Особенности реализации реформы местного самоуправления в Курской области

№ 3 от 2014 года
Автор: Никифоров С. А.
УДК 352.075
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
s.nikiforoff@rambler.ru

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Модель местного самоуправления закреплена в главе 8 Конституции, по своему характеру она приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института [1]. В соответствии с Конституцией РФ народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Конституция России определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления – муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели, и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской хартии местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.). Европейская хартия определяет местное самоуправление как право и действительную способность местных сообществ «контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел» [2]. Конституцией России не только признается право населения, местных сообществ на самоуправление, но и декларируется его гарантия всеми государственными органами, как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Реализация полномочий местного самоуправления должна обеспечиваться достаточными финансовыми ресурсами, наличием муниципальной, в том числе земельной, собственности. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, законами субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечения обязательности решений органов местного самоуправления. Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на Конституции, конкретизирует принципы организации местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Общие принципы организации местного самоуправления в Курской области изложены в главе 14 «Устава Курской области» (Закон Курской области от 2 октября 2001 г. № 67-ЗКО «Устав Курской области», принят Курской областной Думой 27 сентября 2001 г.). В ст. 64 Устава указано, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом области.

Оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления остается одним из важнейших направлений развития современной российской государственности. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

12 декабря 2013 г. в ежегодном Послании Президента к Федеральному Собранию в качестве одной из важных проблем было названо современное состояние местного самоуправления в России. Президент констатировал низкую эффективность работы органов местного самоуправления, отстраненность населения от реального участия в местном самоуправлении. В.В. Путин поставил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах, причем такая работа, по его мнению, должна быть законодательно обеспечена «уже в следующем, 2014 году – в год 150-летия знаменитой Земской реформы» [3]. В соответствии с заданием Президента, весной 2014 г. были внесены существенные изменения в действующий закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реформа местного самоуправления призвана решить множество накопившихся проблем: несоответствие объема финансирования и функций чиновников, пересечение полномочий уровней власти, влияние внутриэлитных разборок на жизнь городов и отсутствие стимулов для развития локальных территорий. Президент подписал закон о внесении изменений в муниципальное законодательство (от 27.05.2014 № 136-ФЗ). Однако, моментальное применение законодательных новаций на практике оказалось невозможным (Закон № – 136-ФЗ вступил в силу в день его опубликования на интернет-портале правовой информации – 27 мая 2014 г.). Менее чем через месяц были в закон были внесено дополнение: Федеральный закон от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суть дополнения – до 1 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений продолжили исполнять свои полномочия в прежнем режиме, невзирая на вступление 136-го закона в действие. Таким образом, регионам было дано полгода на то, чтобы в каждом субъекте Федерации появился собственный закон о развитии местного самоуправления и проведены необходимые подготовительные мероприятия.

При обращении к Федеральному закону от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» в первую очередь бросается в глаза реформирование организации местного самоуправления в городских округах. Основной концептуальной его идеей является закрепление возможности создания самостоятельных муниципальных образований на внутригородских территориях городских округов в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации. Введение, по сути, двухуровневой системы местного самоуправления в крупных городах неизбежно влечет увеличение властных структур (кратно количеству районов города), рост числа чиновников и, как следствие, увеличение расходов на формирование и содержание аппарата власти. Кроме того, разделение города на самостоятельные муниципальные образования может повлечь за собой определенные сложности с точки зрения сохранения единства городского хозяйства. В связи с неприемлемостью указанных негативных последствий в Курской области было решено отказаться от формирования городских округов с внутригородским делением, а также внутригородских районов, которые должны формироваться внутри данных городских округов.

136-ФЗ существенно перераспределил вопросы местного значения между сельскими поселениями и муниципальными районами в пользу последних. Существовавшее ранее разграничение вопросов местного значения сохранилось только для городских поселений, сельские же лишились более половины из ранее предусмотренных законом.

В соответствии с 136-ФЗ из вопросов местного значения, ранее относившихся к ведению сельских поселений (39 полномочий), с 1 января 2015 года осталось только 13. К вопросам местного значения сельского поселения относятся:

  1. составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
  2. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
  3. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
  4. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
  5. создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  6. создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  7. обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
  8. формирование архивных фондов поселения;
  9. утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
  10. присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;
  11. содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  12. организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
  13. оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

В соответствии с 136-ФЗ с 1 января 2015 г. за властями муниципальных районов автоматически закрепляются следующие вопросы местного значения:

  1. организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  2. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
  4. создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
  5. участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
  6. создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  7. участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
  8. организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
  9. сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
  10. создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
  11. создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
  12. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  13. утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
  14. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  15. организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  16. создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
  17. осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
  18. создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
  19. осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
  20. осуществление муниципального лесного контроля;
  21. предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
  22. до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
  23. оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  24. осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
  25. обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;
  26. осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

При необходимости, в соответствии с региональным законом и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений возможно расширение полномочий органов местного самоуправления сельских поселений за счет 26 вопросов местного значения, закрепленных за муниципальными районами.

В Курской области на данный момент действуют 355 муниципальных образований, в том числе:

  • 28 муниципальных районов;
  • 5 городских округов;
  • 27 городских поселений;
  • 295 сельских поселений.

Все представительные органы (355) местного самоуправления Курской области формируется путем проведения муниципальных выборов.

Все главы муниципальных образований (сельских и городских поселений, муниципальных районов и городских округов) избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного прямого избирательного права путем тайного голосования.

Исключением является муниципальное образование «Город Курск».

Его Уставом, помимо должности Главы города Курска – председателя Курского городского Собрания, избираемого из состава данного представительного органа, предусмотрена должность Главы администрации города Курска или «сити-менеджера».

Глава Администрации г. Курска (или «сити-менеджер») назначается по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение должности главы Администрации города Курска.
В целях разработки нормативной и правовой базы реализации ФЗ № 136-ФЗ принято распоряжение ВРИО Губернатора Курской области А.Н. Михайлова от 25.06.2014 г. № 427-рг «О создании рабочей группы».

В рабочую группу вошли руководители заинтересованных структурных подразделений Администрации Курской области, депутаты Курской областной Думы, Главы районов и городов области, представители Ассоциации «Совет муниципальных образований Курской области», регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления, научного и преподавательского сообщества, Избирательной комиссии Курской области.

Проведены ряд заседаний, на которых рассмотрены вопросы по определению оптимальной модели формирования органов местного самоуправления; по исполнению полномочий муниципалитетов – сельских поселений и муниципальных районов.

19 августа 2014 г. ВРИО Губернатора Курской области А.Н. Михайловым утвержден План мероприятий по исполнению ФЗ № 136-ФЗ.

В соответствии с предложениями, поступившими от Глав муниципальных районов, фракций политических партий, представленных в Курской областной Думе, исполнительной дирекции Ассоциации «Совет муниципальных образований Курской области», регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления в Администрации Курской области разработаны проекты законов Курской области, касающиеся порядка формирования представительного органа муниципального района и порядка избрания главы муниципального образования.
19 ноября 2014 года на очередном заседании Курской областной Думы приняты 2 закона Курской области:

  • Закон Курской области от 19.11.2014 года № 72-ЗКО «О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований»;
  • Закон Курской области от 19.11.2014 года № 73-ЗКО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Курской области».

В соответствии с ними сохраняются существующие модели формирования органов местного самоуправления:

1. Главы муниципальных районов, главы поселений, главы городских округов Курской области, за исключением Главы г.Курска избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Глава г. Курска избирается сроком на пять лет Курским городским Собранием из своего состава в порядке, установленном Уставом г.Курска, и исполняет полномочия председателя Курского городского Собрания.

Главы муниципальных районов, главы городских поселений, главы городских округов Курской области, за исключением Главы г. Курска, возглавляют местную администрацию.
Главы сельских поселений возглавляют местную администрацию, а также исполняют полномочия председателя представительного органа муниципального образования в случае, если уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно – распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

2. Представительные органы муниципальных районов Курской области избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет, при этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Вместе с тем, в настоящее время Администрация области ведет консультации с Главами городских округов (Железногорск, Курчатов, Льгов и Щигры) по вопросу возможности, в перспективе, введения института сити-менеджера в данных территориях.
В связи с перераспределением полномочий между властями муниципальных районов и сельских поселений с 1 января 2015 года нагрузка на органы местного самоуправления районов существенно возрастает.

Вся полнота ответственности за жилищно-коммунальный комплекс, дороги сельских населённых пунктов, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание муниципального жилищного фонда и многое другое ложится на районные органы.

После 1 января 2015 г. вопрос сохранения всех или части прежних полномочий за органами местного самоуправления поселений может быть решен двумя путями:

  • принятие закона субъекта РФ, закрепляющего за сельскими поселениями все или часть вопросов из числа ранее относившихся к их компетенции и переданных Федеральным законом № 13б-ФЗ в ведение муниципальных районов (на основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ред. Федерального закона № 136-ФЗ);
  • передача органами местного самоуправления муниципальных районов органам местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, соответствующих полномочий на основе заключенных между ними соглашений (в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ). Принятие органами местного самоуправления сельских поселений односторонних решений о сохранении за собой полномочий в прежнем или ином объеме недопустимо. При принятии решений о порядке исполнения полномочий следует иметь в виду также ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, которая позволяет принимать к исполнению новые виды расходных обязательств только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В связи с прямым действием норм ФЗ № 136-ФЗ и значительными сложившимися со временем индивидуальными особенностями исполнения вопросов местного значения в муниципальных районах области, принято решение не принимать Закон Курской области по передаче полномочий. Таким образом, принято решение пойти по пути заключения соглашений между властями муниципальных районов и сельских поселений (в случае необходимости передачи части полномочий местным органам власти сельских поселений).
Новое распределение полномочий потребует и перераспределения имущества.

В Администрации Курской области создана Комиссия по вопросам передачи муниципального имущества сельских поселений на уровень муниципальных районов (распоряжение от 08.10.2014г. №707-рг «О создании комиссии»), основная задача которой – оказание методической помощи органам местного самоуправления по данным вопросам.
В Администрациях муниципальных районов созданы рабочие группы (комиссии) по оказанию содействия в передаче муниципального имущества от поселений на муниципальный район, которые занимаются определением объема передаваемого имущества и разработкой механизма его передачи, оказывают необходимое содействие в этих вопросах органам местного самоуправления сельских поселений.

В этой работе муниципалитеты (районы и сельсоветы) столкнулись с немалыми проблемами – в ограниченные сроки необходимо передать объекты инфраструктуры ЖКХ, муниципальный жилой фонд, поселковые дороги, имущество муниципальных предприятий, а также внести изменения в действующие договоры аренды и договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом. В настоящее же время большее количество социальных объектов нежилого фонда сельских поселений не учтены, в установленном законодательством порядке не оформлены, а для соответствующей их регистрации необходимы дополнительные финансовые средства.

Исходя из сложившихся условий и индивидуальных особенностей 8 районов Курской области (Железногорский, Касторенский, Конышевский, Кореневский, Курчатовский, Медвенский, Советский и Суджанский) все 26 вопросов местного значения, автоматически закрепленные ФЗ №136-ФЗ для исполнения с 1 января 2015 года за районами, решили исполнять сами, оставив сельским поселениям 13 так называемых «несгораемых» полномочий. В связи с этим, Администрациями этих районов в настоящее время ведется активное оформление и передача имущества с уровня сельских поселений.

Другие районы (20) планируют в следующем году вернуть, путем заключения взаимных Соглашений, все полномочия (или частично) на уровень сельских поселений, направив на их исполнение необходимые денежные средства из бюджета района. Среди них:

  • 1 район (Рыльский) все 26 вопросов местного значения, автоматически закрепленных ФЗ №136-ФЗ для исполнения с 1 января 2015 года за районами, планирует вернуть на уровень сельских поселений (с 1 января 2015 года сроком на 1 год);
  • оставшиеся районы (19) частично планируют с 1 января 2015 года (также сроком на 1 год) вернуть (по Соглашению) ряд полномочий (в основном от 1 до 8-ми) на уровень сельских поселений.

Возвращаемые полномочия в основном касаются вопросов организации электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожной деятельности; обеспечение нуждающихся граждан жилыми помещениями; деятельности аварийно-спасательных служб и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организации библиотечного обслуживания; организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения – то есть те полномочия, для исполнения которых необходимо оформить соответствующее имущество и инфраструктуру и передать с уровня сельских поселений на район.

В любом из этих случаев органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений в настоящее время столкнулись со значительными проблемами в сферах перераспределения и оформления имущества, финансового обеспечения расходных полномочий.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2540485.
  3. Послание Президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 года, 13:15. Москва, Кремль // Официальный сайт Президента РФ. – Москва, 2013.¬ – Режим доступа: свободный. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“».
  6. Федеральный закон от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  7. Закон Курской области от 2 октября 2001 г. № 67-ЗКО «Устав Курской области».
  8. Закон Курской области от 19.11.2014 года № 72-ЗКО «О порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований».
  9. Закон Курской области от 19.11.2014 года № 73-ЗКО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Курской области».
  10. Распоряжение ВРИО Губернатора Курской области А.Н. Михайлова от 25.06.2014 г. № 427-рг «О создании рабочей группы».