Способы организации контакта преподавателя со студентами в условиях сетевого обучения

№ 3 от 2013 года
Автор: Дорофеева Т. В.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
tgalcova@mail.ru

В настоящее время в высшей школе возникает потребность в подготовке конкурентоспособного мобильного специалиста, способного эффективно решать нестандартные проблемы. Поэтому одним из путей инновационного образования, в основе которого лежит ценность личности, является обеспечение конструктивного взаимодействия преподавателей и студентов [1].

Взаимодействие в высшей школе – это, прежде всего, сотрудничество преподавателей и студентов для достижения целей образовательного процесса, которое, в свою очередь, является наиболее эффективным и адекватным способом раскрытия потенциала обучающихся и оптимизации взаимоотношений с окружающим миром.

В связи с информатизацией образования появляются новые методы и формы взаимодействия между преподавателями и студентами, которые позволяют расширить возможности раскрытия содержания учебного материала преподавателем и восприятия студентами, а также оперативно разрешать возникающие проблемы.

Обратимся к опыту организации взаимодействия студентов и преподавателей, который существует в АНО ВПО «Региональный финансово-экономический институт».

Оговоримся, что АНО ВПО «Региональный финансово-экономический институт» – это учебное заведение, которое обучает студентов с применением дистанционных образовательных технологий. Так как большая часть обучающихся проживает за территорией Курской области, то необходима эффективная организация взаимодействия преподавателей и студентов, иначе процесс обучения потеряет свою продуктивность.

В недалеком прошлом у студентов, обучающихся в АНО ВПО «РФЭИ», было всего два варианта для связи с преподавателями: они могли либо позвонить в институт, либо прислать письменный запрос, воспользовавшись услугами «Почты России». Однако сегодня возможности для организации контакта между участниками образовательного процесса значительно расширились.

Вначале кратко охарактеризуем традиционные способы взаимодействия педагогов и обучающихся, которые применяются и в РФЭИ.

Прежде всего, следует сказать, что в институте успешно функционирует так называемая «горячая линия»: по многоканальному телефону все желающие могут обратиться с любым вопросом, касающимся как поступления в институт, так и организации обучения. Сотрудник call-центра, определив суть вопроса, переадресует звонок именно тому преподавателю, который компетентен дать необходимые разъяснения. Подобная организация работы избавляет студентов от необходимости многократно переадресовывать свой вопрос тому или иному участнику телефонного разговора.

Если абитуриент или студент отправляет на адрес института письмо, то он может быть уверен, что преподаватель, которому оно предназначено, в кратчайшие сроки свяжется с ним и даст квалифицированную консультацию.

Однако в последнее время все большую популярность приобретает использование электронных ресурсов в процессе организации диалога студентов с преподавателями АНО ВПО «РФЭИ».

У каждого из ведущих преподавателей института, а также у руководителя учебного заведения есть собственные блоги . Все студенты имеют доступ к блогам и могут задавать свои вопросы в «прямом эфире», непосредственно обращаясь к нужному преподавателю и даже ректору института.

При проверке контрольных работ, выгружаемых студентами на портал института, преподаватели могут оставлять комментарии и высказывать свое мнение по поводу студенческих работ, указывая на недостатки или отмечая их достоинства. Студент, видя подобный комментарий на своей страничке, может связаться с преподавателем и вступить в полемику с ним, если он имеет на это веские основания.

Кроме того, студенты могут обратиться к преподавателю посредством электронной почты, направив свое сообщение по адресу: all@aksenov.ru. После сортировки вопрос попадет именно к тому человеку, которому он адресован, и студент получит исчерпывающий ответ.

Теперь что касается организации контактов непосредственно во время учебных занятий. В связи со спецификой обучения во время проведения занятий со студентами в РФЭИ организуется процесс сетевого взаимодействия.

Под сетевым взаимодействием понимается способ организации деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, учебных и учебно-методических ресурсов [2].

При сетевой организации круг взаимодействия значительно расширяется, что ведет к более качественным и продуктивным результатам.

Сетевое взаимодействие в Региональном финансово-экономическом институте организуется при помощи сервиса Adobe® Acrobat® Connect™ Pro, который представляет собой средство информационного и технологического интерактивного взаимодействия пользователей. Данный web-сервис предназначен для организации вебинаров . Проведение занятий на основе данного web-сервиса позволяет преподавателю и учащимся, пространственно удаленным друг от друга, общаться в синхронном режиме. Каждый участник находится у своего компьютера, каждый преподаватель – у своего, вне зависимости от месторасположения. Участникам необходим доступ в Интернет и web-камера. В зависимости от функциональных способностей web-камеры дополнительно может понадобиться оснастить рабочее место наушниками или микрофоном.

Преподаватель работает в аудитории, но ведет трансляцию через виртуальный кабинет, а студенты в сетевом режиме подключаются к прямой трансляции в Интернете, переходя по определенной ссылке, предложенной педагогом. Во время вебинара студенты могут вести себя активно (участвовать в диалоге, задавать вопросы), особенно во время семинарских занятий, либо пассивно: просто слушать или конспектировать то, что говорит преподаватель. Кроме этого, во время проводимых он-лайн семинаров и лекций студенты, присутствующие на занятии, могут участвовать в виртуальном полилоге, задавая вопросы как преподавателю, так и своим одногруппникам, на форуме, к которому имеет доступ каждый участник сетевого взаимодействия.

Таким образом, следует сказать, что, применяя сетевые информационные технологии, преподаватели и студенты могут не только получать знания из информационных и образовательных ресурсов Интернета, электронных библиотек, но и выбирать необходимый вариант организации контакта с преподавателем для плодотворной работы, ведущей к успешной учёбе студентов.

Список литературы

  1. Князева О. Н. Конструктивное взаимодействие преподавателей и студентов как фактор повышения качества обучения в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Воронеж, 2011. – 24 с.
  2. Савина С.В., Магомедов Р.М. Перспективы использования сетевого взаимодействия в образовательном процессе вуза // Сб. научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании XXI века». – Т.1. – М.: НИЯУ МИФИ, 2012. – 376с. – С.104-109.