Обучение дошкольников грамотному письму (работа со словарными словами)

№ 3 от 2015 года
Автор: Дорофеева Т. В.
УДК 373.2
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
tgalcova@mail.ru

В настоящее время лингвисты в нашей стране бьют тревогу – количество безграмотных людей не только не уменьшается, но порой даже увеличивается. Главный аргумент людей, которые не понимают, зачем грамотно писать, – это то, что их и так все понимают. Однако следует осознавать, что, находясь постоянно в обществе, где безграмотность считается нормой, человек может, конечно, не заботится о том, как он пишет или говорит, но тогда круг его общения будет крайне ограничен.

В стремлении сделать хорошую карьеру многие желают получить образование в той или иной области, никак не связанной с русским языком. При этом люди часто забывают о том, что им все равно придется общаться в деловой среде, писать деловые письма, составлять отчеты, просто оставлять записки на работе. В этом случае ошибки в этих текстах могут отрицательно сказаться на положении, особенно если человек занимает какую-то высокую должность.

Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция, когда многие серьезные компании устраивают тесты по русскому языку уже при приеме на работу, чтобы исключить неграмотность в организации. И иногда могут отказать даже очень хорошему специалисту, если он не в силах связать двух слов или не знает, как писать без ошибок. Что же мы подразумеваем под словом «грамотность»?

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания [2]. Людей, умеющих только читать,  называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

На протяжении длительного времени существует много споров о том, является ли грамотность врожденной способностью или ее можно приобрести путем многократных тренировок и повторений. Очень часто восхищение вызывает человек, способный писать без ошибок легко, быстро и красиво, не задумываясь над правописанием. Но действительно ли природа способна подарить такой дар избранным?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим такое понятие, как «чувство языка». «Чувство языка – феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций» [3]. Как видим, при помощи чувства языка человек способен оценивать правильность написания слова на интуитивном уровне, видеть так называемые «опасные места» в слове, неосознанно обнаруживать допущенную орфографическую ошибку.

Но в целом, мы склонны считать, что грамотность – это приобретенный навык, который формируется на протяжении нескольких лет. Человек не может родиться со знанием правил орфографии — такого не бывает. Иначе бы он также с рождения знал, например, правила дорожного движения или азбуку Морзе. Все наши способности зависят от того, как сложится дело с их обнаружением в раннем возрасте. Смогут ли правильно их использовать родители? И чем раньше начнется эта работа, тем качественнее будет результат.

Умение писать, соблюдая при этом грамотность и красивый почерк, – непростая задача для любого ребенка. Но если не упустить нужный момент и вовремя начать заниматься, то проблемы в будущем исчезнут сами собой.
 
Поэтому работу над грамотностью надо начинать одновременно с обучением ребенка письму, чтобы уже на этом, начальном, этапе в памяти закреплялось орфографически верное написание слова. При этом мы опираемся на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 5-6-летнего возраста к языку. В старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью [1].

Известный психолог Л.С. Выготский также утверждал, что для освоения грамоты наиболее эффективным является возраст четырех – шести лет, поскольку именно в этот период дошкольники наиболее восприимчивы к речи [4].

На наш взгляд, работу по орфографии с дошкольниками следует начинать с запоминания написания словарных слов, то есть тех слов, правописание которых не регламентировано никакими правилами русского языка, поскольку маленький ребенок еще не в состоянии заучить большое количество правил и применять их на практике. Кроме того, следует помнить, что все упражнения должны проводиться в игровой, занимательной форме с использованием наглядных пособий, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения ребенка в этом возрасте.

Опишем возможную методику работы со словарными словами. Для начала необходимо отобрать слова, с которыми будем работать. Из всего перечня существующих словарных слов мы сделали подборку из 18 словарных слов, по нашему мнению, наиболее легких для восприятия шестилетнего ребенка-дошкольника.
Приведем эти слова: болото, горох, дорога, корабль, корзина, корова, молоко, воробей, ворона, ворота, кровать, лестница, огород, огурец, петух, собака, солнце, фонарь. Эти слова мы разделили на 3 микрогруппы, по шесть слов в каждой.

Выбор именно этих слов обусловлен тем, что лексическое значение каждого из них легко можно изобразить в виде картинки, которая будет понятна ребенку. Кроме того, написание этих слов сильно отличается от их произношения, а значит, тут легко ошибиться. Итак, работаем с заранее подготовленными картинками, изображающими понятия, обозначенные предложенными словами.

Для закрепления правописания слова необходимо, чтобы на картинке была изображено не только определенное понятие, но и выделена буква, в написании которой легко ошибиться, «опасное место» в слове.

Возьмем слово «болото». Какая картинка может соответствовать ему? Конечно, изображение небольшого болотца. А каким образом мы можем изобразить «опасное место» в слове? Например, буква «О» может тонуть в болоте.

Предполагаем, что перед нами шестилетний дошкольник, который уже владеет начальными навыками письма и чтения, то есть знает звуки, умеет складывать слоги и писать печатные буквы.

Педагог (показывает карточку с изображением): Давай посмотрим на картинку, что здесь нарисовано?

Ребенок: Болото.

Если ребенок не называет изображенный предмет, то педагог должен помочь ему при помощи наводящих вопросов.

Педагог: Посмотри, а какая буква здесь нарисована? Что с ней происходит?

Ребенок: Она тонет в болоте (упала в болото).

Педагог: Как ты думаешь, почему здесь нарисована именно эта буква?

Если ребенок не может ответить на данный вопрос, то отвечает педагог: Потому что в этом слове мы пишем букву «О».

Педагог: Давай с тобой вместе произнесем это слово так, как оно должно быть написано: бо-ло-то (произносят вместе по
слогам). А теперь повтори сам (ребенок повторяет).

Педагог: Давай теперь напишем это слово. Бери карандаш. И пишем: бо-ло-то (ребенок пишет под диктовку и произносит слово по слогам). Теперь давай прочитаем еще раз, что у нас получилось (читают): бо-ло-то. Так какую букву мы будем писать в слове «болото»? (показывает картинку). Правильно! Букву «О».

Таким образом происходит работа с каждым словом. На каждом занятии мы предлагаем работать с тремя словами. После изучения написания шести слов мы проводим закрепительное упражнение: педагог показывает ребенку картинку, а ребенок должен написать слово, при этом проговаривая его по слогам.

После изучения написания всех 18 слов проводится контрольное занятие: ребенку выборочно показываются карточки с изображениями, а он должен самостоятельно написать эти слова.

Чтобы достигнуть стабильного и положительного результата, необходимо сделать занятия систематическими и интересными. Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные, потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Список литературы

  1. Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду». – М.:
изд-во «Педагогика», 1978. – С. 3.
  2. Зачем нужно грамотно писать // Филолог. Сайт учителя русского языка и литературы Скороходовой Елены Николаевны: [электронный ресурс]. URL: http://elenaskor.rusedu.net/post/2634/21059.
  3. Московский психологический журнал: [электронный ресурс]. URL: http://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=1085000.
  4. Обучение грамоте дошкольников: [электронный ресурс]. URL: https://www.aristotel-arbat.ru/programmy/stypenku-k-shkole/obuchenie-gramote/.