Роль эмоционального интеллекта в процессе развития способностей

№ 2 от 2015 года
Автор: Дорофеева Т. В.
УДК 37.0
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
tgalcova@mail.ru

Сейчас психологи много спорят о врожденности способностей, пытаясь доказать, что если человек от природы не способен к чему-то, то совершенно бесполезно пытаться развить в нем это. Однако данная теория вызывает большие сомнения. Возьмем, к примеру, абсолютный слух. Ни Чайковский, ни Вагнер абсолютным слухом не обладали. У того же Вагнера была плохая, как он сам говорил, музыкальная память. «Пассажей из собственных опер не мог вспомнить и воспроизвести» [1]. Зато абсолютный слух есть у каждого вьетнамца, где в языке играет важную роль звуковысотное различение. Если у вьетнамского ребенка не развивают с самого раннего возраста умение различать звук по высоте, то он просто не поймет своего родного языка. Но не все вьетнамцы выдающиеся музыканты. Таким образом, можно предположить, что от природы неспособных людей нет. От рождения человек обладает набором тех или иных задатков, которые по прошествии времени могут либо развиться и перерасти в устойчивую способность к чем-то либо заглохнуть и остаться в зачаточном виде на протяжении всей жизни. Нельзя говорить о том, что человек не способен к чему-либо, путем специальных тренингов можно научить любого и развить в нем способности в любой области.

Однако не стоит путать способности и талант. Например, научить человека проводить определенные линии и смешивать краски – по силам любому хорошему педагогу, но никакой педагог не сделает из вас Айвазовского или Рембрандта, если у вас нет таланта к рисованию. То же самое происходит, например, в литературе. Каждого можно научить подбирать рифму или рассчитывать размер стихотворения, однако, это не значит, что из каждого получится Есенин или Пушкин.

Для того чтобы развить те или иные способности, необходимо не просто вооружить обучаемого набором каких-то знаний, но и создать определенную среду, внутри которой будут развиваться его способности. Когда мы передаем студенту знания, то вооружаем его определенным порядком (набором) составляющих, а также алгоритмом выполнения действий (что нужно сделать с этим набором составляющих, чтобы достигнуть определенной цели). Таким образом, овладение знаниями приводит к тому, что они реализуются в некой форме. Одно знание (один набор порядков и алгоритмов действий) реализуется в одной форме, а следовательно, овладение однотипными знаниями приводит к размножению однотипных форм на себе подобных. Подобное размножение постепенно приведет к переизбытку однотипных форм, а значит, замиранию всего развития на одной отметке (нулевой). Поэтому для развития необходимо не размножение однотипных форм, а рождение новых. Для рождения нового знания необходимо создать определенную среду. Когда мы помещаем знания в эту среду, то это приводит к рождению нового знания, а значит, к появлению новой формы более высокого качества. Эта новая форма (или новые знания), будучи помещенной вновь в определенную среду, приводит к рождению новых знаний с еще более высоким качеством. Получается, что новые формы постепенно стремятся к идеалу, к идеальной форме. Среду, в которую помещаются знания, назовем эмоциональным интеллектом, или интеллектуальной составляющей. По-другому ее можно определить как перечень действий необходимых для достижения идеала.

Рассмотрим пример. Предположим, что нам необходимо создать какой-то текст. Мы имеем набор слов, букв, знаков препинания. Это будет содержание. Форма – это определенный отрывок, имеющий смысловую завершенность, как бы фотография текста. Цель, которая движет нами, – это стремление создать текст идеальной формы. Что может подтолкнуть к реализации данной цели? Прежде всего, необходимость, связанная с потребностями профессиональной деятельности, удовлетворение потребностей, связанных с недостатком необходимой информации. Человек способен создать идеал только в том случае, если у него возникает в этом потребность. Например, человек склонен, прежде всего, удовлетворять свои физиологические потребности: стало нашим предкам холодно находиться на морозе — вот они и придумали, что можно укрываться шкурами убитых животных. Возникновение потребности (внутренний дискомфорт и неудовлетворенность – здесь у нас работают эмоции) ведет к тому, что человек рождает новое знание (новое решение) и применяет его в своей конкретной ситуации.

Итак, чтобы достичь поставленной цеди, необходимо сделать ряд преобразований:

  • взять содержание и прибавить к нему алгоритм действий для того, чтобы придать содержанию определенную форму, но еще неидеальную;
  • итог данного преобразования (неидеальную форму) поместить в необходимую среду, то есть прибавить интеллектуальную составляющую, и получить идеальную форму.

Таким образом, интеллектуальная составляющая (эмоциональный интеллект) – это определенные действия над созиданием идеала.

Теперь немного конкретики. Предположим, есть набор слов (он, домой, в, шесть, пришел, часов) и алгоритм действий для построения предложения:

  1. Найдем подлежащее – оно должно быть выражено существительным в именительном падеже или местоимением (чаще всего). В данном случае подлежащее будет он.
  2. Найдем сказуемое – оно чаще всего выражено глаголом (в нашем случае – пришел).
  3. Поставим подлежащее перед сказуемым. Получаем – он пришел.
  4. Найдем обстоятельство места (куда? – домой).
  5. Поставим обстоятельство места после сказуемого (Он пришел домой ...).
  6. Найдем обстоятельство времени (когда? – в шесть часов).
  7. Поставим обстоятельство времени после обстоятельства места (Он пришел домой в шесть часов).

В итоге перед нами простое предложение (форма). Обладая только данными знаниями (имея данный набор слов и перечень действий), мы можем построить предложения только определенного типа, а значит, только одной формы (простое предложение с прямым порядком слов).

Однако, помещая данные знания в определенную среду (прибавляя к ним интеллектуальную составляющую), мы получаем новые знания, которые реализуются в новой форме более высокого качества. В данном случае необходимо создать условия (определить перечень действий), которые приведут к тому, что предложение будет не просто передавать определенный смысл, но и станет, например, более эмоциональным.

Выведем несколько определений.

Знания – это программа, обеспечивающая появление однотипных форм (порядков).

Эмоциональный интеллект – среда, способствующая рождению новых знаний, ведущих к порождению новых порядков, то есть обеспечивающая рождение новых знаний.

Форма – это совокупность порядка и алгоритма действий в определенной ситуации.

Идеал – это совокупность формы и интеллектуальной составляющей.

Если рассматривать данный процесс применительно к преподавательской деятельности, то задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для рождения потребности, то есть ввести студента в такое эмоциональное состояние, из-за которого у него возникнет внутренний дискомфорт, и он будет вынужден создавать новые знания, находить новые идеальные решения.

Список литературы

  1. Пруцкова Л.А. Диагностика интеллекта и способностей: [электронный ресурс]. URL: /http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3736/Itemid,88/.