Характеристика и особенности холдинговых структур: причины и цели их появления в России и за рубежом

№ 2 от 2015 года
Автор: Праведникова Е. Ю.
УДК 346.245 + 334.758.2
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
jansi@mail.ru

На современном этапе развития холдинговые компании играют весомую роль в экономике региона, соответственно, ключевым фактором является организация их деятельности без противоречий с региональной экономикой. Образование региональных холдингов способствует усилению экономической независимости регионов, что ведет к позиционированию регионов как независимых экономических систем, а также укреплению общенационального воспроизводственного комплекса. Организационные формы ведения бизнеса в лице региональных холдингов способствуют обеспечению более высокого уровня эффективности, сбалансированности и инновационности.

Модель региональной холдинговой структуры правомерно интерпретировать следующим образом. Региональная холдинговая структура представляет собой экономическую систему, которая содержит материнскую компанию с контрольными пакетами акций дочерних структур, кроме того в нее входят дочерние предприятия с внучатыми подразделениями, которые действуют как самостоятельные структуры.

В связи с этим, основной задачей, которая должна быть реализована при адаптации предприятий к условиям рынка и проведения их реструктуризации, является создание структуры, формирующей достаточную гибкость в условиях стремительно меняющейся внешней среды, и сохранение эффекта масштаба, свойственного крупным предприятиям и дающего им существенные конкурентные преимущества. Наиболее действенно вышеуказанная задача реализуется путем организации структур холдингового типа, основное общество которых, отвечающее за сплоченность действий входящих в холдинг структур, дает возможность обеспечивать исполнение эффекта масштаба. Входящие же в него дочерние общества используют преимущества, основанные на оперативном принятии решений, а также гибкости при продвижении и производстве товаров на рынке.

Оперативность, касающаяся принятия решений в децентрализованных структурах, достигается за счет снижения количества решений, реализуемых каждым уровнем управления компании, увеличения их качества по причине сокращения времени на их обработку и ответственности работников за их принятие, более грамотного распределения ответственности и полномочий.

Английский термин «holding» в переводе означает «удерживание», т.е. в российской интерпретации это «держательная» компания, которая владеет контрольными пакетами акций других компаний. Другими словами, она держит эти пакеты. Поскольку «держательная» не самый приемлемый вариант, лучше будет заимствованное слово «холдинг». При этом многие не догадываются, что, например, в Великобритании и в России за этим термином скрываются разные понятия.

В британском законодательстве термин «холдинг» трактуется как компания, контролирующая деятельность дочерних компаний путем:

во-первых, назначения большинства членов совета директоров дочерних компаний;

во-вторых, большинства голосов в дочерних компаниях;

в-третьих, наличия договора с дочерними компаниями, с помощью которого компания обладает немалым количеством голосов на собраниях акционеров даже при отсутствии контрольного пакета.

Таким образом, в Великобритании термин «холдинг” означает головную компанию, которая контролирует деятельность других организаций путем владения контрольными пакетами акций или на основании иных условий, закрепленных в соответствующем договоре между ними.

В соответствии с английским законодательством холдинг – это головная компания, в российской же практике холдинг – это совокупность предприятий, в которой головная компания держит под контролем деятельность дочерних структур.

Придерживаясь российской трактовки и, соответственно, понимая под холдингом совокупность предприятий, отметим, что стандартные определения холдинга отражают его финансово-юридическую сущность.

Таким образом, термин «холдинг» следует рассматривать как систему коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», а также владеет контрольными пакетами акций или паями дочерних компаний и самими дочерними компаниями.

Компетенции управляющей компании включают формирование и реализацию не только управленческих, но и производственных функций.

Хозяйственное общество является дочерним в том случае, если его действия определяются иным хозяйственным обществом или товариществом. Помимо этого могут иметь место следующие варианты: преобладающее участие в уставном капитале, условия заключенного договора и пр.
Затрагивая экономическую сущность, следует указать на то, что суть холдинга заключается в синергетическом эффекте. Т.е. совокупность интегрированных компаний во главе с материнской достигает более значимых финансово-экономических показателей, чем объединение отдельно функционирующих компаний. Действие синергетического эффекта становится возможным в том случае, если компании сформированы и взаимодействуют определенным образом, т.е. вклад каждой конкретной компании направлен на достижение совместного результата холдинга.

В данном случае, упоминая о холдингах, мы имеем в виду любую организационную структуру конгломератного типа.

Организация может быть отнесена к структуре холдингового типа при наличии определенных признаков:

во-первых, наличие у материнской компании такого конгломерата формальных оснований считать себя «вышестоящей»;

во-вторых, присутствие процесса создания многопрофильной структуры, части которой самостоятельны в силу территориальной отдаленности работы в различных сферах деятельности, юридически организованной обособленности;

в-третьих, наличие у руководства головной компании намерений образовать единство группы в будущем.

Создание холдинговых компаний, как правило, преследует конкретные цели: завоевание новых рыночных секторов, снижение издержек.

Вышеуказанные факторы ведут к повышению стоимости компании, ее капитализации. Таким образом, для достижения этой цели необходима эффективная работа не только управляющей компании, но и всей системы. Отметим, что увеличение стоимости акций холдинга возможно только при эффективной работе всех составляющих системы: управляющей компании и дочерних предприятий.

В последнее время в корпоративном мире наблюдается волна объединений, слияний и поглощений. По всему миру происходит создание холдинговых компаний под воздействием совместных для всех стран процессов интеграции.

В России в настоящее время имеет место следующая тенденция: значительное количество компаний организовывают свою деятельность по принципу холдинговых, при этом не имея необходимого юридического статуса. Кроме того, количество таких компаний стремительно увеличивается.

Формирование холдинговых структур на основе имеющихся предприятий преследует следующие цели:

  • создание структуры, ориентированной на потребителя;
  • повышение эффективности управления;
  • рост мотивации труда, прежде всего высшего управленческого персонала;
  • укрепление финансового положения за счет диверсификации производства.

Все вышесказанное позволяет сформулировать следующие выводы: задачей любой холдинговой системы является повышение экономической эффективности организации с целью получения максимальной прибыли и применение ее для получения еще большей прибыли.

Список литературы

  1. Абрамов О.В., Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Промышленный холдинг: формирование и устойчивое функционирование. СПб., 2004.
  2. Авдашев С.Б., Голикова В.В. и др. Интеграционные процессы, корпоративное управление и менеджмент в российских компаниях. М., 2006.
  3. Винницкиий Д.В. Корпоративные объединения со сложной структурой: Понятие и особенности налогообложения // Финансовое право. 2004, N 2.
  4. Иванюк А. В. Правовые проблемы создания холдинга (на примере железнодорожного транспорта): диссертация канд. юрид. наук. М., 2005.
  5. Кравченко Е. Н. Такие разные холдинги // Учет. Налоги. Право. 2000, N 17.
  6. Кузнецов П., Муравьев А. Государственные холдинги как механизм управления предприятиями государственного сектора // Вопросы экономики, 2000, N 9.
  7. Лаптев В.А. Холдинг как субъект предпринимательского права // Юридический мир, 2002, N 4.
  8. Осипенко О.В. Российские холдинги. Экспертные проблемы формирования и обеспечения развития. М., 2008.
  9. Портной К. Правовое положение холдингов в России: науч.-практ. пособие. М., 2004.