Парадигма управления учреждениями социально-культурной сферы в новых условиях хозяйствования

№ 1 от 2015 года
Автор: Гафиуллина Л. Ф.
УДК 338.242.2
Казанский государственный университет культуры и искусств

Российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиции. Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Без внедрения новых моделей управления системой образования нельзя обеспечить приток в нее дополнительных внебюджетных средств. Главным условием инвестирования общества в образование должно стать повышение его кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования и внедрение инновационных моделей управления.

Важнейшей миссией Казанского государственного университета культуры и искусств как крупного образовательного и научного центра Республики Татарстан, Среднего Поволжья и Российской Федерации является формирование профессиональной элиты в сфере культуры, искусства, информационных технологий, молодежной политики, сервиса и туризма, способной к активной образовательной, научной, творческой и иной результативной деятельности на уровне современных мировых стандартов в условиях полиэтничного и поликонфессионального общества.

Основой этого процесса является укрепление кадрового потенциала учреждений культуры, искусства, информатизации, по работе с молодежью, туризма и сервиса Республики Татарстан, Среднего Поволжья – ключевого ресурса модернизации гуманитарной и социокультурной жизни общества, имеющего все шансы к существенному повышению качества их деятельности и результатов. Осуществить это в современных условиях возможно лишь на основе концентрации научных, творческих, учебно-методических и материально-технических ресурсов в области непрерывного гуманитарного, социокультурного образования в сфере культуры, видов искусства.

Исходя из миссии концепция развития Казанского государственного университета культуры и искусств ставит следующие цели модернизации образования в университете:

  1. Повышение качества образования в соответствии с аккредитационными показателями университетского статуса.
  2. Обеспечение сохранения лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства, процесса интеграции в европейское и мировое образовательное пространство. Завершение перехода на многоуровневую систему профессионального образования с дальнейшим укреплением связи образования, науки и практической деятельности в учреждениях культуры, искусства, информатизации, по работе с молодежью, сервиса и туризма.
  3. Расширение научной и научно-исследовательской деятельности, формирование научно-издательской инфраструктуры, открытие новых направлений аспирантуры, докторантуры и советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.
  4. Дальнейшее развитие творческой деятельности, научного осмысления духовной жизни, природы и функций культуры и искусства, сохранение и обогащение потребностей человека в народном художественном творчестве и видах профессионального искусства, внесение эстетических основ в повседневную жизнедеятельность, организация работы с одаренной молодежью.
  5. Развитие непрерывного образования в рамках кластера за счет сложившейся современной системы профессионального образования в сфере культуры и искусства (школа-училище-вуз), других форм образовательной деятельности и создания условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи.
  6. Совершенствование взаимодействия в рамках университетского образовательного округа.
  7. Дальнейшее повышение эффективности воспитательной политики.
  8. Расширение сферы государственно-частного и социального партнерства.
  9. Укрепление положительного имиджа и конкурентоспособности университета, проведение антикоррупционной политики.

Университет в своей деятельности ориентируется на коллегиальность, инновационность и предприимчивость. Основываясь на гуманистическом мировоззрении, поддерживает духовный климат, благоприятствующий нравственной, личностной самореализации студентов, аспирантов и преподавателей, свободному и демократичному общению, создает условия для всестороннего развития личности, обеспечивает приверженность спорту и здоровому гармоничному образу жизни. Университет – носитель и хранитель академического, научного и культурного наследия мирового сообщества развивает и продвигает мировые, общеевропейские, российские, татарстанские принципы и ценности в сочетании с поликультурным многообразием.

Как мы видим в ходе научного исследования, население, государство продолжает активно влиять на функционирование хозяйствующего субъекта, прежде всего, за счет формирования определенной институциональной среды.

Проведенный анализ объекта исследования показал, что полноценная реализация функций организации социально-культурной сферы (КазГУКИ) требует комплексного решения ее проблем посредством формирования эффективного организационно-экономического механизма как на уровне государства, так и самой организации социально-культурной сферы. На уровне государства – в виде улучшения экономической среды деятельности организации; на уровне организации – за счет совершенствования механизма управления.

Нами выявлено, что нормальное функционирование в условиях рыночных отношений организации социально-культурной сферы в значительной степени связаны с адекватно сформированными подходами к управлению организацией. До того, как совершенствовать механизм управления, управленец должен четко представлять основу управления, которая определяется сформулированной стратегией и имеет в качестве основного регулятора деятельности соотношение потребительского спроса на социально-культурные услуги и их предложение. В условиях рынка функционирование организации должно быть ориентировано не на распределение услуг, а, прежде всего, на высокую результативность деятельности организации и на этой основе – широкую доступность услуг и, в конечном счете, – удовлетворение потребностей в услугах.

Приведенные условия ясно показывают необходимость наличия двух потоков средств: из бюджетных и внебюджетных источников. Поступление бюджетных средств в систему образования возможно на основе принципа нормативного обеспечения финансовыми ресурсами. Для внебюджетных источников специального принципа законодательство не установило.

Для высшего и послевузовского профессионального образования были установлены некоторые особенности в части их финансового обеспечения. Существенное дополнение носили источники финансирования в виде личного государственного образовательного кредита, предоставляемого студентам для дополнения бюджетного финансирования.

Важным условием финансирования высшего и послевузовского профессионального образования было, по существу, обязательство государства обеспечивать его финансовыми ресурсами.

В Законе «Об образовании» были сформулированы общие требования государства к финансовому обеспечению системы образования, которые могут быть интерпретированы как условия государственного ресурсного обеспечения системы образования и представлены в виде соответствующих параметров при его моделировании.

Образовательное учреждение несет определенную самостоятельность в распоряжении финансовыми ресурсами. Оно по своему усмотрению, в соответствии с уставом, использует финансовые и материальные средства, закрепленные за ним учредителем или являющиеся его собственностью. Эти средства изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Не использованные в текущем году средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования следующего года, т.е. должны оставаться у образовательного учреждения и использоваться им в последующие периоды времени. Также образовательное учреждение вправе принимать участие в уставных фондах товариществ, акционерных обществ и др. предприятий, но только доходами от предпринимательской деятельности и приобретенными на эти доходы объектами собственности. Образовательное учреждение в праве с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением доходов. В этом случае собственник получает право на часть дохода в размере, определенном договором.

С переходом образовательных учреждений в автономный режим хозяйствования появляется возможность обладать большей оперативной гибкостью, самостоятельностью привлечения и использования финансовых средств, возможностью привлечения соинвесторов.

Реструктуризация бюджетного сектора через реализацию таких организационно-правовых форм, как автономные учреждения, автономные некоммерческие организации, корпоративные университеты, университетские комплексы и т.д., направлена на повышение эффективности использования государственного имущества, оптимизацию сети образовательных учреждений для обеспечения предоставления доступных и качественных образовательных услуг. Эффективной реализации данных мер будет способствовать корпоративное управление, так как автономное учреждение – это не только публичная корпорация. Главной особенностью является также и то, что его деятельность строится как деятельность корпорации некоммерческого типа. С этих позиций ориентация на получение прибыли должна учитывать публичные интересы, интересы лиц, участвующих в создании и оказании услуг, имеющих социальный эффект, а также интересы потребителей данных услуг.

Действующим законодательством допускается коммерческая предпринимательская деятельность автономных учреждений, которая должна быть направлена на более эффективное использование ресурсов, но при этом не может завышаться стоимость оказываемых образовательных услуг, нарушаться баланс интересов инвесторов и потребителей.

В этих целях представляется целесообразной постановка вопроса о распространении принципов корпоративного управления в сфере образования, позволяющая рационально использовать и повышать эффективность имущественного комплекса, где тесно переплетаются интересы государства, частных инвесторов и общества. Актуальными будут вопросы надзора за эффективным использованием финансовых средств. Государство становится одним из крупных инвесторов в сфере образования. Предполагается формирование значительной группы институциональных и других инвесторов, соединение не только возможной противоположности интересов собственник – управляющий, но и группы интересов на частных уровнях и общих. Суть корпоративного управления заключается в том, чтобы предоставить владельцам корпорации (в данном случае государство является владельцем) право осуществлять контроль за распоряжением их собственностью. Отношения собственности опосредуют и определяют характер производства, распределения, обмена и потребления. С точки зрения каждого из указанных процессов, в рамках смешанной корпорации такого рода контроль будет конкретизирован согласно интересам собственников и выражаться в закрепленных формализованных нормах поведения или деятельности управляющего на каждом соответствующем уровне как управления, так и на уровне особенностей непосредственного управления.

Список литературы

  1. Гафиуллина Л.Ф. Анализ возможных направлений развития деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств при переходе в автономный режим хозяйствования //В мире научных открытий. – 2010. – №4 (10). – Часть 1. – С.103-112.
  2. Гафиуллина Л.Ф. Инновационные методы управления системой образования как экономической системой// Инновационное развитие агропромышленного комплекса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Том 77. Часть 1. – Казань: Изд-во Казанского ГАУ, 2010.
  3. Гафиуллина Л.Ф. Совершенствование управленческой деятельности в учреждениях социально-культурной сферы// Актуальные проблемы экономики, социологии и права: Сборник научных статей. – Бугульма: НО «ФЭН-НАУКА», 2011.
  4. Гафиуллина Л.Ф. Принципы управления региональной системой образования// Известия Регионального финансово-экономического института. –2013. – №1.
  5. Гафиуллина Л.Ф. Совершенствование организационно-экономического механизма управления системой образования// Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Волгоград, 2014.
  6. Концепция развития Казанского государственного университета культуры и искусств до 2015 года. http://www.kazguki.ru/kcontent/about/innovation_deat/.