Проблема «женского вопроса» в литературе и общественной мысли XIX века

№ 1 от 2014 года
Автор: Кунина Ю. В.
УДК 82.0
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
fk_julia@mail.ru

XIX век характеризуется повышенным интересом как писателей, так и общественных деятелей к положению женщины. Дискуссии по этому поводу в истории объединены под названием «женский вопрос». Под женским вопросом понимается комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщины в обществе и семье, путей освобождения женщины и предоставления прав наравне с мужчинами.

Интерес к «женскому вопросу» в 50-60-х годах XIX века был вызван многими факторами. Главная причина кроется в следующем: в целом стало назревать недовольство традиционным порядком, русское общество стало задумываться над тем, справедливо ли ограничивать жизнь женщины заботами о муже, доме и детях. Как пишет С. Айвазова, пристальное внимание к положению женщины было обусловлено Великими буржуазными революциями, которые «провозглашают наступление новой эры – эры прав человека, отрицая тем самым незыблемость полного и якобы освященного небесами всевластия монарха – над подданными, мужчины – над женщиной» [1]. Проще говоря, произошел идейный сдвиг. Другая причина – экономическая, разорение дворянских семей оставило многих женщин без средств к существованию, они вынуждены были отправляться в города на заработки. Остались незащищенными женщины, которым не удалось выйти замуж, которые при традиционном укладе были в каждом доме в качестве компаньонок, приживалок. Необходимость работать выявила недостатки женского образования, которое носило гуманитарный характер и было мало приложимо к практической деятельности.

Г.А.Тишкин [8] указывает, что широкий общественный интерес к положению женщин сопровождался анализом российского и зарубежного законодательства. Семейные отношения в первой половине XIX века регулировались Сводом законов Российской империи. Согласно книге первой Свода законов «О правах и обязанностях семейных» устанавливался брачный возраст для мужчин – в 18 лет, для женщин – в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. Нужно оговориться, что речь идет о психологическом, моральном подчинении. «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства; пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома», – говорилось в статье 78 Свода законов. Жена должна была отличаться «преимущественным повиновением воли своего супруга», хотя при этом и не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей (ст. 79). В имущественных же отношениях супруги были независимы. Приданое жены, а также «имение, приобретенное через куплю, дар, наследство или иным законным способом», признавалось отдельной собственностью; женщина имела собственнические права в отношении не менее чем седьмой части движимого и 1/4 части недвижимого имущества семьи, если оставалась вдовой. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга. Лишь в области наследственных прав существовал ряд ограничений, хотя даже дочери также имели право на фиксированную часть наследства. Перечисленных прав у европейских женщин того же времени либо вообще не существовало, либо они были меньшими. Многие юристы девятнадцатого века интересовались этим вопросом, называя этот феномен «сфинксом русского права».

В указе 1863 года «О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных» женщины были освобождены от публичных телесных наказаний. Что касается высшего женского образования, то в Цюрихе оно было официально разрешено в 1839 году, а в России первые слушательницы вузов появились в 1859 году.

Как и многие прогрессивные идеи того времени, идея женского освобождения проникла в Россию из Европы через литературу. В частности, у истоков вопроса женской эмансипации стоит Жорж Санд, произведения которой в большом количестве появились в России в 30-40-х годах. Французская писательница обращала внимание к женщине, к ее положению в семье. Да и сама Жорж Санд всем своим образом жизни доказывала независимость женщины, способность иметь свое мнение и заниматься любым трудом.
Нельзя говорить о том, что проблема освобождения женщин возникла изолированно от других и понималась как основная. В русле «женского вопроса» удобно было обращаться к темам угнетения и бесправия, чем и пользовались демократические издания. Добролюбов, Чернышевский рассматривали эту тему вкупе с проблемами социально-экономического переустройства страны. Да и в целом назрела проблема освобождения личности от сковывающих уз устаревшей морали, принципов, которые изжили себя.
Широкий резонанс проблема бесправного положения женщин получила в публицистике 50-60-х годов XIX века. Появлялись статьи о социальном, семейном положении женщин, об их допуске к профессиональному образованию и начале трудовой деятельности, о проявлениях женской самостоятельности в вопросах любви и брака; к сопутствующим относились вопросы контроля над рождаемостью, гигиены матери и ребенка. В сущности, настроение статей было одинаковым: в них не было призыва к активной конфронтации с мужчинами, наоборот, женщины стремились к сотрудничеству и уравнению в правах на образование и деятельность с мужчинами. В этом существенное отличие женского движения в России от Запада. На Западе женщины стремились к уравнению с мужчинами в политических правах, при этом выходили на активную конфронтацию с ними.

Очень активно обсуждался «женский вопрос» на страницах журнала «Современник» – самого радикального органа печати, наиболее читаемого; перечень статей, опубликованных в нем в 50-60-е годы, позволяет понять, насколько велик был интерес общественности.

В 1857 году была опубликована анонимная (с подписью «А») статья «Жалоба женщины». Статья заканчивается призывом о помощи, а основная мысль такова: мужчинам изначально уготована судьба стать офицером, чиновником или кем-либо еще, а круг интересов женщины ограничивается семьей, и «нет страшнее положения, чем всю жизнь оставаться домашней хозяйкой». А чуть позже был напечатан «Отголосок на «Жалобу женщины».

В десятом номере «Современника» была опубликована статья А.С. Зеленского «О жестоком обращении крестьян с их женами» (первоначально она была напечатана в «Земледельческой газете»).

Среди публицистов можно выделить таких, кто все свое творчество направили на освещение проблем положения женщин, в частности, Михаил Илларионович Михайлов, в чьей статье «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» говорилось, что на фоне новых тенденций не следует забывать о значении женщины в роли матери. Михайлов, побывав во Франции, проникся идеями эмансипации женщины, а после своих статей был провозглашен зачинателем «женского вопроса» в России. В своих статьях он восхищался идеями и глубиной проникновения в сущность «женского вопроса» супругов Милль. Но в отличие от английских соратников, судьба русского борца за свободу женщин сложилась трагично: обвиненный в сочинении прокламации, Михайлов был осужден и сослан в Сибирь. Михайлов, проходивший по первому политическому процессу в царствование Александра Освободителя, стал известен на всю страну, но лишь писатели-эмигранты могли публично выразить протест.

Известны статьи Добролюбова, посвященные этой проблеме, среди них «Мысли об учреждении открытых женских школ», «Об училищах девиц в уездных городах». По названию статей видно, что Добролюбова в большей степени волновал вопрос женского образования. В этих статьях он проводил мысль о том, что женщинам, вслед за мужчинами, следует давать не узкопрактическое образование, а «широкое умственное и нравственное».

Но нужно сказать и о том, что идея женского освобождения встречала неодобрение: многие из выдающихся деятелей того времени выступали активными противниками разрешения «женского вопроса» в пользу женщин. Например, историк М.П. Погодин – представитель «охранителей» старых порядков – в своей статье «Эмансипация женщины» писал о невозможности женщине заниматься какими-либо делами, кроме домашних. В противном случае некому будет рожать и воспитывать детей. Среди представителей традиционных взглядов на предназначение женщины можно назвать и имя Льва Николаевича Толстого.

Публицистику 50-60-х годов отличает то, что в качестве авторов стали выступать женщины. Прежде всего здесь следует назвать имя М.Н.Вернадской, которая изучила основы политэкономии под руководством своего мужа, ученого, издателя «Экономического указателя» И.В.Вернадского. В «Экономическом указателе» в 1858 году была опубликована статья Марии Николаевны «Женский труд», в которой говорилось, что средство независимости женщин – это их самостоятельный труд. Вернадская указывала, что женщины не работают отчасти потому, что в обществе женский труд воспринимается как нечто недостойное дам хорошего происхождения, благовоспитанные женщины стыдятся работать, чем ставят себя в зависимое положение от мужчин и не дают развиться своим дарованиям.

Если затрагивать тему женского труда, то нельзя не упомянуть имя Анны Николаевны Энгельгардт, которая первой из женщин стала за прилавок книжной лавки Серно-Соловьевича. Книжный магазин и публичная библиотека Серно-Соловьевича пользовались большой популярностью среди прогрессивной молодежи, поскольку там можно было найти нелегальную литературу. После того как магазин был закрыт «за сношения с лондонскими пропагандистами», а Энгельгардт от заключения спасло только рождение ребенка, она стала переводчицей в издательской артели Трубниковой-Стасовой.

Медицинская карьера стала доступна женщинам со времен Крымской войны, когда была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия под начальством горячего сторонника реформы женского образования Н.И.Пирогова.

Несмотря на вызов (женский труд проникает во все сферы деятельности) складывавшейся веками традиции, все больше женщин становятся секретарями, переводчицами, стенографистками, продавцами. Активность женщин приковывала всеобщее внимание. К такому всплеску общество оказалось не готово: слишком мало исключительно женских поприщ. В связи с тем, что дворянские гнезда разрушались, спрос на гувернанток значительно упал. Не видя для себя деятельности по плечу, женщины вынуждены были заниматься тяжелым трудом, но, не имея физических сил, бросали его. Литературной деятельностью женщины могли заниматься только в крупных городах. Такое неспокойное время вызвало потребность в публицистах, но столь специфический литературной труд требовал специальной подготовки, широкой эрудиции, а в этом женщины уступали мужчинам, поэтому вынуждены были заниматься переводами, которые очень плохо оплачивались. В большинстве своем женщины передовых убеждений искали работу не из-за нужды, а из идейных соображений.

На фоне сложившейся картины закономерным выглядит появление общественных организаций в форме обществ взаимопомощи, производственных артелей, бытовых коммун. Эти организации призваны были помочь женщинам передовых устремлений найти свое место в жизни посредством использования общественных моделей организации труда. Эта тенденция явилась результатом распространения идей утопического социализма. Примером общественной организации можно считать «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению Петербурга», созданное в 1857 году петербургскими дамами: Трубниковой, Стасовой и другими. Первоначально это была благотворительная организация, капитал которой составляли вложения учредительниц. Но вскоре у представительниц более консервативных взглядов (Корф) и носительниц прогрессивных демократических взглядов возникли противоречия относительно распределения денег и власти.

Второй общественной организацией стало «Общество дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга», начавшее свою деятельность в 1859 году с покупки дома-общежития для работающих женщин. К 1862 общество развалилось, поскольку ввиду отсутствия работы не было средств содержать ни дом, ни его обитателей.
Хотя два первых опыта коллективных организаций не принесли положительных результатов, позднее было создано «Общество женского труда». Идея освобождения женщин охватила не только «нигилисток», которым в силу происхождения приходилось работать, чтобы обеспечить себя, но и более состоятельных женщин дворянского происхождения. Эти два разных лагеря объединились для общего дела – создания новых рабочих мест, обеспечения женского трудоустройства. Если «аристократки» придерживались более умеренного направления и склонны были к поступательному движению, то «нигилистки» отличались революционными взглядами, но друг без друга они существовать не могли: одни помогали деньгами и связями, другие создавали общий настрой организации и в какой-то степени идеологию.

Самой заметной и полезной оказалась женская издательская артель, созданная под руководством все тех же Трубниковой и Стасовой. Артель занималась отбором книг для перевода (сначала это была литература для детей и естественно-научная), непосредственно самим переводом. Деятельность артели широко обсуждалась в «Современнике».
Разительные перемены в восприятии женщины произошли в течение нескольких десятилетий бурного развития страны, они отражали изменения в эволюции общества в целом. Но, несмотря на существенные сдвиги, в общественном сознании вплоть до конца 50-х годов вопрос о самостоятельном месте женщины в обществе игнорировался русской прессой. Э.А. Павлюченко замечает: «Публичное обсуждение вопроса сосредоточилось вокруг совершенствования женской натуры путем улучшения ее образования, а цель воспитания по-прежнему ограничивалась предназначением «истинной матери и супруги», без каких-либо поползновений с ее стороны к общественной деятельности» [6].
Шабанова Н.А., прослеживая историю женского движения в России, пишет, что основными характеристиками женщин начала XIX столетия можно назвать самопожертвование и полную растворенность в муже. В качестве примера она приводит поступок избалованных, изнеженных аристократок, жен декабристов, покинувших свои уютные дома вслед за своими мужьями, не взирая на все лишения: каторгу, поселение, унижения. «В общем, – пишет автор статьи, – женщина всюду играла роль безмолвной тени мужчины, считая своим долгом растворять свое «я» в личности любимого мужчины и жертвовать ему всем» [9].

Если анализировать русскую литературу с начала XIX века, то по произведениям можно воссоздать обобщенный образ образованной русской женщины, который характеризуется хорошим знанием языков, глубоким интересом к литературе, живым умом и восприимчивостью к новым идеям. Женщина представлялась как нежное, чудесное создание, миссия которого состоит исключительно в украшении общества; даже прогрессивные деятели того времени считали, что чрезмерное увлечение чтением, науками может испортить чудный женский образ. Именно для подобных женщин выходили такие издания, как «Ваза», «Мода», «Букет», «Новый русский базар», «Модный свет».
На смену кринолинно-благоухающему женскому идеалу приходит новый женский образ – тип женщины-«нигилистки». По многочисленным журнальным статьям, воспоминаниям можно воссоздать образ передовой женщины тех времен, среди ее основных характеристик пренебрежение любыми догмами, в частности церковным бракам, тяга к получению университетского образования, неуважение к традициям семьи, к обязанностям матери и дочери, заимствование мужских манер поведения и элементов мужской одежды. Отчасти такой аскетизм был обусловлен стесненными материальными возможностями таких женщин: им попросту не хватало денег на всякие излишества. Но, кроме этого, есть и другое объяснение такой аскезы: строгая простота в быту, в одежде стали принципом нового человека. А потому женщины легко расставались с пышными разноцветными платьями с оборками, кружевами и лентами, корсетами и прочими женскими ухищрениями, напоминавшими о «кисейных барышнях». Кстати, этот термин был введен Помяловским и в контексте того времени воспринимался как ругательный, негативный. Прогрессивно настроенные барышни стремились быть нигилистками, а не кисейными. Поэтому на смену пышным платьям приходило простое черное платье, чаще всего шерстяное (в противовес светлому шелку барынь-аристократок), без всяких украшений и излишеств. Подобный костюм был своеобразной униформой новой женщины в течение нескольких десятилетий. Девушки коротко стриглись, отвергая косы и шиньоны, требующие много времени и забот; отказывались от сережек, брошей; гуляли без сопровождения. Женщины как бы не хотели нравиться, точнее, стремились привлекать мужчин не красивой и ухоженной внешностью, а своим умом, осведомленностью во всех насущных вопросах. Подобные женщины зачитывались статьями Дж. Милля, отвергая легкое чтение – романы, на которых были воспитаны их предшественницы. Газета «Весть» за 1864 года (№ 46) писала: «Большинство нигилисток лишены женской грации и не имеют нужды намеренно культивировать дурные манеры, они безвкусно и грязно одеты, редко моют руки и никогда не чистят ногти, часто носят очки, стригут и бреют волосы. Они читают почти исключительно Фейербаха и Бюхнера, презирают искусство, обращаются к молодым людям на «ты», не стесняются в выражениях, живут самостоятельно или в фаланстерах, и говорят более всего об эксплуатации труда, абсурдности институции семьи и брака и об анатомии» [7]. Как замечает Е.Жидкова [2], «общественное мнение настороженно внимало входившему в моду типу «нового человека», «новой женщины». Таким образом, возникает контраст между представлением о женщине, как об эстетическом идеале, как о воплощенной гармонии и грации, и образом эмансипированной женщины, которая все больше становится похожа на мужчину. Старый идеал или утерян или подвергается сомнению, а новый или еще не создан или не вызывает симпатии и потому не может быть идеалом. Поиском нового идеала заняты и писатели.

Наряду с проблемой самоопределения женщины в обществе возникла проблема самоопределения женщины в семье. Благополучные ранее семьи начали распадаться из-за недовольства женщин своей участью. Неудовлетворенность официальным институтом брака приводила к тому, что люди передовых взглядов отказывались оформлять юридически и церковно свои семейные отношения. Основным лозунгом выдвигается равенство женщин в браке и свобода в своих чувствах. О.Б. Кафанова в статье «Любовный быт «людей сороковых годов» [4], размышляя над влиянием романов Жорж Санд «Жак» и «Орас» на русского читателя, пишет, что «в романах французской писательницы, проникавших в Россию с начала 1830-х годов, утверждалась «святость» любви и оспаривалась «святость» брака, если он не основан на взаимном чувстве». Автор статьи прослеживает, как представления об идеальном браке Жорж Санд (браке, не освященном церковью, но основанном на взаимном уважении мужчины и женщины) находили отражение на русской почве, в судьбах известных литераторов того времени – В.Г. Белинского, Н.П. Огарева, А.И. Герцена, Н.А. Некрасова. Мысль исследовательницы сводится к следующему: идеи «свободных» чувств Жорж Санд с большим воодушевлением принимались на русской земле, особенно прозападно настроенными людьми, но зачастую оборачивались для них душевными драмами. В истории «женского вопроса» много примеров, когда женщины оставляли свои семьи, бросая мужей, детей, создавая новые семьи. Хотя общество с радостью восприняло распад старых уз, оно не было готово к таким переменам, не успело выработать свой взгляд на насущные проблемы.
Когда речь заходит о женских персоналиях, неизбежно для описания женского движения, для раскрытия проблем «женского вопроса» используются слова «феминизм», «эмансипация». Необходимо несколько слов сказать об этих понятиях, поскольку они противоположны по взгляду на природу женщин, на их особенности, отличия от мужчин. И писатели, и исследователи женского вопроса занимали какую-либо из этих позиций. Слово эмансипация означает «освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков, правового неравенства» [5; 948]. На начальных этапах развития «женского вопроса» большинство исследователей стояли на этой позиции, которая заключается в следующем: дать женщинам возможность полностью раскрыть свои возможности, не ограничивать их исключительно обязанностями хозяйки. Они хотели немного расширить сферу женской деятельности. Феминизм – более радикальная позиция – «борьба женщин за равные права с мужчинами, зародившаяся в XIX веке» [5; 838]. Если сторонники эмансипации считают, что различия между мужчиной и женщиной заложены самой природой и поэтому сферы деятельности мужчины и женщины разграничены, то про-феминистски настроенные идеологи женского движения полагают, что различия накладывает социум, что в далекие времена произошло закрепление социальных ролей, фактически ни чем не подкрепленное, поскольку нет никаких свидетельств ущербности женского ума. По мнению исследовательницы М. Михайловой, И.А. Гончаров стоит именно на этой позиции. В своей статье [3] М. Михайлова модель отношений между мужчиной и женщиной рассматривает на примере отношений Анисьи и Захара, который в один момент понимает, что жена умнее его (когда она расставила все чашки и блюдца на подносе так, что ничего не упало). Кроме того, почти все женщины в романе (и Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна) очень быстро развиваются, меняются под воздействием чувства. Показательно, что Захар почти погибает после смерти Анисьи, Обломов без Ольги превращается в развалину. Женщины без мужчин отнюдь не погибают, наоборот, становятся сильнее. У героинь романа «Обломов» нет стремления к жертвенности, к самоотречению. Исследовательница делает вывод, что, по мысли Гончарова, женщины в большей степени обладают умением приспосабливаться к окружающей действительности, что женщины имеют способность решать все вопросы мирно, полюбовно (Агафья Матвеевна и Анисья быстро поделили сферы влияния и были в прекрасных отношениях), чего нельзя сказать о мужчинах.

Путь женщины и в истории, и в литературе – это путь к обретению себя. Женщина стремится реализовать себя не только в качестве хозяйки, но и в общественной жизни. Прежде всего она стремится опровергнуть мнение о себе как о существе слабом, стремится доказать свою самостоятельность. Именно такие женщины, изменившие традиционные представления о себе, и остаются в истории. А в литературе именно такие героини привлекают внимание читателей.

Литература XIX века создала немало женских образов. Можно выделить образы Ольги Ильинской, героини романа «Обломов» И.А. Гончарова, целую галерею тургеневских героинь, яркий образ Катерины в «Грозе» Островского, образ Анны Карениной романа Льва Толстого «Анна Каренина» и чеховских героинь.

Список литературы

  1. Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. –Москва, 2001.
  2. Жидкова Е. «Свою личную драму она обобщила и выступила на защиту женщин вообще» (первые русские феминистки и женский вопрос) // Преображение (Русский феминистский журнал). – 1997. – № 5. – С. 88-94.
  3. И.А. Гончаров и идеи феминизма (роман «Обломов») // И.А. Гончаров. К 190-летию со дня рождения. – Ульяновск, 2003.
  4. Кафанова О.Б. «Любовный быт «людей сороковых годов»//Вестник Томского гос. ун-та. – 1998. – Т. 266, январь.
  5. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М.: Современный литератор, 2005. – 976 с.
  6. Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер. – М.: Мысль, 1988. – 269 с.
  7. Пономарева В.В., Л.Б.Хорошилова Русское женское образование в XVIII- начале XX вв.: приобретения и потери // Мир истории. – 2000. – №6.
  8. Тишкин Г.А. Женский вопрос в России. 50-60-е годы XIX века. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1984. – 233 с.
  9. Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России. – Иваново, 1996.