Женщина в политике: гендерное неравенство

№ 2 от 2013 года
Автор: Яковлева М. К.
УДК 316.346.2-055.2
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
yakovleva1mk@gmail.com

История человечества есть история взаимоотношений мужчин и женщин в различных сферах их жизнедеятельности. Именно эти отношения между полами и рассматривает концепция гендера [9]. Предметом же данной концепции являются различия между полами, но не биологические различия, а именно социальные, обусловленные обществом и историческим временем. И, соответственно, раз такие различия формируются нравами времени и обществом, то мы имеем возможность их изменить. Тем более что именно эти различия напрямую ведут нас к такому понятию, как гендерное неравенство в общество.
На сегодняшний день существует огромное количество организаций и принятых ими документов, которые содержат утверждение о том, что именно равенство между мужчинами и женщинами способствует полноценному развитию общества [4,149-176]. Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства [2].

Именно принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин является своеобразным индикатором состояния равенства в обществе и отражает крайне специфические взаимоотношения полов, которые, с учетом постепенной, но неумолимо увеличивающейся феминизации общества, рискуют стать определяющим фактором развития любого государства.

Сущность принципа гендерного равенства состоит в том, что женщины и мужчины являются независимыми (свободными) и равными субъектами права, в том числе обладают известной и равной автономией воли в случае своего участия в социальных связях и отношениях, реализации своих прав и законных интересов [6,14].

Таким образом, гендерное равенство предполагает, что мужчины и женщины имеют равные условия для реализации своих прав в качестве вклада в национальное, политическое, экономическое, социальное и культурное развитие страны, а также равные возможности получения выгод от результатов своей деятельности.

Гендерное равенство представляет собой равнозначную общественную оценку сходств и отличий между мужчинами и женщинами, а также различных ролей, которые они выполняют в обществе [9]. Но, к сожалению, в обществе существует множество барьеров, которые препятствуют обеспечению равных возможностей для мужчин и женщин. Особенно много таких барьеров можно наблюдать в политической сфере, на которой мы бы и хотели остановиться подробнее.

Женщина и политика?! Так сложилось изначально, что в политике или во власти мужчин больше. Женщина, в первую очередь, это мать, хранительница домашнего очага. Но из истории нам известно, что в тех случаях, когда женщинам удавалось получить власть, то они были вынуждены действовать, сообразуясь с жестокими законами политики и моральными нормами своего времени. Так, волевая и умная царевна Софья, правившая при недорослях Петре и Иоанне Алексеевичах, для удержания власти подговорила на бунт стрельцов, за что была до конца жизни заточена в монастырь. Екатерина Великая, которая отвоевала у Турции Крым, основала Эрмитаж, дружила с Дидро и внедряла в России идеи европейского просвещения [7, 145]. И эта же государыня участвовала в заговоре против своего собственного мужа с целью узурпации. Таким образом, мы видим, что женщины-политики не гнушались никакими средствами по отношению у противникам и знали, что и им никто не будет делать скидку на «слабость пола». И неважно, история это или современность.

Поэтому и история и опыт говорят о том, что волевые качества женщины вполне позволяют им править народами, сопротивляться тирании, вести свою страну к процветанию и свободе.

Факт, что государства, имеющие в своих парламентах и правительствах меньше 25-30 % женщин, плохо справляются с проблемами охраны материнства и детства, прав ребенка, социальной защиты [1]. А вот там, где женщины составляют хотя бы одну треть в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано.

Если говорить о России, то «женский вопрос» считался решенным еще с 1930 г., он исчез из политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о «политической роли женщины в обществе» проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном Совете РФ составляла 35 %; в Верховном Совете СССР – 32,8 ; в Верховных Советах союзных республик – 36,2; автономных республик – 40,3 % [5,572].

Эти квоты не отражали истинное положение женщин в политической жизни страны, хотя нельзя не признать, что на низовом, локальном уровне женщины были достаточно активны, и их представительство в местных органах власти было высоким. Это общемировая тенденция. Некоторые западные политические аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с жизненными интересами женщин региона, а также более ясно видны результаты работы депутата.

Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении «женского вопроса» в СССР и о политической роли женщины в обществе. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло прежде всего по причине их низкой политической активности и организованности, но и показало отношение общества к женщине-политику.

В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9 % [5,572].

Симптоматична оценка результатов этих выборов. Как свидетельствуют итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии АН СССР, 53,6 % опрошенных москвичей высказали отрицательное отношение к факту сокращения молодежи; 36,2 % – рабочих; 42,4 % – беспартийных. В то же время к сокращению числа женщин в высшем органе власти большинство опрошенных отнеслись как к факту, по их мнению, малозначащему [5,572].

Итоги выборов в Федеральное Собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном Собрании 11,4 % депутатов – женщины (в Совете Федерации – 5,6 %, в Государственной Думе – 13,6 %) [5,572].

В 1993 г. в Государственную Думу I-го созыва женщин было избрано 13,6 %, или 69 человек, в 1995 г. в Думе II-го созыва их стало ещё меньше – 46, или 9,6 %. В Государственную Думу III-го созыва было избрано всего 34 женщины, что составило 7,6 . В Думе IV-го созыва в 2003 г. работало всего 44 женщины (около 10 от общего количества депутатов). В составе 178 членов Совета Федерации всего 10 женщин [3, 116-117].

В Государственной Думе IV созыва были избраны следующие партии: «Единая Россия», в которой было избрано 28 женщин; КПРФ – 6 женщин; блок «Родина» – 4 женщины; ЛДПР – 2 женщины. Была составлена группа независимых депутатов, из которых было всего 4 депутата–женщины [8, 115].
Говоря об итогах выборов в Федеральное Собрание в 2011 г., следует отметить, что они еще несколько улучшили картину: так, в Совете Федерации – 6,6 % женщин (11 из 166 членов) [12], в Государственной Думе – 13,5 % женщин (61 из 450) [10].

Ниже мы приводим сводные данные по составу женщин в Государственной Думе последних трех созывов с 2003 по 2011 годы.

Фракция КПРФ Фракция ЛДПР Фракция «Единая Россия» Фракция «Справедливая Россия»
Государственная Дума IV созыва (2003) [3]. 6 2 28
Государственная Дума V созыва (2007) [11]. 3 4 43 11
Государственная Дума VI созыва (2011) [10]. 4 3 4 10

Итак, мы видим, что от фракции «Единая Россия» в Государственную Думу последнего созыва было избрано 44 женщины (что, составляет 18 % от всего числа депутатов); от фракции КПРФ – 4 женщины (4 %); от фракции «Справедливая Россия» – 10 женщин (15,6 %); ЛДПР – 3 женщины (5 %) [10]. Таким образом, видно, что такие партии, например, как «Единая Россия» и «Справедливая Россия», более толерантно относятся к женщинам-политикам в отличие от своих коллег ЛДПР и КПРФ, численность представительниц женского пола в которых не превышает 5 %.

Ну и конечно же, нельзя не отметить тенденцию «Единой России» к расширению женских полномочий, в отличие от той же ЛДПР, которая снижает и без того минимальное участие женщин в работе своей фракции в Государственной Думе.

Также стоит отметить и некоторые сдвиги в данном направлении в Совете Федерации: как мы уже сказали, число женщин в нем на сегодняшний день составляет 6,6% (11 из 166 членов). Более того, с 21 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации впервые была избрана женщина – Матвиенко Валентина Ивановна. [12].

В целом же, подводя итоги, стоит сказать, что, несмотря на некоторые позитивные сдвиги в вопросах участия женщин в решении политических проблем и их представительства в органах власти, неравенство позиций мужчин и женщин по-прежнему остаётся одной из наиболее характерных черт нашей политической жизни.

Малочисленность женщин-парламентариев резко усложняет их деятельность, что, соответственно, снижает уровень законотворческой деятельности, отражается на проведении избирательного процесса и выборе того или иного кандидата, влияет на снижение женской самооценки. Женщины-политики, женщины-парламентарии не могут использовать такие методы политических контактов, которые активно используют мужчины: ходить в парилку, пить пиво, охотиться и т.д.

Обществом к женщинам-политикам применяются завышенные требования, что породило остроумное замечание одного из женских политических лидеров: чтобы женщину стали считать заметной фигурой в политике, она «должна работать, как лошадь, и вести себя, как леди» [8, 114-117]. Но это мало кому удаётся, так как такое положение приводит женщину к большим перегрузкам и психологическим травмам, вследствие чего часто происходит распад брака, проблемы с семьёй, детьми и прочее.

Скромное представительство женщин во властных структурах наблюдается и на уровне принятия практических решений: они почти не представлены на высших государственных должностях в федеральных органах управления. Россия занимает 97 место (между Камбоджой и Суданом), по представительству женщин в высшем законодательном органе страны [8,114-117].

И если положение с политической активностью женщин не изменится, то демократическое общество, которое сегодня строится в России, будет демократией без женщин и не для женщин.

Список литературы

  1. Женщина и власть (интервью Н.А. Ковтонюк журналу «Медиа-Спектр») Официальный сайт главы города Курска и Курского городского собрания [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://glava-kurska.ru/kgs/press/?news=61
  2. Зайков Д.Е. Развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в советский и постсоветский периоды// История государства и права. – 2011. – №18.
  3. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
  4. Калабихина И.Е. Почему важно развивать институты гендерного равенства в России// Научные исследования экономического факультета. – 2011. – № 1. – С.149–176.
  5. Общая и прикладная политология: Учебное пособие/ Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. – 992 с.
  6. Поленина С.В., Скурко Е.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации. – М.: Формула права, 2009. – С. 14.
  7. Страницы, опаленные смертью. Александр Мень, Галина Старовойтова, Сергей Юшенко, Николай Гиренко/ Сборник статей. – М.: Журнал «Вестник Европы», 2006.
  8. Першина А.М. Женщины-депутаты в составе Государственной Думы Федерального Собрания IV созыва (2004 – 2007 гг.) // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». Серия: История и политические науки [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik-mgou.ru/web/index.php/ru/istoriya-i-politicheskie-nauki
  9. http://www.unece.org
  10. Официальный сайт Государственной Думы [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/
  11. http://ru.wikipedia.org/ Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации V созыва
  12. Официальный сайт Совета Федерации. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://council.gov.ru