Обзор российского рынка SaaS-технологий

№ 1 от 2016 года
Автор: Долженков С. В.
УДК 004.4
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
sergio46kursk@yandex.ru

Стандартная модель продажи программного обеспечения, когда лицензия на ПО (программное обеспечение) продается конечному пользователю, постепенно уходит в прошлое. Её место занимает SaaS-модель.
Термин SaaS происходит от английского software as a service –  программное обеспечение как услуга [3]. В России у этого термина есть и другое название – облачные технологии. Используются, в равной степени, оба.
Смысл этой модели заключается в том, что ПО установлено на оборудовании разработчика, а пользователю через интернет предоставляется к нему доступ [2, с. 45].
У такой модели есть множество преимуществ, но нас интересует самое главное. Все вычисления, связанные с работой ПО, выполняются на стороне разработчика. Поэтому пользователю необходимо только оборудование со стандартными техническими характеристиками (компьютер, ноутбук, планшет или телефон) и доступ в интернет. Это значительно упрощает работу с ПО и, что самое главное, в целом снижает затраты пользователя.
По этой причине облачные сервисы так быстро набирают популярность. И даже экономический кризис этому не мешает. Напротив, по данным аналитического агентства iKS-Consulting, основные игроки рынка облаков демонстрируют в 2014 году рост до 50%. Выручка некоторых компаний выросла почти на 200%! В целом же рынок облачных услуг вырос на 35% [1].
Таких результатов облачные компании достигли как раз благодаря кризису. Дело в том, что многие компании, снижая издержки, отказываются от собственной ИКТ-инфраструктуры и переводят многие задачи в облака. Тем более, что задач, которые можно выполнять в облаках, становится все больше и больше. Остановимся на этом и рассмотрим основные направление деятельности SaaS-компаний.
В таблице 1 представлены 25 крупнейших поставщиков SaaS в России, по данным аналитического агентства CNews Analitics, в 2015 [1].

Таблица 1. Рейтинг 25 крупнейших поставщиков SaaS

№ места Название компании Город Выручка от оказания услуг SaaS в 2014 г., тыс. руб. Выручка от оказания услуг SaaS в 2013 г., тыс. руб. Рост выручки 2014/2013, в %
1 СКБ Контур Екатеринбург 5 500 000 4 477 000 23%
2 Манго Телеком Москва 1 350 000 930 000 45%
3 B2B-Center Москва 1 155 842 1 056 611 9%
4 Softline Москва 993 993 764 610 30%
5 Барс Груп Казань 910 000 880 000 3%
6 Корус Консалтинг СНГ (Сфера) Санкт-Петербург 602 825 456 435 32%
7 Телфин Санкт-Петербург 317 900 270 400 18%
8 Cloud4Y Москва 282 240 126 000 124%
9 МойСклад Москва 265 000 150 000 77%
10 Ай-Теко (i-Oblako) Москва 231 839 224 200 3%
11 Мегаплан Москва 150 364 104 334 44%
12 ИТ-Град Санкт-Петербург 113 420 53 000 114%
13 amoCRM (Qsoft) Москва 85 000 29 000 193%
14 Инфосистемы Джет Москва 66 665 40 119 66%
15 InSales Москва 62 000 45 000 38%
16 Стек Софт Москва 38 000 34 000 12%
17 Крок Москва 22 425 81 316 -72%
18 Teachbase Москва 22 000 16 000 38%
19 РосБизнесСофт Москва 17 905 11 121 61%
20 Ланкей Москва 17 634 9 158 93%
21 Бизнес Проекты Москва 16 969 8 130 109%
22 BSTelecom (Бизнес Система Телехаус) Москва 15 600 12 000 30%
23 Офис24 Санкт-Петербург 15 000 20 000 -25%
24 ЦИТ Регион Москва 14 410 7 028 105%
25 Наумен Москва 12 500 6 000 108%

Анализ продуктов, которые предлагают эти компании, позволил составить сводную таблицу и выяснить, какие облачные системы наиболее широко представлены на российском рынке.

Направление продукта (кол-во предложений) Название компании (продукта)
Виртуальный хостинг (6) Cloud4Y
Ай-Теко (i-Oblako)
ИТ-Град
Инфосистемы Джет
BSTelecom (Бизнес Система Телехаус)
ЦИТ Регион
CRM (5) МойСклад
Мегаплан
amoCRM (Qsoft)
Стек Софт
РосБизнесСофт
Управление предприятием (3) СКБ Контур
Барс Груп
Softline
Бухгалтерский учет (3) СКБ Контур
Softline
Ай-Теко (i-Oblako)
Виртуальная ИТ-инфраструктура (3) Ай-Теко (i-Oblako)
Крок
Ланкей
Управление проектами (2) Мегаплан
Бизнес Проекты
Управление продажами (2) Мегаплан
Стек Софт
Виртуальная система коммуникаций (2) Манго Телеком
Телфин
Электронная торговля (2) B2B-Center
InSales
Виртуальный офис (1) Softline
Управление складом (1) МойСклад
Виртуальная корпоративная почта (1) Ай-Теко (i-Oblako)
Управление финансами (1) Мегаплан
Управление процессами (1) Стек Софт
Дистанционное обучение (1) Teachbase
Внутренние коммуникации (1) Офис24
Виртуальная служба поддержки (1) Наумен

Результат оказался вполне ожидаемым. Лидерами остались три главных направления:

  1. Виртуальный хостинг.
  2. CRM-системы.
  3. Различные системы для управления бизнесом.

Также отметим, что в списке появилось новое направление: виртуальная служба поддержки от компании Naumen.

Однако, по прогнозам аналитиков, рынок SaaS-решений в ближайшее время ждут значительные изменения. Дело в том, что рынок общих решений уже заполнен достаточным количеством предложений. Поэтому сейчас началось активное заполнение ранка нишевых SaaS-решений. Одним из примеров тому служит развивающееся решение для стоматологических клиник и стоматологов Dental Cloud. Неожиданно, но очень интересно. Лечить зубы удаленно Dental Cloud еще не позволяет, но вот значительно повысить качество обслуживания клиентов и упростить взаимодействие клиента и стоматолога сервис может.

Таким образом, сейчас мы наблюдаем как количественный, так и качественный рост рынка SaaS-технологий. К чему он приведет, увидим в ближайшие несколько лет.

Список литературы

  1. Информационно-аналитический портал [электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/.
  2. Романова Ю.Д. Современные информационно-коммуникационные технологии для успешного ведения бизнеса. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 279 с.
  3. Свободная энциклопедия Википедия, статья «SaaS» [электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/SaaS.