Вебинар как средство организации занятий в условиях сетевого обучения

№ 1 от 2014 года
Автор: Дорофеева Т. В.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
tgalcova@mail.ru

В основе сетевого обучения лежит идея массового сотрудничества в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников. Под сетевым взаимодействием понимается способ организации деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, учебных и учебно-методических ресурсов [3].

Любой преподаватель, работающий как в условиях сетевого, так и традиционного обучения ставит перед собой определенные задачи: подготовить учебный материал, передать учебный материал студентам, проконтролировать усвоение учебного материала. Соответственно свои задачи стоят и перед студентами: получить учебный материал, самостоятельно закрепить, подтвердить то, что материал был усвоен.

На протяжении многих лет при изучении гуманитарных дисциплин в экономическом вузе использовались исключительно традиционные формы организации взаимодействия преподавателей и студентов (лекция, семинар, лабораторная работа, коллоквиум), однако в последнее время созданы предпосылки для разработки и внедрения инновационных форм организации учебного процесса.

Одной из таких форм является вебинар. Слово «вебинар» сравнительно молодое, появилось оно благодаря соединению в одно двух слов: «веб» — от английского «сеть», и всем известного слова «семинар». Получается словосочетание «сетевой семинар», или онлайн-семинар, который предоставляет возможности ведущему (тренеру, консультанту, учителю) передавать информацию (опыт, знания, умения, задания), а участникам с помощью виртуального класса, в котором есть возможность слышать и видеть друг друга в любой точке мира, получать информацию и обучаться [1].

Как видим, вебинар – это превосходное решение для проведения практических занятий в условиях сетевого (электронного) обучения. В чем же его преимущества?
Прежде всего, следует сказать, что количество возможных участников вебинара практически не ограничено, то есть один преподаватель в состоянии изложить материал большому количеству студентов, без особой эмоциональной нагрузки, которая наблюдается, например, во время чтения лекции для целого потока студентов. Кроме того, при правильной организации вебинара преподаватель может контролировать процесс работы практически каждого студента.

Во время вебинара преподаватель может организовать информативную презентацию со схемами, графиками, скриншотами, цифрами и выводами. Каждый студент может задавать вопросы письменно как преподавателю, так и своим одногруппникам, используя чат. Преподаватель, видя перед собой вопросы студентов, может выстроить изложение материала наиболее грамотно, после того как учтет пожелания студентов.

Каждый вебинар можно записать, а потом просмотреть видеозапись, чтобы учесть и исправить допущенные ошибки.

Ну и конечно, самое главное преимущество: при помощи вебинара решается проблема географии студентов. Независимо от местоположения студента организуется непосредственный контакт с преподавателем, что невозможно, например, при использовании кейсовой технологии при дистанционном обучении.

Рассмотрим технологию организации вебинаров. Существует несколько программ, предназначенных для проведения вебинаров: SeeMedia.pro, Mind.com, Webex, Interwise, Elluminate, Adobe® Acrobat® Connect™ Pro и т.д. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Остановимся на платформе Adobe® Acrobat® Connect™ Pro, которая, на наш взгляд, является гибкой системой веб-коммуникации.

Простота и доступность системы на платформе Acrobat Connect Pro обеспечивается применением технологии Flash. Участникам виртуальных мероприятий требуются только веб-обозреватель и Adobe Flash® Player, уже установленный на 98% компьютеров, подключенных к Интернету [2].

Администратор устанавливает на локальном сервере приобретенный продукт, в нашем случае Adobe® Acrobat® Connect™ Pro, и создает необходимые виртуальные классы для того или иного преподавателя (для каждого свой). Преподаватель в свою очередь выступает докладчиком и занимается исключительно созданием учебного материала: презентации, видео, опросы,

Каждый участник вебинара находится у своего компьютера, каждый преподаватель – у своего, вне зависимости от месторасположения. Участникам необходим доступ в Интернет и web-камера. В зависимости от функциональных способностей web-камеры дополнительно может понадобиться оснастить рабочее место наушниками или микрофоном. Студенты в сетевом режиме подключаются к прямой трансляции в Интернете, переходя по ссылке, предложенной педагогом.

Слушатель, который попал в виртуальный класс, увидит специальное окно. По списку посетителей, который отображается слева, преподаватель с легкостью может проверить присутствие того или иного студента на лекции. Затем начинается трансляция. В зависимости от типа занятия (лекция либо семинар) слушатели могут принимать как пассивное (слушание, конспектирование материала), так и активное участие (вступать в дебаты при нажатии на одну из кнопок, принимать или не принимать решение, аплодировать, смеяться и др.).

Кроме того, у каждого участника вебинара есть возможность вести прямую переписку во время лекции в чате. Например, преподаватель спрашивает: «Есть вопросы?», студенты пишут их, он читает и в конце лекции отвечает; забыть вопросы у него не получится, т.к. они уже прописаны.

Инструмент проверки, который присутствует в данной системе, позволяет опросить студентов и провести тестирование по пройденному материалу, а после ознакомиться со статистикой.

Во время вебинара преподаватель может передавать дополнительные материалы для самостоятельного изучения, а студенты в свою очередь могут передавать выполненные работы, используя файлообменник.

По итогу каждого вебинара делается видеозапись, то есть лекцию можно будет прослушать/просмотреть в записи в любое удобное для студента время (утро-день-ночь),
Таким образом, использование данных технологий позволяет эффективно организовать процесс взаимодействие преподавателя со студентами в условиях сетевого обучения, поскольку в данном случае организуется «живой» контакт со студентами, удаленными от вуза территориально, происходит экономия времени обучающихся и педагогов.

Однако, используя данные технологии, участники образовательного процесса должны соответствовать определенным требованиям:

  • иметь способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникационными технологиями, интегрированными средствами разработки сетевых курсов и сетевых коммуникаций, мультимедийными технологиями;
  • овладевать определенной психологической устойчивостью;
  • уметь работать в условиях распределенного времени;
  • быть внутренне хорошо организованным человеком, способным заранее подготовить все необходимые компоненты сетевого курса, разработать четкий календарь событий в течение курса и всех видов отчетности по учебным заданиям;
  • быть готовым к очень интенсивному обмену информацией по каналам «преподаватель – преподаватель», «преподаватель – студент» и «студент–студент»;
  • быть готовым достаточно часто изменять содержание сетевого курса [3].

Список литературы

  1. Первый международный портал вебинаров: [электронный ресурс]. – URL: http://webinary.com.ua/ (дата обращения 10.04.2014)
  2. Программы для удаленного обучения (вебинары): [электронный ресурс]. – URL: http://habrahabr.ru/post/96699/(дата обращения 10.04.2014)
  3. Савина С.В., Магомедов Р.М. Перспективы использования сетевого взаимодействия в образовательном процессе вуза: [электронный ресурс]. – URL: http://100-bal.ru/geografiya/5210/index.html (дата обращения 10.04.2014)