К вопросу взаимосвязи творческих способностей и познавательной деятельности в процессе обучения

№ 1 от 2016 года
Автор: Вытовтова Е. Л.
УДК 159.9:37.015.3
ФГБОУ ВПО «Юго-западный государственный университет»
vytovtova2010@mail.ru

Обучение – процесс познания, управляемый педагогом. В отечественном образовании структурно оформилась тенденция – ориентация педагогического процесса на личность ребенка и на системное изучение среды его развития. Развитие личности учащегося – ближайшая цель, которая должна достигаться на каждом возрастном этапе процесса обучения и воспитания.

Направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Это сложный и многогранный, специально организуемый процесс отражения в сознании учащегося реальной действительности [3]. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Обучение всегда происходит в общении между учителем и учеником и основывается на вербально-деятельностном подходе. Результат обучения зависит от отношения учащихся к учению, их стремления к познанию, осознанного и самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков, их активности [2].

Обратим внимание на методы обучения, активизирующие познавательный процесс. Активность учащихся в обучении – это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности. Активность проявляется в различных видах деятельности (внешняя и внутренняя). Внешняя (моторная) активность проявляется в деятельности учащегося: на лекциях конспектирует, на практических занятиях отвечает и решает, на лабораторных занятиях выполняет опыты. Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется наличием внешней активности и имеет такие признаки, как напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, сравнений, обобщения. Высший уровень активности – творческая активность – это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания [5, 6, 7]. Творческое начало в деятельности учителя и учащихся способно вскрыть внутренние резервы обучения. Слово «творчество» происходит от слова «творить», то есть «искать», «изобретать новое». Таким образом, творческая познавательная деятельность учащихся – это самостоятельный поиск и создание нового умения, навыка, продукта, опыта. Исследования способности к творчеству, креативности можно представить так: креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.

Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу). В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий [1, 2, 5]:

  1. Появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения.
  2. Зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи.
  3. Созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме.
  4. Логический «тупик», сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности.
  5. Озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание.
  6. Экспериментальная проверка идеи.

Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые, можно повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности учащегося.

Мы отмечаем, что творческие способности проявляются в успешности деятельности. Любой человек, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, – это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность.

Рассмотрим основные принципы диагностики творческих способностей [4, 5, 6, 7, 8]:

  1. Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как конвергентное мышление направлено на поиск из множества решений единственно верного.
  2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
  3. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Поэтому креативный мыслительный процесс является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
  4. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
    • индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
    • индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
    • индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
5. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как отсутствие ограничения по времени, минимизация мотивации достижения, отсутствие соревновательной мотивации и критики действий, отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество [1, 2. 5, 6].

Выделяют последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспериментальных ситуаций, тесты. Низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и не регулируются.

Следовательно, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

Список литературы

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К.: Наукова думка, 1989. – 200 с.
  2. Величковский В.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 336 с.
  3. Ворошилова О.Л. Реализация возрастного подхода в образовании младших школьников во второй половине ХХ века: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.11.17. – Курск, 2005. – 20 с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. – М: Просвещение,1991. – 321 с.
  5. Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989. – 126 с.
  6. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  7. Годфруа Ж. Психология: в 2 т. – М.: Мир, 1992 – Т. 1. – 496 с.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. – М.: Мир, 1992 – Т. 2. – 376 с.