Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных технологий

№ 3 от 2013 года
Автор: Лежнев А. Е.
УДК 378.02:37.016
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
alezh65@mail.ru

Поиски путей эффективного обучения на расстоянии, в том числе и иностранным языкам, велись давно во многих странах мира. Для этих целей широко использовались, наряду с печатными средствами, возможности телевидения, видеозаписи и CD-ROMа.

Однако проблема самообразования на основе автономных курсов, не предполагающих непосредственного контакта с преподавателем, довольно сложна для большинства обучаемых по всем дисциплинам. Специфика же изучения иностранных языков предполагает довольно значительный объем взаимодействия преподавателя с обучаемым и поэтому без эффективной, причем систематической, обратной связи со стороны квалифицированного преподавателя подобные курсы фактически являются малоэффективными и затратными во временном аспекте.

С другой стороны, вполне очевидным является тот факт, что эффективность разнообразных курсов как на бумажных носителях, так и на CD-ROMах, а также посредством Интернета без реального взаимодействия преподавателя и обучаемых достаточно мала.

В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для целей обучения на расстоянии, в том числе и иностранным языкам. В настоящее время в сети Интернет можно увидеть в свободном доступе достаточно большое количество таких курсов, однако подавляющее большинство из них все-таки по-прежнему предназначены для самообразования.

Согласно основным положениям дидактики эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

  • эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;
  • используемых при этом педагогических технологий;
  • эффективности разработанных методических материалов и способов их использования;
  • эффективности обратной связи.

Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективности организации и методического качества используемых материалов, а также руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Поскольку более 90% студентов нашего учебного заведения обучаются по дистанционной форме, перед нами встала задача разработать он-лайновый курс дистанционного обучения английскому языку, который будет основан на тесном взаимодействии студентов и преподавателя (тьютора). Основу его составляет метод «case study», благодаря которому студенты сразу погружаются в мир бизнеса и впоследствии проходят все основные этапы повседневной профессиональной деятельности менеджера компании, начиная с устройства на работу, т.е. написания сопроводительного письма, резюме и прохождения собеседования в режиме он-лайн, и заканчивая подписанием акта приемки выполненных работ, т.е. завершением бизнес-проекта. Предлагаемый нами подход к дистанционному обучению иностранному языку позволяет осуществлять взаимодействие в процессе обучения как между тьютором и студентом, так и внутри студенческой группы в процессе решения поставленных тьютором задач.

Проблема вербальной коммуникации с тьютором технически решается посредством общения через веб-камеру в режиме реального времени. Таким образом, решается одна из наиболее актуальных проблем, столь характерных для большинства современных обучающих методик, которые основаны на самоподготовке обучаемых.

В настоящее время курс находится в процессе разработки, однако результаты пилотного эксперимента, проведенного со студентами дневного отделения, показывают хороший уровень усвоения материала, высокую степень познавательной активности и мотивированности овладения учебным материалом. Характерно превышение запланированного объема часов взаимодействия студентов с тьютором, при этом в большинстве случаев это дополнительное общение происходило по инициативе самих студентов.

Список литературы

  1. Полат Е.С., Буханкина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения. – М.: Академия, 2004.
  2. Татаринова М.А. Теоретические основы создания и использования дистанционного курса обучения иноязычной письменной речи для 2-3 курсов лингвистического вуза. Авт. дис. канд пед. наук. – Москва, 2005.
  3. Шаповалова Т.Р. Методика тестирования уровня обученности уча-щихся иноязычному чтению и письму в условиях дистанционного обучения: дис. канд. пед. наук. – Москва, 2002.