Практика дистанционного образования с использованием Интернет-технологий

№ 1 от 2013 года
Автор: Клаверов В. Б.
УДК 378
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
ascona1983@mail.ru

Современное российское образование вступило в стадию качественной модернизации. В этой связи становится все более насущной необходимость мобилизации сил государства и всего общества для выработки эффективных стратегий и тактик в области новых образовательных технологий.

Коменский Ян Амос почти 400 лет назад призывал сделать обучение «техническим», т.е. почти таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.

Россия располагает одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям общества. Общество диктует новые правила, и сегодня люди должны обладать высшим образованием, чтобы быть востребованными на рынке труда. Кроме этого динамика информационного развития современного общества диктует необходимость непрерывного образования, поэтому людям, имеющим высшее образование, требуется постоянно повышать квалификацию для успешного осуществления любого вида деятельности. Решение этих задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей. В настоящее время реальной альтернативой этому стало развитие системы дистанционного образования.

Преимущества дистанционной формы обучения очевидны:

  1. Возможность осуществления обучения без отрыва от рабочего места, в удобное время.
  2. Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения.
  3. Высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя.
  4. Возможность привлечения к образовательному процессу и оказанию оперативных консультаций ведущих специалистов вне зависимости от географической удаленности преподавателей и обучаемых.
  5. Возможность использования приобретенных навыков работы с Интернет-технологиями в профессиональной деятельности и обучении.
  6. Использование в обучении самых современных учебных средств и технологий [5].

Система дистанционного образования должна создавать вокруг участников образовательного процесса (администрации, преподавателей и студентов) максимально созидательную и логичную информационную среду, удобную для быстрого и хорошо структурированного обмена учебной, методической и административной информацией, составляющей содержание процесса обучения.

При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего – сочетание различных технологий). Современные технологии дистанционного образования упорядочивают процесс управления системой образования, оптимизируют усвоение знаний за счет формирования специализированной информационной среды, удобной человеку, привычно использующему Интернет для получения информации и межличностных коммуникаций.

Интернет в целом является почти идеальным техническим средством для дистанционного образования. Но необходимо помнить, что любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Необходимо иметь следующие структуры:

  • поддержка проектирования учебного материала;
  • доставка учебного материала слушателям;
  • поддержка «справочных» материалов;
  • консультации;
  • контроль знаний;
  • организация общения слушателей [6].

Под Интернет-технологиями в целом мы пониманием дистанционную образовательную технологию, основанную на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов. Именно применение Интернет-технологий позволяет наиболее полно реализовать потенциальные возможности дистанционного образования.

При внедрении Интернет-технологий в систему дистанционного образования необходимо выделять два направления реализации этого процесса:

  1. управление учебным процессом, которое осуществляет образовательное учреждение;
  2. технологическое обеспечение функционирования информационной системы, которое осуществляет специализированная служба-провайдер.

Под технологическим обеспечением Интернет-технологий дистанционного образования мы понимаем предоставление информационно-коммуникационных услуг доступа к программно-аппаратным ресурсам, а также технологическую поддержку всех пользователей. Здесь можно выделить два варианта технологического обеспечения.

Первый – размещение программного обеспечения дистанционного образования на сервере, подключенном к Интернету; в связи с этим образовательное учреждение должно помимо учебных задач заняться еще и решением специальных технических задач по обслуживанию сервера.

Второй вариант – это использование внешнего источника в организации дистанционного образования. Услуги аутсорсинга (outsourcing с англ. – использование внешнего источника) предоставляются сервис-провайдерами дистанционного обучения. Применительно к вузу это означает, что все программное обеспечение дистанционного образования функционирует на мощных серверах специализированной компании-провайдера. Все участники учебного процесса осуществляют свои функции, обращаясь к серверам через Интернет, используют соответствующие интерфейсы. Внешне это ничем не отличается от ставшего привычным посещения сайтов в Интернете, разве что в случае с дистанционным образованием вход на персональные страницы участников производится после введения логина и пароля. Аутсорсинг максимально экономичен для вузов – никаких расходов на поддержание серверного оборудования, системное администрирование.

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени), асинхронные системы (системы off-line) и смешанные системы.

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: различные web-чаты, web-телефония, интерактивное TV, телеконференции NetMeeting, Telnet. Для проведения дистанционных занятий наиболее удобно и просто использовать web-чаты, особенно для групповых занятий.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио- и видеокассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), гостевых книгах, телеконференциях (подписка на группы новостей).

Смешанные системы используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

  • рассылка печатных материалов по почте (характерна для традиционного заочного обучения);
  • рассылка аудио- и видеокассет, дискет, CD-ROM;
  • средствами аудиографики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);
  • через интерактивное WebTV и видео конференции;
  • через телеконференции Usenet, IRC;
  • через электронную почту и листы (списки) рассылки;
  • через web-страницы;
  • через чат, web-форум и гостевую книгу.

В последнее время Интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:

  1. техническое развитие Интернет-технологий, которые позволяют имитировать любую учебную модель;
  2. простота подключения к сети Интернет;
  3. относительно низкая стоимость подключения.

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия:

  • наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к Интернету у потенциальных дистанционных студентов,
  • наличие у дистанционных преподавателей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных занятий,
  • наличие подготовленных локальных координаторов,
  • систематическое проведение дистанционных занятий,
  • моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Оптимальные результаты дистанционного занятия могут быть получены, когда:

  1. Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.
  2. Студенты хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.
  3. Связь преподавателя с обучаемыми через Интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами [8].

Для этого необходимо:

  1. создать гипертекстовую структуру, объединив тем самым теоретический материал предмета в наглядно представленную, логическую структуру;
  2. создать программный комплекс, позволяющий слушателям самостоятельно контролировать качество и полноту усвоения знаний;
  3. создать набор тестовых заданий, позволяющих преподавателю оценить полноту усвоения теоретических знаний.

Очень важно в процессе проведения дистанционного занятия получить некоторую образовательную продукцию, например, в виде приращения знаний и умений студента или (лучше) в виде созданного учебного документа.

Итак, роль дистанционных технологий в повышении эффективности профессионального образования, безусловно, велика. Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой образования. Оно ориентировано на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает учебно-методические материалы в интерактивном режиме, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами «виртуальной» учебной группы.

За счет создания автоматизированной обучающей системы, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования система дистанционного образования позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. И хотя при дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно отделены друг от друга, они, тем не менее, находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации, основанных на использовании Интернет-технологий.

В качестве примера рассмотрим проведение практического занятия 5.05.2012 года по дисциплине «Эконометрика» на тему: «Современные эконометрические методы» со студентами 4 курса заочного обучения с использованием сети Интернет в форме видеоконференции. При этом используется система он-лайн общения connect.rfei.ru, которая позволяет проводить видео- и аудиоконференции, он-лайн семинары. В каждой такой конференции может одновременно участвовать до 100 человек. В каждом собрании есть возможность продемонстрировать пользователям изображения, презентации, поделиться ссылками на внешний ресурс, а также загрузить материалы к занятию в виде *.zip архива.

Заранее (за неделю) определенным студентам преподаватель, ведущий занятия по этой дисциплине, выслал темы для выступления с указанием его объёма и формы представления на занятии. Кроме этого преподаватель определил тему и цель занятия, дату и время его проведения, а также предполагаемый сценарий его проведения.

Студенты во время подготовки к проведению занятия и во время подготовки материала в виде сообщения (доклада) имеют возможность обращаться к преподавателю по электронной почте за любыми консультациями и разъяснениями по вопросам подготовки своих сообщений (докладов). Оценка им за это не снижается.

За день до начала проведения практического занятия студенты обязаны проинформировать преподавателя о своей готовности к проведению занятия и о готовности своих сообщений (докладов).

В назначенный день и время проведения практического занятия все студенты, желающие принять участие в проведении этого занятия, а также студенты, подготовившие свои сообщения (доклады) заранее (за 10-15 минут до начала проведения занятия) регистрируются в чате «Эконометрика» 5.05.2012 года в 9.00-11.50, например, «Масько Наталья «Всем доброе утро»».

За 5 минут до начала занятия организатор проведения занятия (доцент кафедры математики и информационных технологий Клаверов Владимир Борисович) также регистрируется в чате и производит проверку работоспособности и настройку микрофона и головных телефонов.

В это время те студенты, у которых имеются проблемы технического характера с изображением на экранах своих мониторов или слышимостью организатора практического занятия, имеют возможность устранить эти проблемы и настроить уровень слышимости своих головных телефонов. Успешно справившись с проблемами технического характера, студенты в чате сообщают об этом. Организатор практического занятия отслеживает эту информацию и по мере готовности всех студентов, зарегистрировавшихся в чате, приступает к проведению практического занятия. В начале практического занятия преподаватель еще раз приветствует всех участников занятия и сообщает всем тему практического занятия и сценарий его проведения. Например, «Уважаемые участники нашего занятия!» (Обращение «Уважаемые студенты!» неправомерно. Как показывает опыт проведения подобных занятий, в качестве участников занятия могут быть и не только студенты, но и опытные преподаватели во время взаимопосещений и начинающие преподаватели. Поэтому, чтобы учесть и эту категорию участников, правильнее все-таки обратиться: «Уважаемые участники нашего занятия!»). Далее: «Сегодня мы с вами в соответствии с расписанием занятий проводим по дисциплине «Эконометрика» практическое занятие № 11 на тему: «Современные эконометрические методы»». После этого преподаватель сообщает всем присутствующим предполагаемый сценарий проведения практического занятия: после краткого вступления преподавателя слово для выступления будет предоставлено докладчикам (преподаватель называет фамилии и имена докладчиков (докладчиц) и темы их выступлений в том порядке, в котором они будут выступать). Например:

  1. Масько Наталья «Информация и логические задачи».
  2. Кантеева Эльвира «Эконометрические информационные технологии».
  3. Ищук Светлана «Современные эконометрические методы».
  4. Салмина Валентина «Многофакторная модель Barra».

После этого преподаватель даёт краткие рекомендации докладчицам. Например, в начале своего доклада сообщить его тему. Темп изложения материала доклада должен быть таким, чтобы каждый докладчик чётко и внятно произносил слова, не проглатывая их. При этом информация, сообщаемая докладчиками всем присутствующим, должна быть понята ими и по возможности в темпе изложения трансформироваться в полученные знания. Время на изложение каждого доклада отводится в пределах 20-25 минут. Вопросы, возникающие по ходу изложения каждого доклада, любой из присутствующих может письменно задать в чате, указав, кому он его адресует. В конце проведения практического занятия преподаватель в зависимости от количества заданных вопросов выделяет соответствующее время конкретному докладчику на его ответы по существу заданных ему вопросов.

После этого преподаватель информирует всех присутствующих о цели данного практического занятия. Например: «Цель данного практического занятия заключается в том, чтобы проинформировать всех участников практического занятия о существующих современных эконометрических методах. Докладчики в своих сообщениях должны показать практическое применение современных эконометрических методов на конкретных примерах».

После этого преподаватель приступает к вступительной части в пределах 5 минут, в которой он сообщает о том, что эконометрика – быстроразвивающаяся отрасль науки, цель которой состоит в том, чтобы придать количественные меры экономическим отношениям.

Далее заслушиваются доклады.

После заслушивания последней по списку докладчицы преподаватель предоставляет слово той докладчице, в адрес которой поступили вопросы от участников конференции. После ответов всех докладчиц на все поступившие вопросы, преподаватель объявляет о подведении итогов практического занятия.

Преподаватель благодарит всех присутствующих за совместную работу, сообщает адрес своей электронной почты в чате для пожеланий и предложений по совершенствованию учебного процесса с использованием Интернета. На этом практическое занятие закончено.

В настоящее время во всём мире на первый план в образовании выходит применение технологий электронного обучения (e-Learning). Термин «электронное обучение» появился в России сравнительно недавно. Внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет повысить уровень квалификации современного преподавателя. Способствует мобилизации самостоятельности студента и улучшает его профессиональную подготовку.

Электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному, и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.

Сегодня, когда электронное обучение в нашей стране начинает набирать силу и обретать официальный статус, всё чаще поднимаются вопросы о его возможностях, специфике и, в конечном счете, качестве. Поскольку одной из базовых технологий электронного обучения является Интернет-технология, качество программных средств, используемых для сопровождения и управления учебным процессом в электронном обучении, становится одной из ключевых задач при обеспечении качества образования. Ведь именно программное обеспечение несет основную нагрузку по доставке информации и организации взаимодействия всех участников учебного процесса в системе электронного обучения.

Вместе с тем исследования, посвященные определению эффективности использования информационных и коммуникационных технологий, свидетельствуют о том, что гарантом успешности внедрения ИКТ в учебный процесс является в первую очередь преподаватель.

При этом необходимо помнить и о студентах, у которых, как показывают результаты внедрения электронного обучения во многих ведущих российских вузах, отсутствует осознание необходимости самостоятельного изучения предложенного материала, а также умение планировать свою деятельность. Что касается психологического аспекта обучающихся, то электронные технологии обучения предоставляют возможность повысить уровень психологического комфорта на занятиях, позволяют повысить мотивацию к учебе и инициативность студентов. Электронное обучение позволит обучающимся более эффективно реализовать свои образовательные потребности.

Применение информационно-коммуникационных технологий в вузе позволяет повысить уровень обучения и улучшить качество предоставляемых в вузе образовательных услуг, а также обеспечивает большую гибкость в реализации образовательных целей вуза.

Анализируя содержание практического занятия и форму его проведения, целесообразно сделать следующие выводы:

  1. необходимо тщательно готовить и структурировать учебный материал как со стороны преподавателя, так и особенно со стороны студентов, готовящих доклады и сообщения, из-за отсутствия возможности показа слайдов;
  2. заранее отрабатывать дикцию и стиль изложения и хронометрировать излагаемый учебный материал;
  3. чётче и оперативнее формулировать возникающие вопросы по ходу проведения практического занятия;
  4. учитывая позитивные отклики участников проведенного занятия, совершенствовать и развивать данную форму обучения;
  5. необходимо учитывать проблемы, связанные с информационной безопасностью, а именно: раскрытие конфиденциальной информации, компрометация информации, несанкционированное использование ресурсов локальных вычислительных систем и т.д.;
  6. для успешного проведения занятий в режиме on-line повышаются требования к широкополосности канала Интернет. Иногда из-за недостаточной скорости обмена информацией между участниками конференции изображение очередного докладчика становится статичным или трудно различимым.

Список литературы

  1. Slechty, P.C. Schools for the 21st Century / P.C. Slechty. – San Francisco, 1990.
  2. Коменский Я.А., Локк-Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989 г. – 416 с. ISBN 5-7155-0164-4.
  3. Леви В.Л. Азбука здравомыслия. – М.: Метафора, 2004. – 736 с.
  4. Подласый И.П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии обучения: Учебник для вузов. «Владос». – М., 2008. – 575 с. ISBN: 978-5-691-01557-1, 978-5-691-01553-3.
  5. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 c.
  6. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. – 336 с.
  7. Ушинский К.Д. Собр. сочинений в 10 т. – М.-Л., 1952. – С. 182.
  8. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. Серия «Учебник нового века». – Изд. «Питер», Санкт-Петербург, 2001. – 544 с.