Особенности функционирования литературных прецедентов в социальных сетях (на примере поэтических сообществ социальной сети «ВКонтакте»)

№ 1 от 2015 года
Автор: Сафонова Т. В.
УДК 82-1+316.35+621.397
Курский государственный университет
dotsent80@yandex.ru

Литературные прецеденты являются одним из самых популярных источников цитирования, встречающихся в дискурсе современных СМИ и рекламе. В печатном издании выбор литературного прецедента зависит от множества факторов, среди которых наиболее значимыми оказываются цель материала, информационная политика издания и читательский опыт потенциальной аудитории, которая декодирует предлагаемый журналистом текст.

Равно как и в СМИ, литературные прецеденты в различных сетевых формах реализуют всевозможные коммуникативные тактики субъектов речи, выполняя номинативную, прагматическую, экспрессивную и эстетическую функцию. Использование сетевыми авторами прецедентных имён и текстов в собственных произведениях определяет их литературный багаж и уровень культурной, интеллектуальной памяти как потенциальных адресатов продукции СМИ; указывает на то, способны ли они как читатели художественного или публицистического текста заметить и верно распознать литературную аллюзию или реминисценцию; характеризует эмоционально-оценочные и ценностные особенности нации.

В социальных сетях представлены всевозможные литературные (или окололитературными) формы, которые различаются по объёму, жанровым модификациям и по-разному осмысливаются пользователями виртуального пространства. Рассмотрим их на примере популярных поэтических сообществ «Порошки», «Пирожки+» и «Экспромты» социальной сети «ВКонтакте» [2].

При обращении к исследуемым формам, представленным в социальной сети, становится очевидным, что литературные прецеденты чаще всего используются с оглядкой на хрестоматийные литературные знаки. Такую же тенденцию можно заметить и в публикациях современных СМИ, как правило, ссылающихся на тексты классической русской литературы XIX века.

В качестве основного способа внедрения литературных прецедентов выступает использование имён известных художественных персонажей и связанных с ними сюжетных линий. Среди частотных случаев использования прецедентных текстов, ситуаций и высказываний можно выделить ссылки на сказки А.С. Пушкина, произведения «Евгений Онегин» (особенно затёрта строка «Мой дядя самых честных правил»), «Зимнее утро», стихотворение А.А. Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», романы Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Анну Каренину» Л.Н. Толстого (прецедентная ситуация, где главная героиня бросается под подъезд), басни И.А. Крылова, «Муму» И.С. Тургенева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Гамлет», «Отелло» и «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.

Среди прецедентных имён персонажей, восходящих к детской литературе, можно выделить такие как Буратино и Айболит (весьма частотные образы российской прессы): «ну тутуж чёуж тутуж всёуж / сказал печально айболит / ну хотьуж выпьем разуж спирт уж / налит» (YanaKrilova); «тепло горящего камина / и слезы в папиных очах / не в тот полез ты буратино / очаг» (Gena_). Реже в малых формах сети появляются любимые детьми Дядя Стёпа и мумий-тролль: «а хоронила дядю стёпу / бригада треста метрострой» (Сергей Запорожцев); «к зиме хочу стать муми троллем / помягче застелить кровать / набить живот покрепче хвоей / и спать» (enotas).

Чуть реже в качестве источника прецедентности используются собственные имена известных писателей и поэтов. Наиболее тиражируемыми оказываются фамилии трёх отечественных классиков – А.С. Пушкин, которому в количестве упоминаний принадлежит бесспорное лидерство, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой: «я матерясь умею делать / интеллигентное лицо / как будто я совсем не быдло / и достоевского читал» (Сэ Шо); «толстой по щиколотку голый  / идет по щекотанью трав  / охоч наш барин до крестьянских  / забав» (Znake).

В исследуемых материалах в качестве прецедентов могут одновременно выступать имена писателей и названия их произведений (зачастую пользователи их трансформируют, графически и каламбурно обыгрывают): «сидел толстой  босой усталый / жевал батон и пил кефир / ничто войну не предвещало / и мир» (filipolya); «иван сергеевич тургений / не мог не написать муму / отцы и дети не простили б /ему» (Трёхдюймовочка); «ночь пагода сады фонарик / бумажный светит вдалеке / не наливайте больше блоку / саке» (zrbvjd).

Отдельно в качестве в литературных прецедентов можно выделить узнаваемые приметы облика писателей или их персонажей (это гоголевский нос, пушкинские кудри): «ах няня ненавижу кашу / велите ей кормить свинью / ах ты засранец кучерявый / прибью» (Olya Lukoje). В некоторых текстах, хотя и не столь частотно, наблюдается обыгрывание фактов биографии отечественных классиков (чаще всего пользователи вспоминают о пушкинской дуэли, о факте сожжения Н.В. Гоголем второго тома «Мёртвых душ», реже – о любовной связи В.В. Маяковского и Лилии Брик,): «не спиться няня потому что / с дантесом вечером дуэль» (Сергей Запорожцев); «решили брик и маяковский / в рулетку русскую сыграть» (Сергей Запорожцев); «вы что не знаете что пушкин / в природе не существовал / его дантес придумал чтобы / сказать я пушкина убил» (bro).

При этом пользователи социальной сети «ВКонтакте» интерпретируют жизнь и творчество известных писателей совершенно неожиданными способами. Достаточно часто отечественные классики изображаются участниками литературных сообществ в обыденных (бытовых) или нетривиальных (а подчас и абсурдных) ситуациях: «я вас любил напишет пушкин / покурит что то зачеркнёт /и мимоходом нарисует / арбузный профиль на полях» (Zinаid); «недопустимо в детских сказках / дырявить чьё либо нутро / сказал бажов макнув в чернила / перро» (∀кын muzz Кисычев). Использование прецедентов (равно как и в большинстве художественно-публицистических жанров) служит целью оживления текста и экспрессивно окрашено. Так, литературные феномены, представленные в материалах интернет-пользователей, достаточно часто являются средством эмоциональной оценки: «я так забыть тебя стараюсь / что даже не читаю книг / там между строк шекспир и пушкин / все время пишут про тебя» (ffairhair); оценки жизни и творчества известного писателя: «о сколько нам открытий чудных / поэт ас пушкин подарил / а мог бы даже еще больше / каб не стрелялся из за баб» (Артем Трофимов); иронии и самоиронии: «вчера во сне явился пушкин / грозился старческой рукой / и вопрошал стихи ты пишешь / на кой» (enotas).

Функционирование литературных феноменов в текстах интернет-авторов помогает создавать «потрет современной эпохи», являясь способом нетривиальной оценки реалий нынешней жизни, событий, разворачивающихся на глазах интернет-пользователей, и инструментом для моделирования действительности: «я пушкина не понимаю / вот я купил себе айпад / пишу читаю и без всяких / лампад» (Анатолий Баклагов); «Люблю грозу в начале мая / И ураганы в январе / Чтоб всё горело и взрывалось / я энтэвэшный репортёр» (Алексей Дрянев).

По верному замечанию М.В. Загидуллиной, «русская читательская аудитория живет по своим сложным законам, которые мало поддаются точному измерению и изучению, несмотря на основательные усилия эти законы открыть и исследовать» [1]. Тем не менее обращение к сообществам социальной сети «ВКонтакте», где собрана масса пользователей, представляющих активную группу читателей-писателей, позволяет выявить широкий круг концептов массовой культуры, основных тематических полей, отражающих совокупность народных представлений об окружающей действительности, и не только во многом определить отношение к литературе, но и к современной природе смеха как многоаспектного явления, основанного на взаимодействии человек-человек и человек-общество.

Список литературы

  1. Загидуллина М.В. Пушкинский миф в конце ХХ века. — Челябинск, 2001.
  2. Социальная сеть «ВКонтакте». [электронный ресурс] – Режим доступа. – http://vk.com.