Певец родного края Леонид Иванович Руднев

№ 2 от 2016 года
Автор: Шульга В. А.
Научный руководитель: Пронина Т. Д.
УДК 75
Курский государственный университет
valentinacdma@mail.ru

Статья посвящена творчеству заслуженного художника Российской Федерации Леонида Ивановича Руднева. Дано краткое описание отдельных работ живописца с анализом композиции, колорита и задач, которые ставил перед собой художник.

Ключевые слова: живопись, пейзаж, Курский край, Леонид Руднев, масляная живопись, курская художественная школа.

Руднев Леонид Иванович – один из виднейших живописцев курской художественной школы, отмеченный многочисленными наградами и званиями. С В 1982 году Л. Рудневу было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

Будущий художник проходил обучение в Курском художественно-графическом педагогическом училище, где были заложены основы его творчества. Далее свое обучение он продолжил в Харьковском государственном художественном институте, где окончательно сложился как живописец.

Руднев работает в технике масляной живописи практически во всех жанрах, однако главным источником его вдохновения является русская природа. Художника интересуют все времена года и состояния природы – зима или весна, раннее утро или сумерки, начало или конец дня – какой бы ни была природа, в каждом своем пейзаже Л. Руднев создаёт цельный и гармоничный образ Родины.

В своем творчестве Руднев развивает традиции русской пейзажной живописи, идущие от Исаака Левитана, Константина Коровина, Игоря Грабаря. Но достоинство Руднева-живописца заключается в другом: продолжая в картинах традиции отечественного реалистического искусства, художник при этом остается ярким и самобытным. Леонида Ивановича коллеги-художники и профессиональные критики называют «певцом земли русской». Звучность колорита и энергичный мазок передают красочное ликование природы, поля, залитые солнцем, глубину синего неба и состояние природы после прогремевшей грозы. Пейзажи Руднева выделяются среди работ его современников эмоциональным напряжением и внутренним динамизмом – «У истока Ангары» (1996 г.), «Гроза прошла» (2007 г.) и др. Особенно поэтично выглядят осенние пейзажи Руднева – «Осень в Марьино» (2014 г.), «Осенний мотив» (2006 г.), «Осенние овраги» (2012 г.), «Осенние сполохи» (2012 г.).

“Осенний натюрморт”, хм 90х97 (2010 г.)

Несмотря на то, что за многолетнюю карьеру художника было создано огромное количество картин, мы, пожалуй, не найдем среди них повторяющихся мотивов. Но при таком ярком различии во всех его полотнах звучит тема горячей любви к своей земле, к своей России: в них нашли своё отражение и необыкновенные краски нашей курской земли и душевные переживания самого художника.

Впервые зрители широко познакомились с творчеством Руднева на его отчётной художественной выставке, которая проводилась в 1966 году в Курской картинной галерее. В связи с этим событием хочется дословно произвести речь Виктора Ивановича Жилина, посвященную этой знаменательной для Руднева выставки: «Представьте себе, как в старые залы картинной галереи с привычной спокойной тональной академической живописи вдруг ворвалась живопись с яркими вихрями света и цвета. Засияли музейные стены пейзажами солнца, природа на полотнах засверкала каплями осеннего тумана, синие небеса наполнились стаями белых облаков, расцветились холсты радугами весенних и летних гроз. Выставка вызвала бурные споры и различные суждения, были здесь и яростные защитники творчества Л. И. Руднева, нашлись, естественно, и свои критики. Выставка была настолько яркой и необычной по своей колористической и художественной интерпретации природы, что не оставила равнодушными сердца зрителей художника. Нежной любовью к своей родине, надеждой на её будущее, восхищением красотой русской природы наполнены пейзажи Леонида Ивановича» [3; С. 7].

Зима, весна, лето и осень подвластны кисти мастера. Он впечатляюще пишет восходы и закаты, изморозь и туманы, полдни, звёзды, луну. А как хороши его живописные солнечные блики на воде! Живопись его красива и эмоциональна. Руднев не копирует природу, а создаёт свой мир, отвечающий его убеждениям. В каждой работе этого художника присутствуют особенный авторский колорит и приёмы письма.

В работе «У истока Ангары» (1996 г.) художник передал эпическое величие Байкала, выразив гармоническое совершенство природы. На переднем плане возвышается скала словно вечный страж, охраняющий озеро. Вода как драгоценный камень со множеством оттенков обрамлена золотым ожерельем осеннего леса, уходящего в распадки и по гребням скал. Вдали, у подножия полуострова чуть виднеется порт Байкал и отроги Байкальского хребта.

Работая над этим произведением, художник прекрасно решил все проблемы композиции, рисунка и колористической ценности. С предельной точностью художник выразил сложившийся в его воображении образ: и вот перед зрителями воплощение этого величественного чуда природы на картине.

Природа Курского края является родной средой, воспитавшей в художнике представление о красоте. Грандиозное величие природы вдохновенно передано в пластике и колористической гамме. Тонко разработано по тону сочетание цветов переднего и дальнего плана. В этом пейзаже мы видим не только величавую красоту определённого уголка нашей земли, но и символ земной красоты.

Работа «После грозы» (1976 г.) – это пейзаж-картина, передающая состояние природы после уходящей грозы. Художник собрал различные элементы пейзажа в целостный картинный образ, что является классическим примером сочинения композиции пейзажа, в котором художник синтезировал весь свой жизненный и творческий опыт.


“После грозы”, (1976 г.)

Картина построена на контрастах как цветовых, так и смысловых. Колорит работы напряженный, композиция довольно проста, но за счет грамотного распределения масс облаков в небе она наполняется внутренней динамикой, она полна движения. В левом верхнем углу проглядывает сквозь уходящую грозу светлое голубое небо, и, для того чтобы поддержать это контрастное цветовое пятно, художник специально помещает справа радугу, которая разбавляет собой темное пятно грозового неба [1; С. 36].

Силуэтом на темном фоне выступает деревня в нижней части холста, однако, несмотря на то, что она сама по себе довольно ярко выделяется, левая часть композиции уравновешивается за счет движения в правую сторону и общей динамики полотна.

Картина обладает мощной внутренней энергией: активные контрасты по тону и цвету, широта взгляда художника – все это отличает Руднева-пейзажиста не только в этом полотне, но и во многих других его работах.

Глядя на пейзажи Л. Руднева, мы понимаем, что это тот мастер, который умеет передать не только впечатляющее величие грозы, но и яркое пылающее солнце. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к таким его работам, как «Первое солнце» (1964 г.), «Дома, освещённые солнцем» (1970 г.), «Солнечный день» (1985 г.), «Свет осеннего солнца» (1997 г.), «Полдень» (2005 г.), «Жаркий день» (2007 г.). Краски пылают и в его осенних мотивах. Здесь преимущественно оранжево-золотистые и огненно-красные оттенки.

Еще одной отличительной особенностью полотен Руднева является активная живописная фактура, которая наполняет его пейзажи жизнью, дуновением ветра, свежестью. Одна из таких картин – «Майская пора в деревне» (2008 г.). Достаточно простая композиции, но чудесная в цвете картина выглядит драгоценной за счет яркого и пронзительного голубого неба и изумрудной зелени. Яркая синева разбавлена деревьями, занимающими практически все пространство холста: могучим исполином со свежей зеленью и тонкими белоснежными стволами берез. За счет полупрозрачной моделировки зелени в картине чувствуется воздух и весенняя свежесть. Впечатление подвижности в картине достигается за счет смещения деревьев влево от центра и направления линий оврагов на переднем плане. Ритмично расположенные стволы березок и дома на дальнем плане также способствуют развитию движения в данном полотне.


“Майская пора в деревне”, (2008 г.)

В летних пейзажах Леонида Ивановича: «Жаркий август» (1998 г.), «Конец лета» (2000 г.), «Августовский вечер» (2004 г.) – видим его непревзойдённое умение создавать иллюзию жаркого, напоённого густым ароматом, августовского воздуха. Здесь царствует торжество лета, здесь праздник цвета, поэзии и жизни.

Но есть в его творчестве и другие, социальные темы – с правдой светлого и тёмного, возвышенного и неизменного. Тут у Руднева и необъятные просторы русской равнины и изрытый колёсами тракторов курский чернозём. Вот они эти картины: «Деревня строится» (1963 г.), «Колхозный двор» (1969 г.), «Земля моя» (1974 г.) – в них раскрывается целая эпоха. Через пейзаж мы видим обращение к русскому человеку, его характеру, силе.

Отдельного внимания заслуживает картина «Деревня строится» (1963 г.). В её сюжете художник сумел найти живую и эмоциональную ноту. Изображена деревенская улица, по которой движется трактор, нагруженный брёвнами. Здесь, в одном из первых его произведений, художник передал лёгкость световоздушной среды зимнего дня, добился передачи тонкости живописной гармонии.


Эскиз к работе “Деревня строится”, 1963, 60х80. Работа находится в картинной гелерее им. А.А. Дейнеки.

“Деревня строится”, (1963 г.)

Композиция выстроена таким образом, чтобы практически втянуть зрителя в картину, приблизить к нему происходящее. Тут Руднев пользуется композиционным приемом, во многом схожим с «Боярыней Морозовой» В.И. Сурикова: линия бревен, подобно линии полозьев и следов на снегу у Сурикова, уводит взгляд зрителя вдаль. Однако здесь движение более резкое, активное. Для создания движения трактор с бревнами смещается художником вправо от центра, и это движение поддерживается линиями дороги.

Специально в этой картине вводится высокий горизонт, чтобы сконцентрировать наше внимание на происходящем. Нельзя не отметить, что Руднев здесь любуется цветом – яркие, горячие по цвету бревна, избы и дальний план контрастируют с холодным снегом. Мастер пленера создает на снегу изящные тени, которые также поддерживают общее направление движения и создают в картине ритм.

Интересно сравнить эту работу с эскизом, который также находится в картинной галерее им. А.А. Дейнеки (1963 г.). Колорит в нем менее напряженный, движение еще не найдено, но как раз за счет этого он и интересен – словно заглядываем мы в творческую лабораторию мастера, понимаем ход его мысли.

Мне посчастливилось побывать в мастерской художника, которая буквально заставлена и завешена холстами. Их количество поражает – какая трудоспособность! Щедрой души живописца хватает на то, чтобы передавать свой опыт студентам, молодым художникам. 15 лет своей жизни Леонид Иванович посвятил преподаванию на художественно-графическом факультете Курского государственного университета, что не мешало ему активно участвовать в общественной жизни и заниматься творчеством [2].

Достижения курской живописной школы напрямую связаны с творчеством Л.И. Руднева. Он продолжает творческую работу и сегодня, чем вдохновляет многих молодых живописцев Курска. Его работы наполнены светом и любовью, они отрадные и свежие. Леонид Иванович по праву может считаться одним из сильнейших и наиболее значительных современных курских живописцев.

Список литературы

  1. Пронина Т.Д. Анализ и интерпретация произведения искусства. Живопись: Учеб. пособие. — Курск: Региональный финансово-экономический инс-т., 2015. — 130 с.
  2. Пронина Т.Д. Использование регионального материала при формировании содержания основных профессиональных образовательных программ высшего образования // Известия регионального финансово-экономического института. Электронный научный журнал. 2015. № 3 (9). URL: http://science.rfei.ru/ru/2015/3/117.html.
  3. Руднев Л.И. Все краски России: живопись / авт.-сост. В.И. Жилин; вступ. ст.: В.В. Гвоздева, В.И. Ерофеева, В.И. Жилина, Л.А. Брынцева. — Курск: КГУ, 2006. – 60 с. с ил.