы

  1. Виктор Жилин. Живопись: альбом / Виктор Жилин; сост., библ. О.В. Проскуриной; вступ. ст. В.И. Ерофеева; – Курск. гос. ун-т. – Курск, 2006. – 64 с. с ил.
  2. Пронина Т.Д. Анализ и интерпретация произведения искусства. Живопись: Учеб. пособие. — Курск: Региональный финансово-экономический инс-т., 2015. — 130 с.
  3. Пронина Т.Д. Художественная жизнь Центрально-Черноземного региона России второй половины XIX – начала XX века. — Курск, 2013. — 201 с.
  4. Рязанцева А. Курский художник удостоен премии имени Александра Дейнеки. URL: http://seyminfo.ru/kurskiy-chudozhnik-udostoen-premii-imeni-aleksandra-deyneki.html