История формирования первых художественных школ Центрального Черноземья

№ 1 от 2013 года
Автор: Пронина Т. Д.
УДК 902;7.01
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт»
t_pronina@mail.ru

В первой половине XIX в. в России появляются рисовальные и живописные школы. Это были частные художественные предприятия, созданные на базе расширившихся в это время иконописных мастерских. В связи с увеличением спроса на портретную живопись, содержатели и устроители мастерских берут заказы, обучая портретному искусству своих учеников. Именно такие мастерские послужили основой для возникновения региональных художественных школ.

Первая частная живописная школа в провинции открывается в Арзамасе в 1802 г. Создателем ее являлся арзамасский живописец А.В. Ступин. Школа послужила примером для создания подобных учебных заведений в России. Она вела активную работу и играла определенную культурную роль в местной жизни, но в большей степени ориентировалась на ремесленные задачи.

В 1832 г. в г. Козлове Тамбовской губернии воспитанник Арзамасской школы А.Д. Надежин организует первую в Центральном Черноземье художественную школу. С 1836 г. Академия художеств берет ее под свое покровительство. Школа стала называться «Покровительствуемая Императорской Академией художеств учрежденная художником Надежиным школа рисования и живописи».

Надежинская школа существовала 38 лет. В основе обучения учащихся школы лежала методика преподавания изобразительного искусства, основанная на опыте работы арзамасской школы и советах, присылаемых из Академии художеств.

Курс обучения был рассчитан на 6 лет: рисование с гравировальных эстампов, гипсовых голов и фигур, черчение пяти архитектурных ордеров, линейная перспектива, живопись маслом как копировальная, так и натурная. Натурная живопись была ведущей в Надежинской школе. Помимо специальных предметов в программу обучения входили и общеобразовательные предметы: грамматика, чистописание, арифметика, история и литература. Занимались в школе около полутора десятков человек.

В сентябре 1855 г. Академия художеств присвоила Надежину звание академика портретной живописи, а в 1867 г. «в воздание отличных и полезных трудов по образованию художников и содержимой собственными средствами школы рисования и живописи» ему был пожалован орден Св. Анны 3 степени – явление редкое по тому времени.

К 1860 г. материальное положение школы ухудшилось. В 1865 г. пожар нанес школе огромный ущерб: были уничтожены учебные работы, все учебные пособия, картины, эстампы, гипсы, произведения Надежина. В результате в 1871 г. прекратился прием учащихся в школу.

Выпускники школы Надежина в основном работали учителями рисования в различных учебных заведениях Тамбова и других губерний, открывали собственные художественные мастерские. В Козлове работали П. Завитаев, С. Киреев, Н. Михайлов, Р. Мошков, Л. Орлов и др. В Тамбове преподавал А. Васильев, в Моршанске – А. Сиротинский. Из воспитанников Козловской школы двое, Д. Захаров и Г. Крылов, успешно закончили Академию художеств. Г.Крылову в 1858 г. было присвоено звание академика исторической и портретной живописи.

Изобразительное искусство в середине XIX в. получает развитие и в других уездных центрах Тамбовской губернии. В г. Моршанске портретной живописью занимался художник Г.А. Лельков. Работы Лелькова напоминают парсунную живопись («Портрет купца Фомина» – Моршанский краеведческий музей). Наряду с ним работали и другие художники, но имена их неизвестны.

Первая провинциальная школа рисования и живописи в Воронежской губернии, устроенная по образцу Арзамасской, открылась в губернском центре в 1835 г. Основал ее художник Ф. Чуриков. Академия художеств одобрила проект этой школы и снабдила ее методическими указаниями и учебными пособиями. Воронежская и Козловская художественные школы Центрального Черноземья были слишком слабыми по технической базе, чтобы составлять конкуренцию Академии художеств.

В к. XIX в. деятельность в сфере изобразительного искусства активизируется. Открывается большое количество обществ, объединений, студий, кружков, школ. В 1890-х годах в Воронеже образовалось Общество любителей рисования. Первое собрание общества состоялось 10 января 1893 г. В числе его учредителей можно назвать Е.Л. Маркова, Несветевича, Вашкевича, Макарова, Григоровского, Болотникова, Л.Г. Соловьева, М.П. Паренаго, М.А. Ульянищева, И.П. Иванова, А.А. Бучкури, М.И. Пономарева, В.М. Якимова, Кордюкова и др.

Общество любителей рисования берется за организацию бесплатной школы рисования, живописи и черчения на средства, отпускаемые для этой цели земством, отчасти на средства благотворительности. Организатором Вечерней школы и первым преподавателем рисунка и живописи был воронежский художник-иконописец, пользовавшийся большой известностью, Л.Г. Соловьев. Активным помощником Соловьева становится М.И. Пономарев, получивший звание художника Академии в 1862 г., но его деятельность ограничивалась исключительно преподавательской работой, живописью он практически не занимался.

Вечерняя школа, руководимая Л.Г. Соловьевым, давала много для развития необходимых навыков в рисовании и живописи. «…Приобретенные здесь (в школе) познания дают сознательное разумение видимых явлений природы, ее форм и красоты, расширяя вместе с тем и кругозор миропонимания» [1]. Полученные знания по рисунку и живописи находили приложение и в профессиональных ремесленных занятиях.

В 1908 г. класс рисования и живописи посещало 293 учащихся, из которых 110 человек ходили на занятия систематично. С каждым годом количество учеников росло: так в 1911 г. их было 304, в 1912 г. – 338.

Плохое материальное обеспечение, отсутствие собственного помещения (школа первоначально размещалась в одном из зданий усадьбы Дворянского Собрания) не могло не отразиться на деятельности школы. Постоянно в отчетах кружка поднимается вопрос о строительстве здания для школы. В результате художник М.И. Понамарев дарит школе свой доходный дом со свободным для строительства местом и капиталом в 9000 рублей. С этого момента школа была переименована в Воронежскую бесплатную имени Михаила и Марии Пономаревых рисовальную школу.

А.В. Куприн, один из учеников школы, писал: «…Я занимался рисунком и живописью в Воронежских классах рисования. Преподавателями были Лев Григорьевич Соловьев (Картина его «Сапожники» находится в Третьяковской галерее) и Михаил Иванович Пономарев. Это удивительные и своего рода замечательные люди. В течение 10-15 лет они совершенно бесплатно преподавали в школе, ими же самими учрежденной и организованной. Для провинции значение этой школы было огромное» [2].

В числе многочисленных учеников школы также можно отметить П.П. Болотова, А.И. Кудрявцева, А.И. Петрова, П.Д. Шмарова, А.А. Бучкури. Сведения о многих из них очень ограничены. Получив в дальнейшем художественное образование в Петербурге и Москве, они теряют связь с Воронежем и не влияют на художественную жизнь родного города. Исключение составляет лишь А.А. Бучкури – воспитанник Академии, один из ярких представителей школы И.Е. Репина. Возвратившись в Воронеж, он в значительной степени влияет на развитие искусства в родном городе, стремясь развивать реалистические тенденции молодых воронежских художников. С 1908 г. А.А. Бучкури занимается преподавательской деятельностью в Вечерней школе рисования, заменив художника М.И. Пономарева.

В октябре 1900 г. в г. Козлове Тамбовской губернии открывается народная школа рисования, связанная с деятельностью Сергея Ивановича Криволуцкого – бесплатные вечерние классы рисования, которые были переполнены обучающимися. Это побудило художника взяться за организацию в городе официально оформленной школы.

Летом 1901 г. на улицах города появились афиши, извещающие о том, что окончивший Академию художеств Криволуцкий открывает народную школу рисования и принимает в нее всех художников-самоучек. В ноябре 1901 г. начинаются занятия в школе, а в середине января 1902 г. состоялось ее официальное открытие. Из-за плохого материального положения школа просуществовала 4 года, в 1906 г. Криволуцкий закрывает свое заведение.

Среди учеников школы Криволуцкого был А.М. Герасимов. «С первого же дня моего посещения школы Криволуцкий раз и навсегда определил мою судьбу. Его простые и искренние слова огнем зажигали наши сердца и открывали перед нами великие задачи искусства. Криволуцкий направил меня и многих других моих товарищей в высшее художественное училище» [3].

В отличие от Надежинской, школа Криволуцкого не была упорядоченным учебным заведением, занятия носили свободный студийный характер. В числе учеников Криволуцкого были тамбовские и козловские художники: Д.Р. Панин, работающий у А.М. Герасимова, С.С. Варсонофьев, И.Я. Копров, И.В. Гуров, Г.Т. Романов-Скороходов и др.

На рубеже веков в провинциальных городах Центрального Черноземья появляются культурно-просветительные объединения в области изобразительного искусства. Подобное объединение возникло в Тамбове зимой 1907 г. – Общество любителей художеств. Его организаторами являлись преподаватели рисования местных учебных заведений М.А. Антонов, П.П. Мошков, П.Д. Мягков, И.П. Фрейман, врачи И.М. Потапов, П.П. Шафранов и др.

Устав общества предусматривал устройство в городе студий и мастерских для художников, художественных выставок и экскурсий, чтение публичных лекций по вопросам искусства, создание картинной галереи и художественного музея, бесплатных рисовальных классов и художественной школы. Эта разнообразная программа оказалась далекой от своего практического воплощения, но даже то, что удалось осуществить, вносит неоценимый вклад в становление тамбовской художественной школы.

Уже в первый год своего существования Общество любителей художеств насчитывало 80 членов. Каждую субботу на квартире врача И.П. Потапова проходили частные собрания членов общества, на которых обсуждались вопросы живописи и рисования, ваяния и архитектуры. На одном из майских собраний 1907 г. членом общества А.В. Пустовойтовым был сделан доклад «Коллекция Вышеславцевых и их деятельность в искусстве».

Общество пыталось наладить связь с художниками г. Козлова. Примером этому служит включение в члены жюри по отбору произведений на художественные выставки общества художника С.И. Криволуцкого.

С 1907 г. по инициативе членов Общества в Тамбове ежегодно устраивались художественные выставки. Значение этого общественного начинания трудно переоценить. Провинциальная жизнь была чрезвычайно бедна на свежие художественные впечатления, и посещение выставок являлось для местных любителей изобразительного искусства практически единственной возможностью узнать о новых веяниях в живописи. Активное участие в предреволюционных выставках в Тамбове принимали художники М.А. Антонов, П.Д. Мягков, П.П. Мошков, В.Г. Белоцветов, А.Н. Нестеров и другие. В конце 1916 г. общество прекращает свое существование. Видную роль в деятельности Общества играл руководитель художественных студий художник-любитель Николай Михайлович Шевченко.

Факт существования художественной школы в Курской губернии ранее начала XX века не подтвержден документально.

На рубеже веков в Курске был организован кружок местных художников, в который входили живописцы В.И. Лобода, Л.А. Квачевский, В.В. Голиков, Г.А. Шуклин, скульптор И.А. Шуклин. Это имена не первой величины, но их творчество позволяет судить о культуре губернского центра.

В начале XX в. объединение профессиональных художников Курска было зарегистрировано под именем «Товарищества Курских художников». В 1908 г. в Курское губернское по делам об обществах и союзах присутствие поступило заявление о регистрации объединения курских художников от А.К. Дамберга, К.Г. Маслова, В.И. Лобода, М.Н. Якименко – Забуга, В.И. Шумова, К.М. Борисова, С.И. Красникова, Г.А. Шуклина. Целью своего общества художники обозначили – «установление непосредственных сношений между художниками и публикою». Для этого планировалось устраивать выставочные экспозиции, проводить лекции по искусству и художественно-музыкальные вечера, открыть лавку для продажи живописных материалов и т.д. Курское губернское по делам об обществах и союзах присутствие отказало Товариществу в регистрации, обосновав свой отказ тем, что данное объединение можно было бы отнести к двум типам обществ: профессиональным и обществу, «не имеющему задачею получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия». Вопрос решился только 9 апреля 1910 года.

Товарищество курских художников регулярно устраивает выставки. «Довольно оживленной была деятельность Курского Товарищества художников. Начиная с конца 1890-х годов и до 1916 года Товарищество устраивало свои выставки ежегодно, а иногда и два раза в год – весной и осенью. Активное участие в выставках принимали местные художники А.К. Дамберг, Л.А. Квачевский, К.С. Малевич, Г.А. Шуклин, М.Н. Якименко – Забуга (председатель Товарищества) и др… Многие произведения, показанные на курских выставках, имели высокопрофессиональный характер… Наряду с картинами местных живописцев на курских выставках нередко экспонировались полотна известных художников: в 1911 г. – И.И. Левитана и Л.Л. Каменева, в 1912 г. – В.К. Бялыницкого-Бирули, в 1913 г. – В.Н. Мешкова» [4], а также Васнецова и Фалька.

В журнале «Курский театр» отмечалось, что помимо основной задачи Товарищества «объединиться на почве художественно-живописных интересов» художники Курска стремились стать центром, «привлекающим к себе всех так или иначе интересующихся искусством, к какой бы области изящного оно не принадлежало». Именно поэтому в выставках Товарищества вместе с профессионалами участвовали художники-любители. За время своего существования Товарищество курских художников провело восемь выставок, в которых приняло участие 96 художников, представивших 1 344 экспоната.

Общества и организации, возникшие в XIX – н. XX в. в сфере искусства, не представляли собой единой культурной, художественной среды. В большинстве своем они отличались замкнутостью, сосредоточенностью на собственных специфических интересах. Подобная мозаичность художественной среды легко объяснима. Общества этого типа еще не успели получить широкого развития и не имели достаточного опыта организационной работы среди населения. Да и сама основная масса жителей Центрального Черноземья в силу своего невысокого художественно-образовательного уровня не была готова к восприятию таких начинаний. Рассмотрев некоторые аспекты художественной жизни Центрального Черноземья XIX – н. XX в., невольно приходишь к выводу о том, что в губерниях Центрального Черноземья – Курской, Тамбовской, Воронежской – именно в этот период формируются художественные школы.

Список литературы

  1. Отчет комитета Воронежского кружка любителей рисования за 1908 г. – Воронеж, 1908. – С.2.
  2. Абаренкова Е. Московские художественные студии. Дисс… к. ист. наук. – М., 1996. – С.98 (Записки А.В. Куприна. Частный архив В.М. Лобанова. Москва).
  3. Дрокин В. Художник Криволуцкий и его школа рисования // Тамбовская правда. – 1946. – 6 января.
  4. Круглый И. Художники Воронежа, Курска, Орла. – Л., 1960. – С. 5.