Основные направления повышения эффективности социокультурной адаптации незрячих людей в современных условиях

№ 3 от 2013 года
Автор: Лоторева Е. В.
УДК 316
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
katerina_email@mail.ru

В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведения, ценности, установки, ориентации и т.д. Переход от монокультуры к плюрализму и свободе духовной сфере объективно актуализирует необходимость активного приспособления большинства населения к новым условиям своей жизнедеятельности. В этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной реальности, которая складывается в российском обществе.

Проблемы социокультурной адаптации личности, таким образом, начинают приобретать одно из центральных мест в гуманитарной науке. Перед исследователями стоит задача понять, как осуществляется социально-культурная адаптация инвалидов, чтобы потом провести объективную параллель с адаптацией современного российского гражданина к новым условиям, выявить, насколько ему удаётся сегодня сохранить ценностный мир.

Одна из целей развития мирового сообщества состоит в сохранении и укреплении физического, социального и духовного здоровья людей. Однако на рубеже тысячелетий человечество встретилось с проблемами глобального масштаба: экологическими, экономическими, социальными, нравственными. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире в настоящее время насчитывается 40 миллионов слепых. В России год от года растет число слепых и слабовидящих граждан. На сегодняшний день по официальным данным в стране насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих людей [5, с. 23].

Зависимость незрячего человека от окружающей среды, других людей чрезвычайно велика. Даже частичная компенсация этой зависимости существенно облегчает ему жизнь.

Резкое нарушение функций зрительного анализатора является для индивида одним из самых тяжелых стрессов, изменяющих физиологию, психику и поведение человека. Потеря зрения оказывает психотравмирующее воздействие, сила и продолжительность которого зависят как от тяжести зрительного дефекта и личностных особенностей ослепшего, так и от причины потери зрения, динамики развития глазного заболевания, стажа слепоты, степени тяжести сопутствующих заболеваний, дополнительных психотравмирующих факторов (внутрисемейные конфликты, бытовые конфликты с соседями, потеря социального статуса, социальное одиночество, социофобия и так далее). В этой связи необходимо проводить мероприятия, направленные на максимально эффективную интеграцию незрячего в общество. Интеграции незрячих инвалидов в общество способствует успешная социокультурная адаптация. Однако существующая в настоящее время в России система адаптации незрячих не способна эффективно помочь реально нуждающимся лицам с ограниченными возможностями зрения [3, с. 56].

Важнейшим условием успешной адаптации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Социокультурная адаптация позволяет инвалидам использовать свой потенциал не только для личностной реализации, но и для блага своего ближайшего окружения.

Учитывая место и роль незрячих людей в процессе социально-экономических и других преобразований, особенности их интеграции в общество, степень влияния проводимых реабилитационных мероприятий на процесс интеграции их в общество, полагаем, что обращение к исследованию указанных проблем является важной задачей, обусловленной требованиями времени и науки.

Исследователи проявляли интерес к проблеме адаптации незрячих людей. Каждый из них пытался выделить значимый для себя аспект. В данном исследовании основным аспектом являются особенности социокультурной адаптации незрячих людей в современных условиях.

В 2012-2013 годах автором было проведено социологическое исследование среди незрячих людей г. Курска и Курской области. Основная цель исследования – выявить особенности социокультурной адаптации незрячих людей и пути ее оптимизации.

В качестве основных показателей были приняты следующие категории: пол; возраст; образование; семейное положение; наличие детей; место проживания; объем утраченной функции органа зрения.

В опросе участвовало 530 человек, 59 % мужчин и 41 % женщин в возрасте от 20 до 60 лет. Автор выделил пять возрастных групп среди опрашиваемых (от 20 до 29 лет – 38 %, от 30 до 39 лет – 20 %, от 40 до 49 лет – 11 %, от 50 до 59 лет – 11 %, от 60 лет и старше – 20 %). 43 % были женаты (замужем), 5 % разведены, 37 % холосты (не замужем), 15 % вдовцов (вдов). 25 % имели одного ребенка, 22 % – двоих детей, 5 % – троих и более детей, 48 % – бездетные. Уровень образования опрашиваемых выглядит следующим образом: высшее образование у 15 % респондентов, незаконченное высшее – у 8 %, среднее специальное – у 25 %, среднее – у 45 %, начальное образование имеют 7 % незрячих людей. Проживают в областном центре 82 %, 4 % проживают в районе и по 7 % в поселке городского типа, деревне или селе. На момент опроса 41 % проходили обучение в образовательных учреждениях, 26 % работали в различных организациях, 20 % находились на пенсии, 13 % были безработными.

Среди опрошенных: слепорожденных – 37 %, 40 % потеряли зрение в детстве, 2 % – в подростковом возрасте, 6 % ослепли в юношеском возрасте, 15 % потеряли зрение во взрослом возрасте.

По объему утраченной функции зрения 73 % респондентов являются слабовидящими, а 27 % тотально слепыми.

Основными причинами потери зрения являются (по данным исследования):

  1. врожденные нарушения – 50 %;
  2. генетические нарушения – 12 %;
  3. травмы глаз – 14 %;
  4. глазные инфекционные заболевания – 4 %;
  5. потеряли зрение по другим причинам – 20 %.

В результате опроса выявлено, что больше половины респондентов (53 %) зрение теряли постепенно, 34 % потеряли зрение внезапно, 13 % – быстро.

Способных самостоятельно передвигаться в окружающем пространстве 77 %, 23 % передвигаются с помощью других людей.

Автор постарался выявить, какие черты характера присутствуют у незрячих людей в связи с потерей зрения. Независимо от пола, уровня образования, группы инвалидности и рода занятий респондентов среди черт выделяют конформность 26%, целеустремленность – 26%, негативизм – 24 %, ленивость – 19 % и внушаемость – 5 %. Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что в целом у незрячих людей присутствует тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих, так как у 26 % опрошенных присутствует такая черта характера как конформность. Также достаточно большая группа незрячих выделила такую черту, как целеустремленность, что является показателем того, что незрячие не хотят запираться в себе в связи со своим недугом, а ставят перед собой определенные задачи и самое главное стремятся достигать их. Одновременно с этим достаточно большое количество незрячих отметили в себе негативизм, что является отражением того, что многие незрячие недовольны состоянием своего здоровья и потому занимают пессимистическую жизненную позицию. Одним из редких ответов является внушаемость – 5 %. Это позволяет нам утверждать о наименьшей мере или степени восприимчивости незрячих к внушению, повышенной податливости по отношению к побуждениям, спровоцированным другими людьми.

На основании опроса тотально и частично незрячих людей о степени социальной значимости заболевания получены следующие результаты.

Из 100 % опрошенных 37 % незрячих отмечают, что в связи с потерей зрения они ощущают потерю сил и энергии, а также ухудшение отношений в семье. 36 % респондентов наблюдают, что у них произошли изменения во внешности, что приводит к формированию чувства ущербности. Такое же количество незрячих людей считают, что у них стало меньше свободного времени. Мы полагаем, что это объясняется тем, что большая часть свободного времени незрячих уходит на реабилитационные и адаптационные мероприятия.

Важным элементом адаптации человека являются жизненные ценности. Ценностные ориентации – это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, образуют стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Ценностные ориентации представляют систему основополагающих идей, убеждений и культурных традиций, образов и идеалов, характеризуют также совокупность представлений человека о значимых параметрах жизни [4, с. 41].

С учетом того, что выбор значимых ценностей при опросе был ограничен 7 вариантами, получилось следующее распределение данных. Наиболее значимыми ценностями незрячие люди считают следующие категории: здоровье (28 %), семья (19 %), работа (16 %). Менее важные для незрячих людей ценности – общение (13 %), материальное положение и учеба (по 9 %), последнее место занимает уважение окружающих (6 %).

Важно отметить, что, несмотря на свое относительно слабое материальное положение, незрячие люди на первое место ставят именно здоровье, семью и работу. По нашему мнению, это объясняется тем, что для незрячих людей работа выступает не только средством дохода, но и средством общения с другими людьми. Это подтверждает тот факт, что следующей по значимости ценностью для незрячих является общение, и только 9 % опрошенных выделили важной для себя ценностью материальное положение. Причем чем меньше детей в семье незрячих, тем чаще они показывают на «любимое дело, работу».

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности незрячего человека и составляет основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Разделяют два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. В этой связи респондентам было предложено указать на приоритетные терминальные и инструментальные ценности. Результаты ранжирования (в % к числу опрошенных).

Как показало исследование терминальных ценностей, наиболее важным для незрячих людей является здоровье (36 %). Также незрячими выделяются жизненная мудрость (18 %), материально обеспеченная жизнь (11 %) и интересная работа (10 %), несколько ниже – наличие хороших и верных друзей, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) и счастливая семейная жизнь (по 6 %). Настораживает тот факт, что достаточно редкими ответами оказались уверенность в себе (4 %), возможность творческой деятельности (2 %) и счастье других (1 %). Отсутствие уверенности в себе не способствует умению настоять на своем и не отступать перед трудностями.

Анализ инструментальных ценностей показывает, что на первое место незрячие поставили воспитанность (28 %), жизнерадостность (24 %) и образованность (17 %). В этой связи интересна высокая позиция такой ценности как жизнерадостность, так как выделение такой ценности является прямым следствием успешной адаптации незрячих людей. В меньшей мере для них важны чуткость и ответственность (по 7 %), честность (6 %). На последнем месте оказались ответы: твердая воля (4 %), смелость в отстаивании своего мнения, взглядов (3 %) и терпимость, широта взглядов (по 2 %). Как и в случае с терминальными ценностями, отсутствие твердой воли и смелости в отстаивании своего мнения еще раз подтверждает то, что незрячие люди, как правило, не могут настоять на своем и отступают перед трудностями.

Изучая проблемы духовного развития незрячих людей, мы попытались выявить значимые досуговые предпочтения инвалидов по зрению. Данные показывают, что большое количество респондентов (27 %) в свободнее время читают книги, журналы, 18 % занимаются музыкой. Менее предпочтительными являются прогулки в парке и походы в гости (по 16 %). Наименее важным незрячие люди считают занятие спортом (8 %) и посещение театра и кино (9 %). Менее 4 % респондентов занимаются искусством и лишь по 1 % ходят на рыбалку и смотрят ТВ.

Изучая проблемы адаптации незрячих людей к новой среде, мы выяснили, что чем «тяжелее» группа инвалидности, тем легче незрячие люди адаптируются к новой среде в связи с потерей зрения (тотально слепые) 72 %, 28 % с трудом адаптируются к потере зрения. Мы попытались выявить, что способствовало инвалидам по зрению адаптироваться, в результате чего наиболее частыми причинами сравнительно легкой адаптации незрячих к новой среде были названы следующие варианты ответов: благоприятный социально-психологический климат в семье (29 %), помощь родных (18 %), помощь друзей и соседей (18 %), реализация себя в профессиональном отношении (11 %), легко освоили систему Брайля (11 %), уверенность в себе (7 %). Автор считает, что, получив статус инвалида по зрению, большинство проявляют высокий уровень тревожности по этому поводу. Это показывает, что они находятся в состоянии стресса, испытывают напряженность, беспокойство, нервозность, ощущение безысходности, что мешает им адаптироваться. По прошествии определенного времени и на момент опроса у многих незрячих респондентов появляется трезвая оценка своих возможностей, определяется цель в жизни и пути ее достижения  это является результатом их успешной адаптации к новой среде в связи с потерей зрения. Однако на настоящий момент невысок процент людей, которые реализовали себя в профессиональном отношении, освоили систему Брайля. К тому же достаточно низкая уверенность незрячих в себе не может не проявиться в решении жизненных трудностей. В этом случае успешность адаптации инвалидов по зрению представляется нам особенно необходимой.

Для данного исследования было важным определить влияние жизненных трудностей незрячих людей на результат их социокультурной адаптации. Для этого нами было выявлены наиболее острые жизненные трудности, испытываемые незрячими людьми. Инвалиды нуждаются в том или ином виде помощи. Данные социологического исследования показывают, что, по мнению инвалидов по зрению, наиболее острой проблемой для них являются материальные трудности (30 %). Второе по значимости место занимает ухудшение здоровья и самочувствия (21 %). Следующим по важности незрячие выделили отсутствие работы (13 %). Не менее актуальными остаются плохие жилищные условия (11 %) и отсутствие нормального питания (11 %). Менее всего незрячие жаловались на нехватку полноценного общения (9 %) и непонимание здоровых людей (5 %). Полученная градация показывает, что на настоящий момент большинство незрячих выделяют как наиболее острые именно материальные трудности, к которым также добавляются отсутствие работы, плохие жилищные условия и отсутствие нормального питания. Все это делает современные условия жизни незрячих достаточно трудными. В этой связи становиться понятно, почему незрячие отводят духовным трудностям, как то отсутствие полноценного общения и непонимание здоровых людей, позиции второго плана.

Потеря или ухудшение зрения, вызывая у незрячих людей определенные описанные выше жизненные трудности, заставляет их использовать различные поведенческие реакции. Успешность преодоления жизненных трудностей незрячими напрямую зависит от выбранной ими модели поведения. Приведем результаты опроса незрячих людей о том, какие типы поведения они используют для преодоления жизненных трудностей.

Значительная часть опрошенных (30 %) указала, что используемый тип поведения направлен на достижения успеха, 28 % проявляют сами активные действия для решения своих проблем, 15 % поощряют себя за полученный результат, укрепляют веру в свои возможности, 7 % обращаются за помощью к другим людям, 6 % проявляют настойчивое поведения для выхода из сложившихся трудностей. Меньше всего незрячие стремятся полагаться на близких, знакомых – 4 % и мириться со сложившейся ситуацией – 4 %. Лишь

2 % жалуются на состояние своего здоровья, при этом не в состоянии решать свои жизненные трудности и проявляют боязливость по поводу самостоятельного решения трудностей. Ощущают внутреннюю отстраненность от жизненных трудностей и выбирают пассивное поведение 1 % незрячих людей. Как показало данное исследование, жизненные трудности воспринимаются незрячими как сложная ситуация, которая заставляет их искать пути преодоления возникающих трудностей. Тот факт, что достаточно большое количество незрячих выбирает активные действия, направленные на достижения успеха, и одновременно очень малое количество людей дистанцируется от проблем и выбирает пассивное поведения в преодолении трудностей, позволяет предположить высокую степень самостоятельности незрячих в преодолении трудностей и в то же время невысокую степень заинтересованности государственных служб в помощи незрячим. В этой связи возможно попытаться выяснить у наших респондентов, удовлетворены ли они условиями сегодняшней жизни. Затруднились ответить на данный вопрос 22 % опрошенных, 39 % незрячих людей дали положительный ответ и 39 % не устроили условия сегодняшней жизни. Таким образом, чем труднее жизненная ситуация у незрячих людей, тем в большей мере они склонны рассчитывать в основном или исключительно на собственные силы и надеяться на стечение обстоятельств. В меньшей мере они рассчитывают на помощь друзей, знакомых и государства.

Респондентам было предложено указать на свои жизненные планы, с которыми они, прежде всего, связывают свою адаптацию. При этом выбор ограничивался указанием не более трех вариантов.

Наиболее значимыми оказались ориентация на здоровье и борьбу с собственным недугом – 26 %, 21 % незрячих ориентируются на работу и профессиональный рост, 18 % – на семью. В меньшей мере ориентируются на самостоятельность и независимость 12 %, осуществление жизненных планов с материальным обеспечением связывают 13 % незрячих людей, с образованием – 9 %, 1 % ориентируется на пассивную жизнь. Результаты показывают, что основной целью незрячих является борьба со своим недугом. Но так как полное выздоровление в подавляющем большинстве случаев невозможно, то ориентация на здоровье и борьбу со своим недугом предполагает уменьшение влияния слепоты на жизнь незрячего. Слепота может помешать инвалидам по зрению развиваться в полной мере и влияет на достижение жизненных планов незрячего человека. Удивительным, с нашей точки зрения, является более высокая позиция ориентации на работу и профессиональный рост в сравнении с позицией ориентации на семью. Но, видимо, ставя работу на достаточно высокую позицию и испытывая материальные трудности, незрячие рассматривают работу не только как источник доходов, но и как источник общения с людьми, что позволяет им чувствовать себя полноценным участником общественных отношений.

Выяснив наиболее значимые для незрячих людей жизненные планы, автор постарался определить, от чего зависит их исполнение. Анализ полученных данных показывает, что независимо от возраста незрячие люди сравнительно чаще связывают осуществление своих жизненных планов со здоровьем (40 %), упорством (24 %) и доходами (11 %). Достаточно высок также рейтинг значимости исполнения планов от случая и везения (8 %), родственников (5 %) и друзей (6 %). В меньшей мере связывают незрячие люди осуществление своих планов от помощи государства, работодателей и от образования (по 2 %). Это свидетельствует о том, что незрячие люди привыкли полагаться на свои собственные силы, а не на постороннюю помощь.

С целью уменьшения влияния ограничений по зрению на жизнь незрячих проводятся реабилитационные мероприятия, которые имеют направленность на восстановление социальных функций незрячего человека, его социального и психологического статуса в обществе. Реабилитационные мероприятия – это мероприятия, направленные на восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях [2, с. 82]. Автор сделал попытку выяснить, какие реабилитационные мероприятия прошли незрячие люди с целью адаптации их к новым условиям в связи с потерей зрения.

Большинство опрошенных отметили, что они в рамках реабилитационных мероприятий получили образование – 21%, прошли бытовую реабилитацию 19% респондентов, 11% обучались в системе Брайля, 10% приобрели трудовые навыки в специализированных учреждениях, всего 3 % прошли обучение ориентировки и мобильности, никаких мероприятий не проходили 20% незрячих людей, все перечисленные мероприятия прошли 16 %. Полученные данные позволяют нам предположить о недопустимо низкой эффективности государственных действий по адаптации незрячих к современным условиям жизни. Ведь каждый пятый незрячий вообще не участвовал ни в каких реабилитационных мероприятиях. Также очень низок процент людей, прошедших обучение ориентировке и мобильности. Обоснованность данного предположения подтверждают данные о наличии мероприятий социально-трудовой адаптации незрячих. Социально-трудовая адаптация – это психический процесс адаптации (привыкания) незрячего к своему дефекту и полноценное включение в трудовой коллектив. В России имеется сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих. По данным, представленным на диаграмме № 12, видно, что профессиональное обучение прошли всего 33 % незрячих, повышение квалификации – всего 14 %, рациональное и качественное трудовое устройство – 10 %, разработку и внедрение средств тифлотехники – 12 % опрошенных. Большое количество респондентов никаких мероприятий не проходили (26 %), все мероприятия социально-трудовой адаптации прошли всего лишь 5 % незрячих людей.

Таким образом, реабилитационные мероприятия инвалидов по зрению должны носить комплексный характер. Проведение реабилитационных мероприятий и оказание различной помощи незрячим людям позволяет индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей. Однако следует отметить недостаточное количество реабилитационных мероприятий в нашей стране в целом и малый процент задействованных в них инвалидов по зрению.

Результаты данного исследования показали, что потеря или ухудшение зрения вызывает определенные жизненные трудности у незрячих, которые характеризуются особыми познавательно-оценочными, эмоционально-аффективными переживаниями, поведенческими реакциями и состояниями личностных трудностей. Потеря или ухудшение зрения вызывает у людей определенные социально-психологические реакции, которые накладывают отпечаток на их поведение, образ жизни, определение дальнейшей жизненной стратегии. Достаточно часто появляется чувство тревоги, состояние неуверенности, обычный жизненный тонус и реже – чувства стыда, мести, безразличия и недовольство собой.

Нами было выявлено, что влияние ограничений по зрению на социальный статус незрячего, его положение в обществе и микросоциальную среду, круг интересов, уровень притязаний приводят к изменению привычного образа жизни незрячего человека и необходимости формирования нового жизненного стереотипа. Самооценка незрячими людьми влияния заболевания на их социальный статус является важной «точкой приложения» адаптационного воздействия на незрячих.

У большого количества людей в условиях ограниченных возможностей зре¬ния выявлена такая черта характера, как конформность. В связи с этим мы полагаем, что в целом у незрячих людей присутствует тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих. Это позволяет сделать вывод о большой степени восприимчивости незрячих людей к внушению, повышенной податливости по отношению к побуждениям, спровоцированным другими людьми. У значительной части инвалидов по зрению возникает страдание в результате трудного материального положения, отсутствия работы и нехватки полноценного общения. В качестве приоритетных стратегий поведения в преодолении указанных трудностей чаще всего незрячие выбирают поведение, направленное на достижение успеха, проявление активных действий для решения своих трудностей. Таким образом, чем труднее жизненная ситуация, тем в большей мере они склонны рассчитывать в основном или исключительно на собственные силы и надеяться на стечение обстоятельств. В меньшей мере рассчитывают на помощь друзей, знакомых и государственных органов.

В иерархии ценностных ориентаций незрячих людей доминирует здоровье, семейные ценности, работа и лишь потом материальное благополучие. Таким образом, ценности материального благополучия у незрячих людей не являются значимыми. Инвалиды по зрению меньше, чем зрячие, видят смысл жизни в достижении материального успеха. Для них большей ценностью является семья, дети, самореализация, осуществление своих способностей и талантов.

Более половины опрошенных высказали удовлетворение условиями сегодняшней жизни. Достижение жизненного успеха незрячие люди связывают, в основном или исключительно, с их собственными возможностями и усилиями. Жизненными планами незрячих людей, с которыми они связывают свою адаптацию, являются борьба с собственным недугом, профессиональный рост и семейные отношения. Мы считаем, что слепота мешает инвалидам по зрению развиваться в полной мере и влияет на достижение жизненных планов незрячего человека. Однако исполнение жизненных планов незрячие люди связывают с уровнем самооценки личностных качеств. Они выделяют и оценивают в себе положительные качества. Наиболее значимыми качествами для незрячих являются: здоровье, упорство, доход, везенье. Это свидетельствует о том, что незрячие люди привыкли полагаться на свои собственные силы, а не на постороннюю помощь.

Автор также установил, какие реабилитационные мероприятия, которые имеют направленность на восстановление социальных функций незрячего человека, его социального и психологического статуса в обществе, были проведены с незрячими людьми с целью их социокультурной адаптации к современным условиям в связи с потерей зрения. Несмотря на то, что в России имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих, мы можем отметить недостаточность усилий, прикладываемых для проведения реабилитационных мероприятий слепых людей. По результатам исследования следует отметить, что недопустимо низкий процент незрячих людей прошли обучение ориентировки и мобильности. То же самое можно сказать и по поводу количества незрячих людей, прошедших мероприятия бытовой реабилитации, приобретения трудовых навыков, обучения системе Брайля.

Подводя итог, важно подчеркнуть, что основными направлениями социокультурной адаптации инвалидов по зрению являются: социальная направленность активности личности, её устойчивость и результативность. Показателями успешной социокультурной адаптации выступают: эмоциональная отзывчивость и восприимчивость к процессам и явлениям добротворчества, милосердия, сострадания, соучастия, сотрудничества; развитая эмпатия, осознание социальных норм поведения и выражение стремления к ним; стремление к активной социальной позиции, способность к рефлексивной оценки своих поступков. Специфика социокультурной адаптации незрячих содержит: осуществление процесса обучения и творчества на основе субъект-субъективных отношений, обеспечивающих раскрытие и поддержку природных данных инвалида, латентность воспитательных средств и методов, способствующих индивидуальному росту, развитию креативности личности.

Итак, эффективная социокультурная адаптация – это процесс и результат вхождения инвалида в новую социальную ситуацию развития, результатом которого является адаптированность (система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности).

Список литературы

  1. Бойко В.В. Социально защищен¬ные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999. 236 с.
  2. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 288 с.
  3. Кузьмин В.П., Степашов Н.С. Регуляция жизненных затруднений незрячего человека. Курск: КГМУ, 2004. 160 с.
  4. Лабунская В.А. Психология за¬трудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Учебное по¬собие. М., 2001. 288 с.
  5. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: Институт философии РАН, 2000. 194 с.