Зависимость сочетания изучаемых дисциплин и повышения результативности качества обучения

№ 3 от 2014 года
Автор: Малега И. А.
УДК 378
Профессиональная образовательная организация ассоциация «Региональный финансово-экономический техникум»
irishmalega@gmail.ru

Сегодня есть все основания утверждать, что многие традиционные системы организации учебного процесса не отражают современных потребностей качества образования. Особенно это заметно в экономических и технических специальностях. До сих пор существует упрощенное представление, что знания для будущей профессии отражены в оценках в дипломе, который выпускник вуза получает по окончании обучения. Но ведь знания по-разному укладываются в голове человека и качество знаний определяется их востребованность после окончания обучения. Можно получить большой объем поверхностных знаний, мало уделяя внимание деталям и специфике будущей специальности, а можно сконцентрироваться на более узком глубоком понимании определенных изучаемых дисциплин, незначительно уделяя внимание общим проблемам. Где найти «золотую середину», при которой формировался бы тип профессионального мышления, который так необходим будущему специалисту. Как формируется профессионализм и как на его формирование влияют формы и интенсивность обучения? Какую роль в профессиональной деятельности играют те или иные изучаемые дисциплины и в каком сочетании они определяют успех в будущем?

В жизни часто бывает, что мы, занимаясь увлеченно каким-либо делом, не используем полностью запал увлеченности для достижения определенного понимания сути изучаемого предмета и по ряду причин переключаемся на другую деятельность. Через некоторое время, возвращаясь к этому вопросу, обнаруживаем, что уже запала такого нет, внимание рассеялось, какие-то ранее полученные знания позабылись. Наша память имеет обыкновение вытеснять ту информацию, которой мы долго не пользуемся. Обычно студенты, а особенно первокурсники очень старательны в начале изучения предлагаемой дисциплины. Но по причине того, что разрыв между занятиями достаточно велик, внимание рассеивается, увлеченность, если она была, пропадает. И появляется одна цель – просто вовремя выполнять задания.

Выполнил задание, поставили «галочку», и на неделю можно забыть о том, что делал, потому что нужно переключать внимание на другую деятельность, готовиться к другим параллельно изучаемым дисциплинам, выполнять задания из другой области, зачастую совершенно не связанные друг с другом. Постоянная смена дисциплин в течение дня при традиционной организации процесса обучения мешает студентам сосредоточиться на какой-то одной проблеме, снижает работоспособность и интерес для творческих разработок. Все это, в свою очередь, затрудняет самостоятельное выполнение заданий студентами.

Применяемая в вузах классическая система организации обучения приводит к возникновению противоречивой ситуации: с одной стороны, нужно дать будущему специалисту достаточно большой объем информации, привязываясь к планам образовательных стандартов, а с другой, получается, что существующий процесс обучения раздроблен многопредметностью, при которой сложно получить глубокие фундаментальные знания.

Возможность разрешения этого противоречия может осуществляться в переходе на концентрированное обучение, которое позволит во многом устранить недостатки традиционной лекционно-семинарской системы.

При концентрированном обучении внимание студентов должно сосредотачиваться на изучении двух-трех основных предметов в определенный промежуток времени. При этом соотношение одновременно изучаемых курсов тоже должно иметь место. Время, отведенное на изучение определенного курса, не должно превышать двух месяцев. Далее концентрировать внимание на следующих двух-трех основных предметах, также рассматривая их соотношение.

Например, будущий менеджер, конечно, должен изучать бухгалтерский учет по экономическому профилю, знать технологию учета материалов на складе, владеть навыками заполнения определенных бухгалтерских документов. Но глубокие знания в области бухучета по составлению баланса предприятия, налоговой отчетности и учета основных средств, скорее всего, не пригодятся в работе менеджера. А вот знание экономики и управления вообще, а также психологии, делового этикета напротив нужно рассматривать более тщательно и конструктивно.

При правильно подготовленном материале для изучения предмета формируется стратегия ускорения. Не ускорение обучения, а изменение скорости обучения, восприимчивости и обработки нового материала. При этом содержание изучаемого материала тоже должно формироваться с учетом того, каких целей нужно достичь при прохождении данного курса. Содержание должно быть предельно сконцентрированным на определенные цели и не должно исключать моменты, которые необходимы для будущей деятельности.
Нужно научиться создавать ситуации, когда одни знания подхватывают другие, т.е. если студент знает, образно говоря, первое и второе, то третье ему уже объяснять не надо. При таком подходе развивается профессиональное мышление. Студент учится соединять приобретенные теоретические знания с задачами конкретной практической деятельности. Например, преподаватель в качестве задания обозначает для студента проблему, создавая максимально приближенную к реальности проблемную ситуации. Далее преподаватель демонстрирует пример решения аналогичной задачи, дает установку, какой в итоге должен получиться результат у студента. При таком механизме не нужно заставлять обучаться, главное, чтобы присутствовало желание двигаться дальше. А если это понравилось, то результат вызывает интерес продолжать изучение конкретной дисциплины. Такое обычно происходит в короткий промежуток времени. И очень важно не упустить этот момент. Нельзя растягивать время. Происходит «непрерывное понимание» – когда одни знания подхватывают другие.

Эффективнее будет проводить занятия, не растягивая их на неопределенный период, ставить перед собой определенные цели, искать механизмы, при которых можно достичь этих целей эффективно, изучая предмет более глубоко.

При этом между преподавателем и студентом происходит более тесное общение, которое позволит увидеть пробелы в знаниях, закономерности изменения работоспособности студентов в течение дня. Также у преподавателя появляются условия для формирование учебного пособия, опирающегося на постоянную обратную связь со стороны студентов.

В ходе теоретического анализа можно полагать, что эффективная реализация концентрированного обучения возможна при обеспечении организационно-педагогических условий:

  1. Уровень подготовки преподавателей должен соответствовать общей цели обучения выпускаемого специалиста. “...Нельзя научить другого делать то, чего сам не умеешь. Школа должна учить мыслить — это значит, что учиться мыслить должен прежде всего педагог. …” [1]. Преподаватель должен видеть, где можно установить связь с параллельно изучаемыми дисциплинами, давать задания студентам таким образом, чтобы изучаемый предмет находил реализацию в решении практических задач, одновременно взаимодействуя с другими изучаемыми областями.
  2. Наличие необходимой учебно-материальной базы. Учебные материалы должны не только давать необходимое количество знаний, но и мотивировать к их практической реализации. Это, в первую очередь, должны быть курсы, опирающиеся на существующие компьютерные программные продукты, в основу которых положены реальные ситуации для приобретения навыков, применимых в будущей профессии.
  3. Контроль знаний должен осуществляться не по принципу их репродукции на экзамене – «чтение — запоминание», а по принципу их самостоятельного использования при решении профессиональных проблем – «вопросы для размышления». Главными особенностями контроля знаний должны быть проблемность, ситуационность, анализ и творческий подход.

Внедрение в традиционную систему концентрированного обучения позволит повысить качество обучения и поможет обеспечить высокую подготовку будущих специалистов.

Список литературы

  1. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить: [электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-2842.htm.