Организация исследовательской работы студентов вуза

№ 1 от 2015 года
Автор: Коковин А. Ф.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
rokamp@yandex.ru

В последнее время в сфере образования наблюдаются заметные изменения. Возникают и развиваются новые учебные заведения, программы и методы. В современных условиях перед высшей школой стоит задача подготовки специалистов, которые могут постоянно увеличивать и систематизировать объем своих знаний, работать над повышением профессионального уровня, занимать активную социальную позицию. Для этих целей в учебных заведениях принимается ряд мер, направленный на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности студентов. Отдельно стоит акцентировать внимание на развитии теоретических способностей с использованием активных форм обучения, самостоятельности и творческой активности, ответственному подходу к овладению знаниями. Немаловажным условием существования специалиста в современных условиях является применение метода научного познания мира, формирования исследовательского стиля мышления. Если мы хотим, чтобы деятельность студентов стала исследовательской, то надо решить ряд проблем, связанных с формированием творческого импульса в сознании студента, передать ученику принципы, методы, формы и способы научного исследования, подтолкнуть студента к самореализации через решение задач научного характера. Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, повышающая у студентов интерес к учебе, приобщающая их к самостоятельной творческой деятельности. Исследовательская работа студентов является одним из самых важных средств повышения качества подготовки специалистов, способных творчески решать задачи современной науки и предвидеть перспективы их развития. Данные качества возможно приобрести только при органичном соединении обучения с исследовательской деятельностью. Научная работа студентов должна являться составляющей учебно-воспитательного процесса. Основными задачами исследовательской работы являются: оказание помощи в овладении профессией, развитие творческого мышления и инициативности при решении практических задач, развитие склонности к исследовательской деятельности, стремления к нахождению нестандартных решений, овладение методами научного познания, формирование исследовательских навыков, освоение методик и средств решения научных и практических задач и приобретение навыков работы в коллективе, получение навыка работы с научной литературой, популяризация научных знаний.

Как правило, студенческая научная работа тесно связана научными исследованиями профессорско-преподавательского состава вуза и является важным показателем работы кафедр. Она может включать в себя экспериментальные работы, теоретические работы, написание рефератов, изучение истории специальности и работ основоположников научных направлений. На современном этапе научно-исследовательская работа студентов содержит в себя два взаимосвязанных элемента. Это обучение студентов элементам научно-исследовательского труда и собственно научные исследования, осуществляемые студентами под руководством профессорско-преподавательского состава кафедр. Опираясь на это самостоятельную исследовательскую работу, студентов можно разделить на два вида: учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую.

Учебно-исследовательская работа проводится студентом в установленное расписанием время и под руководством педагога. Первостепенной задачей является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы. В процессе достижения учебных целей будущие специалисты учатся самостоятельно проводить эксперименты и применять свои знания при решении конкретных задач. Специфика учебно-исследовательской работы состоит в том, что студент выступает в роли субъекта познавательного процесса. Ведёт наблюдения, экспериментирует, осуществляет поиск в научной литературе.

От данных исследований не следует ожидать принципиально новых научных результатов. В процессе учебно-исследовательской работы обучающийся заново открывает уже известные науке факты. Финалом данной работы является составление отчёта и изложение результатов исследовательской деятельности.

Несколько иные функции несет научно-исследовательская работа студентов. В самом термине заложен другой уровень исследований, от которых ожидается большая значимость получаемых результатов: новизна теоретических выводов или новизна предложений по практическому использованию. Большая часть НИР в вузах сводится к овладению специальными знаниями и исследовательскими приёмами. Основными формами научно-исследовательской работы являются: работа в студенческих кружках, участие в исследованиях кафедр, исследовательская работа, проводимая по индивидуальному плану, участие в научных конференциях, выступления с докладами по материалам собственных исследований.

Очень важной формой НИР является индивидуальная работа студента под руководством преподавателя. Максимальный эффект от такой работы достигается на старших курсах, но начинать индивидуальную работу со студентами необходимо уже на младших курсах. Результатами студенческих исследований могут стать доклады, лучшие из которых имеют все шансы быть опубликованными в вузовских сборниках статей. Как правило, эти работы создаются в соавторстве с научным руководителем.

Тема исследования, проводимого студентом, может быть положена в основу его курсовой или дипломной работы. В свою очередь, дипломная работа при защите её на заседаниях ГЭК нередко оценивается как самостоятельное научное исследование. Таким образом, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служат формированию высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать стоящие перед ним задачи.

Список литературы

  1. Владимиров А.И. О научной деятельности вуза. – М.: ООО «Издательский дом Недра», 2011
  2. Волчанский М.Е., Петров А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / ВолГМУ – Волгоград, 2004.
  3. Кругов В.И. и др. Основы научных исследований. – М.: Высшая школа, 1989.
  4. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  5. Рыжов В.Н. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Курс лекций для студентов педагогических училищ и колледжей. – Саратов, 2009.